Русская линия
Российская газета Ю. Малахова15.08.2003 

У «Романовых» могла быть другая судьба

Ситуацию с арестом фильма Глеба Панфилова «Романовы. Венценосная семья», который по решению Московского арбитражного суда теперь отдан за долги кредитору — Сбербанку, комментирует председатель Союза кинематографистов России Никита МИХАЛКОВ:
— На мой взгляд, причиной столь серьезного конфликта стала наша режиссерская неопытность. Наверное, нельзя было подписывать контракт, по которому ты гарантируешь кредитору возврат всех денег, рассчитывая на окупаемость в кинопрокате. Тем более ошибкой было поступить так тогда, когда выпустившая фильм студия «Вера» несколько лет назад брала кредит — ведь в то время качественных кинотеатров в России было в три раза меньше, чем теперь. Думаю, что сегодня уже можно было бы рассчитывать на растущий интерес зрителя к нашему кино, тогда же это было опасно: на картину тратили миллионов десять долларов, а сборы от проката составили в лучшем случае тысяч триста. Цифры несопоставимые.
— А что было делать Панфилову, который готовился к этому проекту еще с 70-х? Ждать, пока построят кинотеатры?
— Конечно, ситуация сложилась унизительная и оскорбительная для режиссера. Но можно понять и кредитора, давшего деньги на определенный срок и под гарантии возврата, но не получившего ничего. Я вообще считаю, что картина «Венценосная семья» могла бы получить «Оскара», если бы была правильно и вовремя представлена в Американскую киноакадемию. Я не знаю, почему ничего для этого не сделали те, кто мог бы помочь картине, — в том числе наше Министерство культуры. Тогда вопрос терроризма в Америке стал очень актуален, а убийство царской семьи — чистейшей воды террор. Убежден, что на гребне внимания к этой теме фильм мог быть номинирован на «Оскар» и даже получить его. И у картины была бы совершенно другая судьба! Но, как говорил Пушкин, «до чего же мы, русские, ленивы и нелюбопытны"… Наша необученность в продвижении картины, отсутствие напористости — все это сыграло свою роль. Панфилов — интеллигентнейший человек и, похоже, предполагает, что фильм должны смотреть, потому что он сделан честно и сделан большим художником. Торговать билетами и рассказывать о фильме, зазывая зрителя в залы — не его дело. А вот для продюсеров раскрутка, продвижение картины, получение прибыли — непосредственная задача. Убежден, что фильм Панфилова, раскрученный в США на «Оскаре», мог бы собрать хорошие деньги если не в России, то в Европе уж точно.
— Получается, что просто упустили шанс?
— Я не уверен, что на этом судьба фильма «Романовы» заканчивается. Ведь Глеб снял потрясающую картину! Я смотрел ее три раза, причем однажды стоя — при показе ее в Италии в зале не было свободных мест. Казалось бы — ведь уже видел фильм от начала до конца, но вот заглянул в зал и не смог оторваться, простоял завороженным все два часа. Тогда меня Панфилов потерял — ждал возле кинотеатра, а я не мог уйти, все смотрел и смотрел… Это замечательная картина и, думаю, она еще не отработала свое. Есть такие мины замедленного действия. Трагедия царской семьи уже записана в скрижали истории, а фильм Панфилова настолько пронзителен, что его судьба не может не состояться. Все это грустно: думаю, будь такая картина снята где-нибудь в Финляндии, ее автор уже стал бы президентом страны. Потому что они ценят свои таланты, умеют раскручивать и поддерживать своих. А у нас ее во многом восприняли как классическую ленту старейшины нашего кино. Глубочайшая ошибка! Эта работа Глеба Панфилова — «долгоиграющая», у нее впереди должна быть блестящая судьба.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru