Славное празднование иконы БОЖИЕЙ МАТЕРИ «Троеручица» Православная ЦЕРКОВЬ совершает дважды в году: 28 Июня/11 Июля и 12/25 Июля. События, связанные с первоначальным прославлением этой иконы, принадлежат к числу величайших чудес и милостей, дарованных ЦАРИЦЕЙ НЕБЕСНОЙ роду человеческому. Свою славу икона «Троеручица» явила мiру во время разгула иконоборческой ереси. В 716 году по Р.Х. на Византийский Престол БОЖИИМ попущением вступил лютый иконоборец, Император Лев Исаврянин. По его приказаниям воины врывались в дома верующих, отыскивая иконы, отбирали их и жгли, а иконопочитателей предавали мукам и смерти. В эту пору ревностным защитником иконопочитания выказал себя государственный советник калифа Дамасского высокообразованный христианин Иоанн, пользовавшийся значительным влиянием на своего государя-магометанина. Иоанн писал письма своим многочисленным знакомым в Византии, в которых, на основании Священного Писания и Предания, доказывал правильность иконопочитания. Вдохновенные письма Иоанна Дамаскина переписывались, передавались из рук в руки, получая в Византии самое широкое распространение, и немало способствовали утверждению православных в истине и обличению иконоборческой ереси. Желая извести сего Иоанна, чтобы в нем лишить Церковь непобедимого защитника иконопочитания, двуличный Император Лев решился на страшную ложь. Он приказал искусному писцу изучить почерк Иоанна и затем составить поддельное письмо как бы от Иоанна к Императору с предложением своей измены Дамасскому государю. В сем подложном письме Император Лев якобы извещался в том, что город Дамаск охраняется сарацинами небрежно и что императорское войско без труда им овладеет, автор же письма поможет в этом Императору. Поддельное письмо Император послал калифу, присовокупив к нему собственные заверения, что, несмотря на уговоры мнимого предателя, он желает жить с калифом дружно и советует Иоанна казнить. Ни личная преданность Иоанна, ни его усердная служба не внушили калифу мысли проверить справедливым расследованием возведенную на Иоанна клевету. Калиф велел палачу отсечь у Иоанна правую руку, якобы начертавшую план измены, и повесить ее на городской площади. Вечером в тот же день блаженный, узнав, что утих гнев калифа, послал к нему своих друзей со следующими словами: «Умножается болезнь моя и несказанно меня мучит, и я не могу иметь отрады, доколе рука моя, на позор повешенная, не будет отдана мне». Калиф склонился на мольбы страдальца и велел отдать ему отсеченную руку. Получив мертвую десницу, Иоанн затворился в свою келью и, падши пред Святой иконой БОГОМАТЕРИ, приложил отсеченную плоть к ране и из глубины сердца со слезами и рыданиями молился об исцелении на пользу верных. В слезных мольбах к ВЛАДЫЧИЦЕ он поминал о том, как всегда чтил Еі САМУ и Еі иконы, как защитою иконопочитания навлек на себя ненависть Императора Льва. В сердечном плаче он дал обет, если ПРЕЧИСТАЯ ДЕВА дарует ему исцеление, употребить исцеленную руку на писание творений во славу его ВЛАДЫЧИЦЫ. Так в непрестанной молитве Иоанн предался тонкому сну и по воле БОЖИЕЙ предстал в нём САМОЙ БОГОМАТЕРИ, КОТОРАЯ сказала: «Вот рука твоя здорова, и не скорби больше, исполни то, что ты обещал МНЕ в своей молитве». Тогда же, согласно Церковному Преданию, благодарность блаженного Иоанна к чудной ИСЦЕЛИТЕЛЬНИЦЕ своей вылилась в дивной песни: «О ТЕБЕ радуется, БЛАГОДАТНАЯ, всякая тварь». А в благодарность за чудесное исцеление десницы помощью БОГОМАТЕРИ и в память о чуде, он сделал из серебра изображение ручной кисти и приложил её к иконе своей ЗАСТУПНИЦЫ, как бы третью руку. Отчего эта Дамаскинская икона БОЖИЕЙ МАТЕРИ впоследствии и получила название «Троеручицы». Весть об исцелении Иоанна немедленно разнеслась по Дамаску. Вразумленный чудом калиф сознал свою вину перед верным ему Иоанном и просил его снова взять на себя дела государственные. Но Иоанн уже решил отдать все свои силы на служение Богу. Он удалился в Лавру Святого Саввы Освященного и там принял иночество. Икону БОЖИЕЙ МАТЕРИ, пред которой он получил исцеление, он взял с собою. До XIII века по Р.Х. икона находилась в Лавре, а затем монахи передали ее Святому Савве, Архиепископу Сербскому, и она была перенесена им в Сербию. При нашествии на Сербию турок православные положили икону на осла и пустили его без провожатого. Осел прошел один до Афонской горы и остановился у ворот Хиландарского монастыря. Иноки приняли икону, как великий дар свыше, а на место появления иконы с той поры ежегодно совершается Крестный Ход. Однажды в Хиландарском монастыре умер Игумен. Братия приступили к избранию себе нового Игумена. Когда стали намечать и называть имена достойных кандидатов, то среди братии произошли разделение и распря. БОГОМАТЕРЬ, явившись одному затворнику, объявила, что САМА желает быть ИГУМЕНЬЕЙ обители, и в знак этого икона Троеручицы, стоявшая дотоле в алтаре, чудесно перенеслась на средину храма, на игуменское место. С тех пор Хиландаром управляет наместник-иеромонах и стоит во время службы у игуменского места, где помещается икона Троеручицы. Прикладываясь к иконе, братия свято веруют, что принимают благословение от САМОЙ ЦАРИЦЫ НЕБЕСНОЙ, как от ИГУМЕНЬИ. В эпоху русско-турецких войн долгие годы на Афоне хозяйничали турки. Но Хиландарская обитель оставалась вне их власти. Сами турки свидетельствовали, что они часто видели недосягаемую для людей и оружия таинственную ЖЕНУ, охраняющую стены монастыря. На Руси Хиландарская икона «Троеручица» весьма почитается издревле. По просьбе Святейшего Патриарха Никона, с Афона список образа «Троеручицы» был доставлен в Москву 28 Июня 1661 года Тогда-то и был установлен второй праздник памяти иконы в честь её сретения на Московской Земле. После тот образ был помещен Патриархом Никоном в основанный им на Истре Воскресенский монастырь, именуемый Новым Иерусалимом. Оттуда и стали распространяться по России списки иконы, многие из которых были прославлены БОГОМ чудотворениями и потому стали особо чтимы в народе. Один из наиболее почитаемых в России списков «Троеручицы» находится в Московском Свято-Данииловом монастыре. Этот большой образ был написан во второй половине XVII века. В девятнадцатом столетии дважды в год, накануне праздника «Троеручице» при огромном стечении народа прямо на монастырской площади совершалось Всенощное бдение. Икона была возвращена в Даниилов монастырь в середине 80-х годов прошлого века. На ней были повреждения, и первоначальный образ был в несколько слоев записан поновлениями. Церковный художник кропотливо восстановил первоначальный облик иконы. Теперь лик БОГОМАТЕРИ вновь, как и в древности, светел. Уже во время реставрации икона явила свою чудотворную силу, просветляясь более, чем успевала сделать для этого рука реставратора, а у самого иконописца-поновителя за время работы над иконой восстановилось зрение. Теперь перед Данииловской иконой «Троеручицы» в Троицком соборе обители каждую вторую пятницу в пять часов вечера совершается пение Акафиста. Другой — пока гораздо менее известный — список иконы «Троеручицы», который изображен на обложке данного издания, находился в Екатеринбурге — в Ипатьевском доме во время пребывания там в заточении Святых Царственных Мучеников в 1918 году. Предшествующая история этого скромного домашнего образа нам неизвестна и, скорее всего, судя по безыскусности его письма, он принадлежал не Императорской Семье, а кому-то из бывших владельцев особняка на Вознесенской горке, а может быть, даже их прислуге. Но Августейшие Страдальцы, обращаясь в Своем страшном заточении с молитвами к Богу и Пресвятой Владычице, как и подобает всем православным, безусловно, не различали иконы, находящиеся в доме заключения на привезенные — «свои» и бывшее прежде там — «чужие», а значит совершали Свои молитвы и перед этой скромной иконой, которая стала духовным свидетелем Их страданий и мученического подвига. После освобождения Екатеринбурга от большевиков икона БОЖИЕЙ МАТЕРИ Троеручицы был найдена в Ипатьевском доме одним офицером — знакомым Сестры Святого Государя Императора Николая II — Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны. Этот офицер в начале 1920-х годов привез икону в Данию, где тогда проживала Государыня Императрица Мария Феодоровна и семья Ея Дочери — Великой Княгини Ольги Александровны, для передачи памятной реликвии Императрице. Государыня же Сама распорядилась, чтобы сия Екатеринбургская святыня хранилась в семье Ея младшей Дочери. Все последующие годы Екатеринбургская икона «Троеручицы» всегда была овеяна семейным молитвенным вниманием, благоговением, и, по свидетельству старшего сына Великой Княгини — Тихона Николаевича Куликовского-Романовым, их семья постоянно ощущала на себе Покров БОЖИЕЙ МАТЕРИ во всех великих жизненных испытаниях, которых немало выпало на долю Великой Княгини и Ея близких. До самой Своей смерти в 1960 году Великая Княгиня Ольга Александровна никогда не расставалась с Екатеринбургской святыней и завещала её хранить Своему старшему сыну. Но все эти годы икона «Троеручица» почиталась не только домашними Тихона Николаевича. Неоднократно по Царским дням или в дни памяти самой иконы внук Императора Александра III доставлял Екатеринбургскую святыню в свой приходской храм Пресвятой Троицы, чтобы вся русская православная община города Торонто могла приложиться к святыне, покаянно помолиться перед ней о Воскресении плененной России. В 1991 году, когда Т.Н.Куликовский-Романов узнал, что в России уже практически обсуждается вопрос о строительстве Храма-Памятника на месте убийства Царской Семьи, он обратился с письмом к Его Святейшеству Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, где заявил о том, что по завершении его строительства во время освящения собора он намерен передать Екатеринбургскую икону БОЖИЕЙ МАТЕРИ «Троеручица» в храм на Крови Царственных Мучеников. Осенью 1992 года на Покров ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ супруга Тихона Николаевича — Ольга Николаевна Куликовская-Романова по воле мужа посетила Екатеринбург, и по его же просьбе в её присутствии на месте мученической кончины Царской Семьи русским духовенством был отслужен молебен Святым Царственным Мученикам. После этого первого паломничества на Всероссийскую Голгофу 20 октября уже в Москве О.Н.Куликовская-Романова встречалась со Святейшим Патриархом и в ходе продолжительной беседы ещё раз подтвердила намерение своего супруга — Тихона Николаевича передать свято чтимую им икону «Троеручица» в храм, который намереваются воздвигнуть в Екатеринбурге. И Его Святейшество подтвердил Свое одобрение этого благого и жертвенного намерения родного племянника Святого Царя-Мученика Николая. Однако в путях Господних Тихону Николаевичу при жизни не довелось исполнить свой святой обет: он почил в БОЗЕ 8 Апреля 1993 года, накануне завещав выполнить его волю своей супруге — Ольге Николаевне Куликовской-Романовой — председателю им основанного Благотворительного Фонда во имя Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны. Всё это время О.Н.Куликовская-Романова, ежегодно посещая Россию по делам Благотворительного Фонда, неизменно стремилась побывать и помолиться на Русской Голгофе. Когда наконец началось строительство храма Всех Святых в земле Российской просиявших на Вознесенской горке, надежда, что воля её супруга будет ею исполнена, возросла и укрепилась. Во время своей последней поездки в Россию летом-осенью 2002 года на ставшей уже традиционной встрече с Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Викентием, Архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским, была достигнута договоренность о торжественном протоколе встречи иконы «Троеручица» Крестным Ходом в Екатеринбурге в канун празднования дня памяти «Троеручицы» 10 Июля 2003 года по Р.Х. для последующей передачи Её на вечное хранение в храм Всех Святых в Земле Российской Просиявших, когда в 85-ю годовщину мученической кончины Святой Царской Семьи будет совершаться большое освящение этого величественного собора. В ознаменование этого долгожданного события силами Екатеринбургской епархии, Благотворительного фонда во имя Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны и попечением благотворителей, имена коих ведает ГОСПОДЬ БОГ, и было предпринято данное издание Канона с Акафистом иконе Божией Матери «Троеручица», дабы содействовать усердному молитвенному почитанию среди православно верующих новой Екатеринбургской святыни, освященной безпримерным подвигом Святых Царственных Мучеников Дома Российского. Составил раб БОЖИЙ Леонид
Дамаскинская и Троеручица это разные иконы. Дамаскинская икона была написана Иоанном Дамаскиным после его исцеления им самим и той рукой которая была исцелена. В Гефсиманском скиту, около Троице-Сергиевой лавры, в церкви Успения Богоматери, была икона Богородицы, называемая Иорданская. Образ этот был привезен А.Н.Муравьевым в дар московскому митрополиту Филарету. По преданию Иорданская икона некогда находилась в келье преп. Иоанна Дамаскина и, может быть она и есть подлинная Дамаскинская икона, или же точный снимок с неё, но где она находится сейчас, после закрытия Гефсиманского скита, не знают и там.