Русская линия
Совершенно секретно Михаил Карпов09.09.2003 

Каменное эхо
Секреты истории

ИЗ АРХИВА А.Н. СОЛОВЬЕВА
Нет зрелища в русском пейзаже печальнее, чем вид разоренной церкви, купол которой осеняет не крест, а листва проросших сквозь него молодых дерев. Сколько таких храмов на Руси осталось после более чем семи десятков лет большевистского
Как-то само собой пришло желание написать о нашей деревенской церкви.
В списке памятников архитектуры Новгородской области удалось разыскать следующее ее описание:
«Церковь Святой Троицы 1805 — 1834 гг. д.Ужин. Современное состояние памятника неудовлетворительное.

Здание не входит в список памятников, находящихся под охраной государства. Степень разрушения основных конструктивных элементов кровли, несущих стен, оконных и дверных заполнений, декора и т. д. уточняется. Ведутся работы по более точному определению технического состояния памятника. В наружной композиции утрачено только купольное покрытие над храмом и лестницы перед входами. Убранство интерьеров, иконостас — не сохранились. Пол в аварийном состоянии. Ограда, окружавшая церковь, разрушена до основания.

Реставрационные работы не проводились.
Памятник является интересным примером провинциальной архитектуры эпохи позднего классицизма».
Вот такая визитная карточка. Будто и неведомо было ее составителям, что владелец ближних к Ужину Новотроиц Александр Петрович Квашнин-Самарин — герой русско-турецкой войны 1787−1791 гг., пожертвовавший 90 тысяч рублей на строительство церкви, приятельствовал с самим Александром Васильевичем Суворовым, чье имение Кончанское, куда он был сослан Павлом I, граничило с владениями Квашниных-Самариных, и состоял с ним в переписке. И, вполне возможно, именно по его примеру затеял возведение храма. Ведь известно: в четырех верстах от своей усадьбы, в селе Сопино, великий полководец, отличавшийся примерной набожностью — на клиросе, по его собственному выражению, за дьячка пел, — на свои средства выстроил каменную церковь, нареченную, как и ужинская, во имя Троицы Живоначальной.

Ну ладно, это все «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Что же до не столь отдаленного прошлого, то односельчане поведали, как в престольные праздники народ валил в церковь густо, рядами от обочины до обочины заполняя все дорожное полотно. Помянули и последнего батюшку, отца Петра, чья мученическая судьбина «это многих славный путь». Кстати, его дом стоял аккурат на месте нынешнего моего.

Почти не надеясь на успех, составил письмо в новгородское управление ФСБ и был приятно удивлен, когда буквально за полчаса получил из рук крайне любезной сотрудницы ведомственного архива ксерокопии потребных мне листов из дела. Весьма примечательно, что на вопрос, как оплатить данную услугу, получил в ответ обворожительную улыбку: «Мы, может быть, единственное учреждение в России, кто делает это бесплатно!»

Из бумаг явствовало, что отца Петра провели по групповому делу. Чего уж там с одним-то попом возиться!

17 сентября тридцать седьмого за ним пришли, как водится, на рассвете. Предъявили ордер на обыск и арест, которому даже не удосужились присвоить номер. В деле находится и анкета арестованного.

Валдай РО НКВД — Л.О. (Ленинградской области)

1. Фамилия — Соловьев
2. Имя и отчество — Петр Петрович
3. Дата рождения: число — 14, месяц — май, год — 1878.
4. Место рождения — с. Ужин Ново-Троицкого с/совета Валдайского района Ленинградской области.
5. Местожительство (адрес) — с. Ужин Ново-Троицкого с/с Валдайского р-на Ленинградской области.
6. Профессия и специальность — Служитель культа — священник.
7. Место службы и должность или род занятий — священник Ужинской церкви Новотроицкий с/совет, Валдайский район.
8. Паспорт — не имеется.
9. Социальное происхождение — священник с. Ужина. Служитель культа. Дом и сельхозяйство.
10. Социальное положение — служитель культа
а) до революции — служ. культа — священник
11. Образование (общее и специальное) — среднее. Окончил Новгородскую духовную семинарию.
16. Каким репрессиям подвергался при Соввласти: судимость, арест и др. (когда, каким органом и за что) судился Нарсудом Валдайского района по ст. 125 УК и приговорен к штрафу 300 рубл. В 1937 г.
17. Состав семьи — жена Лидия Николаевна Соловьева с.Ужин. Домохозяйка.
Сын — Кронид Петрович Соловьев — Ленинград. Полозова ул.22/15 — Топотряд в системе НКВД.
— Николай Петрович Соловьев. Ленинград Полозова ул. 22/15, техник.
— Нит Петрович Соловьев. Ленинград Полозова ул. 22/15.
— Александр Петрович Соловьев. Ленинград. М. Охта. Мариинская 23, кв. 15, Топотряд…

Подпись арестованного
1. Особые внешние приметы — носит постоянно очки, потеря зрения на 90%.

Семья Соловьевых. Слева направо: Александр, Лидия Николаевна, Кронид, отец Петр, стоит Николай, сидит Нит. 1921 год. Слева: церковь в Ужине. 1928 год
2. Кем и когда арестован — Валдай РО НКВД 17 сентября 1937 г.
3. Где содержится под стражей — Старорусская тюрьма
«19» сентября 1937 г.
Что же видно из этой анкеты? Что там, где родился, — там и пригодился отец Петр. Что был пятидесяти девяти лет от роду и практически слеп. Но отнюдь не духовно. Колокола с церкви Св. Троицы, где его крестили и где он служил после семинарии до самого ареста, сбросили в начале тридцатых, и ее высокая колокольня умолкла. Но не умолк батюшка, а продолжал служить. Хоть и пуганули его трехсотрублевым штрафом.

Удивляло только, что два сына отца Петра, как явствует из анкеты, служили в системе НКВД. Недоумение развеял звонок в Питер внуку отца Петра Александру Нитовичу Соловьеву. Он разъяснил, что его дядья были топографами, а сия почтенная профессия почиталась сугубо секретной и находилась в ведении всемогущего НКВД.

В то же утро взяли еще двоих: кузнеца из Новой деревни Ивана Тиханова и бывшего священника из Новотроиц Федора Жаренова. А за 12 дней до них был арестован бывший директор Новотроицкой неполной средней школы Николай Нестеров.

28 сентября пришел черед Григория Афанасьева, Сергея Цветкова и Егора Банеева.

Судя по всему, создание следственного дела. 926 637 носило чисто импровизационный характер. Никто из обвиняемых до ареста остальных против них не свидетельствовал. Председателя двадцатки арестовывают после председателя ее ревкомиссии, рядового верующего — раньше священника и т. д. Ну, а группу из них склеить труда не составляло, все они были церковными активистами. Про отца Петра и Федора Жаренова говорить не приходится, Григорий Афанасьев был председателем церковной двадцатки, Иван Тиханов — председателем ее ревизионной комиссии, Егор Банеев — церковным старостой, а Николая Нестерова и Сергея Цветкова -кстати, первый был бывшим членом ВЛКСМ, а второй — ВКП (б) — пристегнули, видно, для солидности. Да и то Цветкова в контрреволюционных деяниях «изобличить» не удалось, и его пустили по уголовке за срыв плана лесосплава.

Из материалов дела, естественно, видно, что ничем особым обвиняемые советской власти не насолили. Тривиальные «к-р. агитация, разжигание религиозного фанатизма и ненависти к соввласти, борьба с мероприятиями партии и правительства». Не то что дело о «контрреволюционной организации церковников», якобы созданной высланным в Валдай архиепископом Казанским В.В. Плотниковым. Там особой тройке управления НКВД по Ленинградской области было где разгуляться. Ее решение от 11 августа 1937 года обрекло всех 13 арестованных по делу на расстрел. Оно явно послужило сигналом «делай как я!» всем новгородским районам. В каждом из них, как свидетельствует известный новгородский историк Михаил Петров, были «раскрыты» свои организации. В Крестецком районе — священника А.А. Быстрова, в Шимском — М.Д. Твердынского, в Пестовском — П.И. Киселева, в Залучском — В.В. Попова и т. д.

Но самым черным днем для Новгородской епархии стало 10 декабря 1937 года. Всего за одно заседание особая тройка приговорила к расстрелу 65 человек, из них 40 иереев. А перед самым новым годом, 30 декабря, к стенке стала другая большая группа новгородских священно- и церковнослужителей во главе с епископом П.В. Васильевым.

Словом, и по храмам древнейшей из русских земель в 37-м прошелся тот самый девятый вал кровавых репрессий, что захлестнул тогда всю страну. Широко известный автор фундаментальных исследований по истории Русской Православной Церкви, канадский ученый, профессор Д.В. Поспеловский подчеркивает: «В 1936 году началась массовая ликвидация всех религиозных учреждений; к 1939 году эта цель была достигнута». А другой знаток вопроса Лев Регельсон в хронологии, входящей в его труд «Трагедия русской церкви. 1917−1945», отмечает под 1937 годом: «Массовые аресты духовенства и активных мирян. Массовое закрытие церквей. Руководство антирелигиозной кампанией возглавляет нарком внутренних дел Ежов».

Весьма примечательна попытка отделить агнцев от козлищ, предпринятая в. 7 за 1938 год журнала «Антирелигиозник»: «Верующие трудящиеся исполняют время от времени те или иные религиозные обряды, удовлетворяют свои религиозные потребности. Они не принимают непосредственного участия в так называемой „церковной жизни“. С такими верующими мы совместно идем к одной общей цели, боремся за одно и то же — за полное торжество коммунизма… Другое дело — церковники, члены двадцаток. Они не только выполняют обряды, но частенько нарушают советские законы, ведут религиозную пропаганду, организуют незаконные сборы на церковь».
По-другому подходить к верующим было небезопасно — только что прошедшая официальная перепись, и та выявила их огромный процент среди населения: две трети среди сельского и треть среди городского! Крупская в статье, опубликованной в марте 37-го в «Известиях», разочарованно отмечала: «Недавняя перепись населения показала, что массы, и в особенности женщины, были смущены разделами опросного листа, касающимися религии. Многие из них, которые давно не выполняют обрядов, не решались написать «неверующая» и в конце концов написали «верующая».

Долго маяться в Старорусской тюрьме нашим ужинским да новотроицким не пришлось. Уже 9 ноября, отгуляв свои праздники, начальник Валдайского РО НКВД лейтенант милиции Симонов подмахнул обвинительное заключение и постановил:

«Следственное дело N_ по обвинению СОЛОВЬЕВА Петра Петровича, ТИХАНОВА Ивана Тихановича, НЕСТЕРОВА Николая Яковлевича, ЖАРЕНОВА Федора Васильевича, БАНЕЕВА Егора Михайловича, АФАНАСЬЕВА Григория Афанасьевича, ЦВЕТКОВА Сергея Ивановича направить на рассмотрение Тройки УНКВД по ЛО».

Отметим, что, как в случае с ордером, в постановлении не проставлен номер дела — не до того; 27 ноября Особая Тройка НКВД ЛО составила протокол. 123.

Из протокола заседания Особой Тройки.

УНКВД ЛО. 123 от «27"-X-1937 г.

Дело.92 637−37 г. Валдайского РО НКВД, по обвинению:

СОЛОВЬЕВА и других (всего 7 человек) в к-р. деятельности.

По делу обвиняются:

СОЛОВЬЕВ Петр Петрович, 1878 г. р., ур. с. Ужин, Новотроицкого с/с, Валдайского р-на Ленобласти, проживал там же, русский, гр. СССР, служитель культа — священник Ужинской церкви, б/п, образование среднее, женат, имеет жену и 4 взрослых сыновей, судим в 1937 г. за нарушение правил об отделении церкви от государства, приговорен к 300 рублям штрафа. — В том, что, будучи врагом соввласти и ВКПб, систематически проводил к-р. агитацию населения, выступал в проповедях с к-р. призывами, разжигал религиозный фанатизм, внушал ненависть к соввласти, группировал вокруг церкви враждебные соввласти к-р. элементы, вдохновлял их на борьбу со всеми мероприятиями партии и правительства.

Виновным себя признал частично, но изобличается показаниями свидетелей Селиверстова, Оскина, Ушанова, Андреева, Цветкова и обвиненных Жаренова, Банеева и Афанасьева. -

Арестован 17.9.37 г. Содержится в Старорусской тюрьме.

ВЕРНО: За секретаря Тройки

Нач. III Отд. VIII Отдела

Лейтенанта Гос. Безопасности (Сорокин) Подпись.

СОЛОВЬЕВА
Петра Петровича — РАССТРЕЛЯТЬ.
АФАНАСЬЕВА Григория Афанасьевича, 1869 г. р., ур. д. Новотроицкое Новотроицкого с/с Валдайского р. Ленобласти, проживал там же, русский, гр. СССР, б. кулак, в 1933 г. раскулачен и ЛИШЕН ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЦЕРКОВНОЙ ДВАДЦАТКИ Ужинской церкви, б/п, грамотный, женат, несудим, до ареста без определенных занятий.

В том что будучи врагом соввласти и ВКП/б/, поддерживал тесную связь с попом СОЛОВЬЕВЫМ и разделял его к/р взгляды, агитацию среди населения, угрожал расправой местному активу, распространял провокационные слухи о скорой гибели СССР в войне с Японией и Германией. -

Виновным себя признал.
Арестован 28.9.37 г. Содержится в Старорусской тюрьме.
АФАНАСЬЕВА Григория Афанасьевича — РАССТРЕЛЯТЬ
Группа жителей села Ужин. 1935 год. От навета и ареста не был застрахован никто
ТИХАНОВ Иван Тиханович, 1887 г. р., ур. д. Новая Новотроицкого с/с. Валдайского р. Ленобласти, проживал там же, русский, гр. СССР, из крестьян зажиточных, грамотный, б/п, женат, судим в 1934 г. за НЕВЫПОЛНЕНИЕ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАДАНИЙ к 6 м. ИТР, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РЕВКОМИССИИ ЦЕРКОВНОЙ ДВАДЦАТКИ, до ареста работал кузнецом по найму в колхозе «Колос».

В том, что, будучи враждебно настроен к соввласти и ВКП/б/, систематически проводил к-р. агитацию среди населения, был связан с попом СОЛОВЬЕВЫМ и разделял его к-р. взгляды, клеветал на соввласть и ВКП/б/. Работая кузнецом, умышленно срывал ремонт сельхозмашин.
Виновным себя признал частично, но изобличается показаниями свидетелей Панкрушевой, Селиверстовой, Давыдова и др.

Арестован 17.9.37 г. Содержится в Старорусской тюрьме.

ТИХАНОВА Ивана Тихановича — заключить в исправтрудлагерь на 10 лет, считая срок с 17.9.37 года.

НЕСТЕРОВ Николай Яковлевич, 1914 г. р., ур. гор. Бологое Калининской области, русский, гр. СССР, служащий, б. директор Новотроицкой неполной средней школы, холост, образование среднее, б/п, б. член ВЛКСМ, исключен в 1934 г. за бытовое разложение и связь с церковниками, несудим, до ареста проживал в д. Новая Новотроицкого с/с. Валдайского р. Ленобласти, без определенных занятий. -

В том, что, будучи врагом соввласти и ВКП/б/, поддерживал тесную связь с попом СОЛОВЬЕВЫМ и членами церковной двадцатки, проводил к-р. работу среди учеников, где высказывал приветствия фашистским вождям: работая в школе, применял антикоммунстические методы воспитания учеников, среди которых развивал шовинистические чувства.

Виновным себя признал частично, но изобличается показаниями свидетелей Селиверстова, Сокина, Андреевой, Ушанова и др.

Арестован 5.9.37 г. Содержится в Старорусской тюрьме.

НЕСТЕРОВА Николая Яковлевича — заключить в исправтрудлагерь на 10 лет, считая срок с 5.9.37 г.

ЖАРЕНОВ Федор Васильевич, 1871 г. р., ур. д. Новотроицкое Новотроицкого с/с. Валдайского р. Ленобласти, проживал там же, русский, гр. СССР, бывш. Священник, грамотный, б/п. женат, несудим, до ареста единоличник. -

В том, что, будучи враждебно настроен к соввласти и ВКП/б/, был связан с попом СОЛОВЬЕВЫМ, вдохновляемый последним, дважды угрожал в текущем году активисту БЕГАНСКОМУ за антирелигиозную работу, клеветал на соввласть и колхозное строительство, среди населения проводил к-р. агитацию против мероприятий партии и правительства. -

Виновным себя признал.

Арестован 17.9.37 г. Содержится в Старорусской тюрьме.

ЖАРЕНОВА Федора Васильевича — РАССТРЕЛЯТЬ.

ВАНЕЕВ Егор Михайлович, 1872 г. р., ур. д. Д. Малая Крестовая, Окуловского р-на Ленобласти, проживал там же, русский, гр. СССР, из крестьян — б. зажиточных, церковный староста, грамотный, б/п, женат, судим в 1937 г. за НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА, оштрафован на 300 рублей. -

В том, что, будучи враждебно настроен к соввласти и ВКП/б/, был тесно связан с попом СОЛОВЬЕВЫМ, разделяя к-р. взгляды последнего, систематически проводил лично к-р. агитацию среди колхозников колхоза, клеветал на соввласть и колхозное строительство.

Виновным себя признал.

Арестован 28.9.37 г. Содержится в Старорусской тюрьме.

ВАНЕЕВА Егора Михайловича — РАССТРЕЛЯТЬ.

К этому документу подшита коротенькая справочка:

СПРАВКА

Приговор Тройки УНКВД Ленинградской обл. от «27» — Х- 1937 г. в отношении Соловьева П.П., Ванеева Е.М., Афанасьева Г. А. и Жаренова Ф.В. приведен в исполнение «30"-Х-1937 г.

НАЧАЛЬНИК 2 ОТД. 3 СЕКТОРА 1 с/о МВД СССР

/Каменский/ Подпись

«5"-VIII-1953 г.

Отчего справка датирована 1953 годом и отчего в деле упоминается то Ванеев, то Банеев, про то один чекистский бог ведает. Что же до нашей ужинской церкви, то с ареста отца Петра и поселилось под ее сводами на более чем полвека каменное эхо. И надежд, что прорвется сквозь него величие православного богослужения, почти нет. Некому ему внимать. Вымирает новгородская деревня.
Отец Петр стал одним из тех, о которых Поспеловский пишет: «В течение 30-х годов число священников на исконной территории Советского Союза понизилось на 95 процентов». Даже там, где не все церкви были закрыты, служить в них было некому. По свидетельству эмигрировавшего в США в 1980 году священника из Одессы К. Тивецкого, в городе оставалась лишь одна незакрытая церковь, но и то постоянного священника в ней не было. Она уцелела, по слухам, лишь благодаря слезной мольбе академика Филатова, лечившего Сталину глаза. По рассказам, по воскресеньям в гуще верующих иной раз появлялся батюшка, но к утру исчезал в застенках НКВД.

По подсчетам Регельсона, в 1937 году было арестовано до полусотни епископов, а к 1939 году на свободе остались всего четыре правящих епископа — митрополит Сергий (Старгородский), митрополит Алексий (Симанский), митрополит Николай (Янушевич) и архиепископ Сергий (Воскресенский). Поспеловский пишет: «Даже если предположить, что в 30-х годах рукоположение священников не совершалось, что до 30 процентов священников, служивших в начале 30-х гг., умерли своей смертью, то остается еще 37 тысяч без вести пропавших священников».

Вечная им память.
Валдай — Новгород — Москва

Автор искренне благодарит начальника информационно-архивного подразделения УФСБ по Новгородской области Ю.А. Антонова и начальника архива подразделения Е.В.Тэммо за содействие, оказанное при подготовке этого материала. Фото любезно предоставлены внуком о. Петра — А.Н.Соловьевым


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru