23.07.2003 |
7С: — Джафар Зуфарович, а почему женщины молятся отдельно от мужчин?
— Не акцентируйте это как унижение женщин, или разделение прихожан. Представьте себе проповедь: поклоны, впереди сидит женщина — молодая, красивая, как вы, а сзади парень. Он о Боге будет думать, или о том, какая у вас фигура красивая, и как бы с вами познакомиться? Только из этих соображений молитвы и проходят отдельно. Во время поклонов бывает так, что места не хватает, задевают друг друга, головой можно зацепить юбку. Если бы мусульманские мужчины и женщины молились вместе, уже давно анекдоты бы пошли.
(Я улыбаюсь и делаю вид, что верю ему).
7С: — Откуда взялись средства на строительство мечети?
— Я много лет ходил, собирал, оказали финансовую помощь прихожане. Из Турции прислали светильники, трубы из полимера, панели, строительные материалы, 58 окон вместе со стеклопакетами, оконными блоками, рамами и декоративными решетками, 840 квадратных метров ковролина, 32 двери вместе с ручками и замками, арматуру, все, вплоть до отверток.
7С: — В Ростовской области это единственная мечеть?
— Да. Сто лет назад на улице Красноармейской была построена Соборная мечеть, но она ни в какое сравнение не идет с этой, просто хижина дяди Тома. Эта же мечеть построена по всем требованиям современности, и соблюдена связь с Востоком.
7С: — Сколько у вас сейчас прихожан и что они делали, пока мечеть была ещё не достроена?
— Слушали проповедь у нас во дворе, стелили ковры на землю и молились. Столько раз попадали под дождь с этими коврами. Теперь количество прихожан намного возросло: женщин — вдвое, мужчин — раза в четыре. Сейчас на пятничную проповедь ходит более пятисот человек. Всего же мусульман в Ростове от 60 до 70 тысяч, в области — более трехсот тысяч. Часть мусульман — мигранты из Средней Азии, Чечни, Дагестана и т. д.
7С: — При мечети откроется медресе (духовная школа)?
— Обязательно. Позже мы собираемся построить общежитие, открыть столовую для прихожан, чтобы они могли здесь жить, питаться и получать первоначальное образование. Прекрасные исламские университеты есть в Уфе, Москве, Казани, будет и у нас, когда мы будем готовы к этому. Нам необходимы свои преподаватели. От арабов сегодня больше нужна материальная помощь, а своих детей мы будем воспитывать сами. Мы не позволим разным там Хаттабам под видом летних лагерей обучать их проведению терактов. Мы дружим с Саудовской Аравией, но это — родина ваххабитов, там попробуй только свою мысль вслух сказать, — или тебе тюрьма, или смертная казнь. Нужно говорить только то, что думает королевская семья. Мы же будем руководствоваться только Кораном и словами пророков, тогда никто к нам придраться не сможет.
7С: — Скажите, ведь ислам — это не просто вероисповедание, это образ жизни. Вы и ваши прихожане живете в светском государстве, как вам удается пять раз в день находить время для намаза (молитвы), а пятницу посвящать полуденному богослужению?
— Мы тоже работаем, а не бездельничаем. Все почему-то думают, что совершать намаз пять раз в день очень трудно, почти невозможно. Доходит до абсурда: говорят, что Египет проиграл Израилю из-за того, что египтяне во время войны молились. Смотрите: утренний намаз занимает две минуты, совершать его можно в любое время в течение двух часов — с 3.32. до 5.32 — от рассвета до восхода солнца; то же самое с полуденной молитвой (она часто попадает на перерыв), третья молитва — во второй половине дня до заката солнца, четвертая — при закате, пятая — в начале ночи. Так что ничего сложного нет, есть расписание, которое зависит от времени восхода и заката солнца. Для совершения каждой молитвы — большие промежутки. Это же не так, что наступило время, упал-отжался, как говорил генерал Лебедь.
Пятница — день проповеди и молитвы. Во многих странах, где ислам является государственной религией, пятница — выходной день. Мы же подчиняемся законам государства, в котором живем. Есть слова пророка: «Если в другие дни ты работал с полной отдачей сил, то в пятницу должен работать еще больше». Кого-то отпускают с работы, и они посещают пятничную проповедь. Многие не могут, и на то есть уважительная причина, человек должен подчиниться. И без того воскресение — христианский выходной, суббота — иудейский. Если ещё сделать мусульманский выходной в пятницу, что из этого получится? Армяне «подтянутся», грегорианцы, вообще тогда рабочих дней не останется. У нас и так страна праздников. Когда меня навещают знакомые из-за рубежа, то смеются: как ни приедут, у нас четыре дня праздники, пять дней нерабочих.
7С: — Недавно в Ростов привозили мощи святого Андрея Первозванного. Вы ходили на них посмотреть? Есть ли у вас такие обычаи?
— Больше ста тысяч людей посетили мощи, но я не ходил. У меня своя религия, мне не мешают, и я другим не мешаю. Святыни по городам мы не возим. Если бы у нас все было одинаково, мы бы и назывались одинаково. В исламе свои обычаи — то же паломничество в Мекку. В городе с полумиллионным населением собирается до трех миллионов мусульман со всего света. И никто из них не может остаться без жилья или питания. На каждом углу еду и минеральную воду раздают бесплатно.
7С: — Это не разорительно для страны?
— Наоборот, каждый паломник оставляет там от пятисот до тысячи долларов. Хотя для Саудовской Аравии, с ее нефтедолларами, это небольшие деньги.
Я был в Мекке три раза, два из них — руководителем паломников всей России. На эту роль нужен опытный руководитель, чтобы избежать многих ошибок. К примеру, многие короли целуют руку королю Саудовской Аравии. Мы категорически против этого: он для нас такой же простой смертный, если мы решили поклониться пророку, то почему должны целовать руку короля Саудовской Аравии? А если послать неграмотного руководителя, то он и ногу может поцеловать.
Честно скажу, очень тяжело было. Группа в несколько тысяч человек, были такие, кто забредет куда-нибудь, ищем по три дня в моргах, а он сидит в гостинице с малайзийцами, сингапурцами, кушает, общается. Это было в 80-е годы прошлого века, попробуй потерять хоть одного паломника, можно было испортить себе всю жизнь.
7С: — Недавно две женщины-шахидки в Москве совершили очередной теракт. А каково отношение верующих мусульман к шахидам? На своем посту вы как-то пытаетесь предотвращать теракты?
— Шахид — это тот, кто умирает, защищая свой дом, свою семью или свою жизнь на войне. Те, кто взрывает себя на людных площадях — это не шахиды, а преступники по религиозным, не говоря уже о светских законах. Там же десятки мусульман погибли! Исламский терроризм — нет такого понятия, журналисты приклеили ярлык. Террористы же прикрываются религией, чтобы повести за собой людей, тем более они знают, что сегодня, в большинстве своем, народ религиозно безграмотен — как в христианстве, так и в исламе.
Я двадцать два года езжу по области, в общинах говорю, чтобы ни в коем случае не оставляли никого ночевать, не хранили сумки, вещи. За тем, чтобы никто не оставался, следит охрана. Я не имею права рисковать тысячами людей. После каждого теракта я несколько пятничных проповедей посвящаю этому событию, рассказываю, насколько это преступно. Бог дал нам жизнь, и только он имеет право ее отнять, а не Басаев, Дудаев, или кто-то другой. И хотя в исламе существует смертная казнь за определенные преступления, но только через суд. Ни в коем случае нельзя заниматься самоуправством. По своему образованию и должности я — исламский судья, поэтому законы я знаю.
7С: — Девушки-мусульманки из нашего университета все время ходят в платках, это необходимо?
— Да, потому что волосы — предмет соблазнения мужчины. По телевизору постоянно говорят о крепости семьи и в то же время хотят, чтобы мусульманские женщины разделись. Зачем? Ведь ислам не запрещает соблазнять мужа, дома пусть хоть голые ходят, а зачем портить чужих мужчин?
7С: — Но ведь на улице стоит такая высокая температура, им же жарко!
— Пусть ходят, лишь бы никого не взрывали!
Текст Валерия Подорожнова