На международной ярмарке современного искусства в Москве архитектура предстанет в новом свете
5 декабря для московских зрителей в восьмой раз распахнет двери Международная ярмарка современного искусства «Арт-Манеж». Центральный выставочный зал /ЦВЗ/ «Манеж» на неделю превратится в гигантский «рынок» современного искусства. Как сообщила РИА «Новости» пресс-секретарь ярмарки Марина Цатурова, всего представлено 68 художественных галерей — меньше, чем в прошлые годы, зато расширилась география участников ярмарки. Теперь в проектах «Арт-Манежа» участвуют художники России, Белоруссии, Украины, Грузии, Армении, Германии, Чехии. На фоне обычной ярмарки, где рядом с шедеврами соседствуют салон и кич, выделяется зона спецпроектов, их тема — «Архитектура и изобразительное искусство». Композиционный центр экспозиции — художественный проект «Стены и башни». Среди них главенствует 13-метровая «Ампирная колонна», сплетенная из лозы московским живописцем Николаем Полисским и промысловиками из деревни Никола-Ленивец при содействии Национального парка «Угра». Впервые Полисский соорудил башню во Франции из корней винограда, а нынешняя, из традиционных для России прутьев ольхи и березы, «являет собой апофеоз народного представления о высокой архитектуре», пояснил автор в интервью РИА «Новости». Рядом — полюбившаяся критикам «Башня для снов» Семена Агроскина: обычная железная кровать, только поднятая почти до потолка на очень высоких ножках, заставляет вспомнить идеи сюрреалистов. А Мария Александрова превратила в башню обломок берлинской стены, испещренный граффити. Совсем иные сооружения воздвиг Петр Белый: проект Санкт-Петербургского Манежа «Сон диктатора» — это «попытка осмыслить историю двадцатого века путем создания серии башен-символов». На башни-зиккураты, как рассказал их строитель, ушло 5,5 тыс «советских» баночек из-под майонеза и несколько листов цветного стекла. В каждую из хрупких стеклянных «кирпичиков» будто налита какая-либо из четырех жидкостей, которыми пропитана история ХХ века: кровь, вода, слезы, нефть. Спецпроект Центра современной архитектуры «Формула — Мариинка-2» вместил в себя 11 проектов, представленных на недавно завершившимся конкурсе по реконструкции Мариинского театра. Идеи зодчих три московских художника переосмыслили в мультимедийном шоу. Наконец, внимание ценителей привлечет проект «Бумажная архитектура», где собраны работы Александра Бродского, Юрия Аввакумова, Игоря Уткина и других мастеров, к которым примкнула «Корабельная архитектура» Бориса Бельского. Башни, в том числе московские — старинные колокольни и возведенные в ХХ веке высотки, по-своему изобразили живописцы и скульпторы: Андрей Волков, Татьяна Назаренко, Андрей Красулин, Игорь Камянов и другие. На выставке также будут представлены произведения с сюжетами наиболее ярких авторов — признанных и восходящих звезд московской арт-сцены: Ирины Старженецкой, Владимира Брайнина со своей «Историей одного города», Александра Суворова, Алены Аносовой, Ольги Гречиной, Льва Табенкина, Ольги Победовой, Леонида Баранова и ряда их коллег. В экспозицию на равных с другими видами искусства допущена фотография, также отвечающая общей тематике проекта. Стены старинного Манежа, много повидавшие за десятилетия своей службы в качестве главной выставочной площадки страны, украсят разноплановые произведения. Их авторы неравнозначны по авторитету и стажу участия в выставках: здесь и «патриархи», и начинающие художники. Последним особенно важно показать свои работы на крупнейшей на постсоветском пространстве ярмарке искусства. Ведь, пока ни в России, ни в СНГ все еще нет крупного некоммерческого фестиваля современного искусства, «Арт-Манеж» служит своеобразным аналогом Венецианской биеннале. За восемь лет он стал местом, где каждый год встречаются галеристы, художники, критики, дизайнеры и зодчие, а также коллекционеры, ценители прекрасного и «активные потребители» искусства. За все эти годы через залы ярмарки прошло более 300 тысяч зрителей. Сравнительную статистику продаж на «Арт-Манеже» специалисты считают показателем динамики развития российского арт-рынка: публика идет на эту ярмарку, прежде всего, как на масштабную выставку современного искусства.