Русское Небо | 05.07.2003 |
По материалам стенограммы заседания Госдумы
Александр Котенков (Представитель Президента РФ в Госдуме):
«…Мы категорически возражаем против принятия этого законопроекта сейчас в третьем чтении….
…Но перед третьим чтением я обязан сказать, что данный законопроект концептуально расходится с внесенным Президентом и принятым вами в первом чтении комплексным законопроектом о поправках к Уголовному кодексу, направленным на гуманизацию Уголовного кодекса».
Госдума приняла 20 июня во втором чтении поправки в Уголовный кодекс РФ, ужесточающие ответственность «за нравственное растление, сексуальное совращение и эксплуатацию несовершеннолетних». Это решение палаты было поддержано единогласно. Мы предлагаем ознакомиться с ходом обсуждения этого законопроекта по материалам стенограммы заседания.
Председательствующий. (Л.К. Слизка)
Коллеги, переходим к рассмотрению законопроектов второго чтения.
Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации».
Доклад председателя Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Светланы Петровны Горячевой.
Пожалуйста, Светлана Петровна.
Горячева С. П., председатель Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи, депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается для рассмотрения во втором чтении проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации». Напомню, что законопроект защищает права и законные интересы детей, прежде всего право на их половую неприкосновенность, нормальное нравственное развитие, защиту от сексуального совращения со стороны взрослых, от коммерческой эксплуатации, использования детей в порнобизнесе и проституции.
Законопроект был принят в первом чтении год назад, 27 июня прошлого года.
В первом чтении вы проголосовали за внесение изменений в девять статей Уголовного кодекса, согласились с такими концептуальными положениями, как повышение с четырнадцати до шестнадцати лет возраста согласия; введение дополнительных квалифицирующих признаков, таких, как групповые формы преступлений против детей, организованные, корыстные; введение ответственности за детскую порнографию, которой сегодня нет в Уголовном кодексе, и, наконец, ужесточение санкций.
При подготовке законопроекта ко второму чтению в связи с его сложностью, сложностью работы над ним и возникающими разногласиями была образована постановлением Государственной Думы от 25 декабря прошлого года межфракционная комиссия. Ей было поручено подготовить законопроект к рассмотрению во втором и третьем чтениях. Председателем комиссии избрана Первый заместитель Председателя Государственной Думы Любовь Константиновна Слиска. В состав комиссии вошло двадцать депутатов. Комиссия работала с января по июнь этого года. Было проведено семь заседаний, на которых рассматривались все поступившие поправки, устранялись замечания правового управления Президента, Правительства, Правового управления Аппарата Государственной Думы. Результатом работы комиссии и является представленный вам сегодня законопроект.
На проект закона поступило сто шесть поправок, из них комиссия рекомендует к принятию сорок восемь, к отклонению — пятьдесят восемь. Текст законопроекта и таблицы поправок у вас на руках. Позвольте кратко остановиться на существе принятых и отклоненных поправок.
В статье 133, предусматривающей ответственность за понуждение к действиям сексуального характера, мы ввели поправкой депутатов Любови Константиновны Слиска, Романчук и других часть третью с еще одним квалифицирующим признаком: понуждение несовершеннолетнего к сексуальным действиям, совершенное родителем, воспитателем, педагогом или иным лицом, на которое возложены обязанности за воспитание и надзор за детьми. За это предусмотрена и более жесткая ответственность — лишение свободы на срок от трех до семи лет.
В статьях 134, 135 сохранили планку защиты детей от ненасильственных сексуальных посягательств — шестнадцать лет. Мы рады, что письмом Правительства от 7 марта этого года принято решение поддержать законопроект, принятый в первом чтении, в части повышения возрастного предела по этим статьям. Многие депутаты и другие субъекты права законодательной инициативы своими предложениями также просили сохранить возраст половой неприкосновенности — шестнадцать лет.
Комиссией были отклонены поправки депутатов Баранникова, Вульфа, Надеждина, Ковалёва Сергея Адамовича, в которых вновь предлагалось вернуться к четырнадцатилетнему возрасту (по статьям 134, 135), поскольку их предложения противоречат концепции законопроекта о повышении возраста половой неприкосновенности.
В статьях 150, 151, предусматривающих ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления и антиобщественные действия, вводится дополнительный признак: использование взрослыми детей и подростков для систематического извлечения доходов от преступных и антиобщественных действий. Тем самым пресекается криминальный бизнес, в котором дети используются как средство извлечения наживы. В международном праве такая преступная деятельность оценивается как наиболее опасная форма экономической эксплуатации детей.
При работе комиссии было очень много дискуссий по поводу включения в УК статьи 1511 об уголовной ответственности за интеллектуальные формы растления детей. Мы ввели в часть вторую статьи 242 уголовную ответственность за распространение, рекламирование, демонстрацию среди несовершеннолетних порнографических материалов с достаточно высокой санкцией — лишение свободы на срок до пяти лет, согласившись с доводами Правительства, Саратовской областной Думы, депутата Баранникова, что защита детей от иных форм растлевающей информации должна быть конкретно прописана в специальном законе с одновременным введением в УК статьи, предусматривающей ответственность. Наша комиссия не прекращает работу.
Такой законопроект мы постараемся подготовить и вместе с поправками в Уголовный кодекс внесем в качестве самостоятельной инициативы.
В статье 152, предусматривающей ответственность за торговлю несовершеннолетними, введен поправкой депутатов Слиска, Романчук и других в часть вторую новый квалифицирующий признак: торговля несовершеннолетними в целях их использования или вовлечения в зрелищные мероприятия сексуального характера. На практике это часто делается с целью использования подростков в стриптиз-шоу и пип-шоу. Сейчас за такие деяния ответственность наступает по части первой этой статьи, где более низкая санкция. Учитывая особую опасность торговли детьми, в части второй мы существенно увеличили санкции: в первом чтении было — от трех до десяти лет, сейчас — от шести до пятнадцати лет, а по части третьей, об особо тяжких последствиях, — от пятнадцати до двадцати лет. Это полностью соответствует международным стандартам.
С учетом поправок Правительства, Саратовской и Курской областных дум, ряда депутатов внесены существенные изменения в статьи 240, 241 и 242 Уголовного кодекса. Статья 240, предусматривающая в настоящее время уголовную ответственность только за вовлечение в занятие проституцией, сейчас позволит наказывать еще и за организацию занятия проституцией, за понуждение к продолжению занятия проституцией. Это изменение позволит пресечь криминальную деятельность сутенеров и организаторов рынка сексуальных услуг. Более того, в соответствии с частью четвертой статьи 240 наказание ужесточается до восьми лет лишения свободы с конфискацией имущества, если такие дельцы используют в своей криминальной деятельности несовершеннолетних.
В статье 241 уже предусмотрена ответственность за организацию и содержание притонов для занятия проституцией. Теперь наряду с притонодержателями к ответственности будут привлекаться и владельцы помещений, систематически предоставляющие их для занятия проституцией. Правоприменительная практика свидетельствует, что владельцы саун, бань, охотничьих домиков и других внешне благопристойных заведений систематически используют их для оказания платных сексуальных услуг. Ввиду пробела в действующей статье 241 они до настоящего времени оставались за рамками уголовной ответственности. Если такое помещение или притон будут использоваться для занятия проституцией несовершеннолетних или, хуже того, малолетних, то действия виновных уже будут квалифицироваться по новым частям, второй и третьей, с более суровыми санкциями. Ужесточается также наказание за групповые и организованные формы этого преступного деяния.
Значительные коррективы внесены комиссией в статью 242 Уголовного кодекса, карающую за изготовление или распространение порнографических материалов и предметов. Мы согласились с предложением Правительства, ряда депутатов Государственной Думы не загромождать Уголовный кодекс новыми статьями, поэтому нормы, предусматривающие ответственность за изготовление и распространение детской порнографии, решено разместить в действующей статье 242. В новой части, второй, этой статьи проекта сейчас предусмотрена ответственность лиц, достигших восемнадцатилетнего возраста, за распространение, демонстрацию, рекламирование или сбыт порнографических материалов или предметов среди несовершеннолетних. До настоящего времени это фактически не было уголовно наказуемым. Установив санкцию до пяти лет лишения свободы, мы относим это преступление к категории средней тяжести.
Таким образом, под амнистию распространители детской порнографии, как сейчас, подпадать уже не будут.
В новой части, третьей, предусматривается уголовная ответственность за изготовление и оборот предметов детской порнографии. Уголовно наказуемым будет не только их изготовление, но и хранение, и перемещение через границу с целью распространения, а также публичная демонстрация материалов или предметов с порнографическим изображением несовершеннолетнего и привлечение подростка в качестве исполнителя в зрелищные мероприятия порнографического характера.
Более высокая ответственность — наказание в виде лишения свободы от трех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности — вводится по части четвертой этой статьи за групповые формы этого преступления или совершенные родителем или педагогом, а также если потерпевшим является малолетний. По мерам наказания эти деяния будут отнесены к тяжким преступлениям.
И последнее. Понимая особую значимость объекта правовой защиты нашего законопроекта — а это нравственное, физическое и духовное здоровье детей, — мы постарались практически все охваченные составы перевести в разряд более тяжких преступлений, чем по действующему УК. В ряде норм исключили смехотворные санкции в виде мизерных штрафов, ввели дополнительные наказания в виде конфискации имущества, лишения права занимать определенные должности, привели санкции в соответствие с уже сложившейся в УК системой мер наказания. В то же время мы постарались оставить место для судейского усмотрения таким образом, чтобы развести ответственность тех, кто, возможно, от безысходности пошел на преступление, и тех, кто превращает детей в источник преступного обогащения или удовлетворения своих извращенных потребностей.
В заключение хочу сказать, что на законопроект имеется заключение Правового управления, из которого следует, что его можно принимать и во втором, и в третьем чтениях сегодня. Законопроект наш — результат очень напряженной работы комиссии, непростых согласований и, конечно, компромиссов. Но мы убеждены, что предлагаемые нормы значительно усилят правовую защиту наших детей и подростков, повысят меру уголовной ответственности тех, кто их растлевает, кто на детском порно, проституции, торговле, эксплуатации несовершеннолетних строит отвратительный бизнес, превращая беззащитное молодое поколение в источник наживы. Поэтому я прошу вас, уважаемые депутаты, проголосовать за таблицы принятых и отклоненных поправок. Обращаюсь и к левым, и к правым, и к центристам: поддержите, пожалуйста, законопроект во втором чтении.
Председательствующий.
Спасибо, Светлана Петровна.
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок 1, которые комиссия рекомендует принять? Нет вопросов. Кто за то, чтобы согласиться с мнением комиссии и принять таблицу поправок 1?
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Кто без карточки, коллеги? Нет таких.
Результаты голосования (11 час. 26 мин. 25 сек.)
Проголосовало за 394 чел. 87,6%
Проголосовало против 0 чел. 0,0%
Воздержалось 0 чел. 0,0%
Голосовало 394 чел.
Не голосовало 56 чел. 12,4%
Результат: принято
Принято.
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок 2, рекомендованных комиссией к отклонению? Нет. Кто за то, чтобы согласиться с мнением комиссии и принять таблицу поправок 2, рекомендованных к отклонению? Прошу проголосовать.
Кто без карточки?
Покажите результаты.
Результаты голосования (11 час. 27 мин. 10 сек.)
Проголосовало за 390 чел. 86,7%
Проголосовало против 0 чел. 0,0%
Воздержалось 0 чел. 0,0%
Голосовало 390 чел.
Не голосовало 60 чел. 13,3%
Результат: принято
Принято.
Коллеги, на голосование ставится проект федеральнго закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"…
По мотивам — депутат Митрофанов.
Митрофанов А. В.
Я хотел бы выступить по мотивам, потому что вопрос, который мы сейчас голосуем, достаточно серьезный. Это один из пунктов, достаточно влияющих на положение дел в обществе. Внешне многие мотивации, как всегда, выглядят привлекательно. Действительно, проблема существует, и общество наблюдает это. Действительно, новые средства коммуникаций типа Интернета вообще открыли безграничные возможности в этой сфере, в сфере сексуального насилия и совращения и так далее. Если проанализировать, как использовалась эта статья в советское время, когда был порог — до восемнадцати лет (а я думаю, что Светлана Петровна помнит это), то увидим, что фактически эта статья была обоснованием для милицейского произвола, для того чтобы фабриковать дела по этой части против тех людей, против которых кто-то хотел сфабриковать дело. Почему? Потому что вести сложные дела очень трудно, проще подкинуть кокаин, проще подкинуть патроны, проще получить заявление от несовершеннолетних — и там очень простое дело, так сказать, в один том можно состряпать, или больше. Но, по крайней мере, следаку не надо мучиться по этому вопросу. Он состряпает дело и, так сказать, посадит кого нужно. Кто шел по этой статье в советское время? Я вам точно могу сказать, у меня есть кагэбэшная статистка по этому делу: директора плодоовощных баз, директора магазинов продуктовых и иных, другие товарищи, имеющие деньги. То есть олигархи того времени, будем так говорить, да? И не только олигархи. Когда надо было подставить соседа, то самое простое дело было, так сказать, подтянуть по этой части: кто-то там делал заявление. Представьте, одно заявление — и всё, и можно уже, так сказать, решать вопрос, поднимать тему там и так далее.
Если мы хотим в условиях такого произвола, который мы сейчас наблюдаем в наших правоохранительных органах, помимо щепотки кокаина, героина, которую традиционно находят у очень многих людей, и патронов (у нас почему-то многие бегают с патронами в кармане, без автоматов, но с патронами, да?) добавить еще одну позицию, по которой будут людей винтить, тащить и быстро осуждать, то мы можем согласиться с предложениями Светланы Петровны Горячевой. Я в целом рассуждаю. Благие намерения в России заканчиваются очень плохо. А вас используют втемную, да? Вот не хочется, чтобы использовали людей, депутатов и общественность втемную. Общественности много раз говорили: будут реформы — будет хорошо, будет как на Западе.
Стало хуже. Общественности говорят: будет, так сказать, реформирована энергетика. Вместо этого отключаются все деревни… (Микрофон отключен.)
Председательствующий. По мотивам — Лекарева Вера Александровна, от независимых депутатов. Она согласовала свое выступление.
Пожалуйста, Вера Александровна.
Лекарева В. А., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении.
Спасибо, Любовь Константиновна.
Уважаемые депутаты Государственной Думы, и Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи, и Комиссия (которую я возглавляю) по вопросам профилактики беспризорности, безнадзорности и наркомании среди несовершеннолетних много месяцев работали над указанным законопроектом, который доложила Светлана Петровна Горячева. К сожалению, депутат Митрофанов редко присутствует на «правительственном часе», когда мы приглашаем Генерального прокурора Российской Федерации, который дает нам информацию о фактах истязаний, фактах нарушения законных интересов и прав детей, в том числе и о притонах, где используют малолетних детей.
Я хочу сказать, что Российская Федерация превратилась в страну детского рабства. Нигде не нарушаются права ребенка так, как у нас, в том числе родителями или законными представителями.
Уважаемые депутаты, вы получали материалы, которые распространяла наша комиссия. Например, в закрытом детском учреждении дети подвергались сексуальному насилию со стороны работников школы-интерната. И какое же наказание эти работники понесли? С работы их уволили, с тремя заместителями директора и директором расторгли договор-контракт. Больше они не работают в этой школе-интернате. Но в другую школу они имеют право пойти.
Поэтому я очень прошу вас: уважаемые депутаты, члены комиссии, члены комитетов, все, кто выражает интересы своих избирателей, внимательно отнеситесь к нашему предложению! Законопроект направлен на защиту прав детей, которые не могут ни организовать партию, ни стучать на Горбатом мосту касками, чтобы привлечь внимание Правительства к себе. Они ни на что не претендуют. И самое главное, жизнь и их судьбу забирают криминал, наркодельцы и любители делать бизнес на пороках.
Мы говорим это совершенно ответственно, опираясь на данные прокуратуры, данные Министерства внутренних дел Российской Федерации, данные Российского детского фонда и Института социологических исследований. Римашевская сказала о том, что многие дети, которые сегодня родились, не имеют шансов дожить до пенсии, так как еще до этого они попадут в руки криминала и в наркопритоны.
Поэтому, уважаемые депутаты, мы обращаемся к вам: нажмите кнопки «за». Вы спасаете не только детей Российской Федерации, вы спасаете будущее России и будущее своих собственных детей и внуков, которые будут жить после нас.
Мы просим вас проголосовать за этот закон.
Председательствующий.
Спасибо.
Коллеги, у нас по мотивам можно высказываться только от фракций.
От фракции Коммунистической партии Российской Федерации — Гамзатова.
Пожалуйста, Хаписат Магомедовна.
Гамзатова Х. М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.
Спасибо, Любовь Константиновна.
Уважаемые коллеги, я думаю, что тут даже не нужно мотивировать, почему нужно голосовать за этот закон, и даже убеждать не нужно. Единственное я хочу сказать, что, находясь в составе делегации на заседаниях Парламентской Ассамблеи Совета Европы, каждый раз бывает стыдно, когда говорят о том, что самый высокий процент проституции — в России, самый высокий процент дозволенной порнографии — в России. И получается, что наша страна только этим и умеет заниматься. Я не знаю, как другим, мне лично бывает стыдно, когда о России так говорят.
Поэтому, я думаю, мотивации тут более чем достаточно. Каждый день мы сталкиваемся с проблемами и детей, и девушек и так далее. Никого за этот закон, я думаю, не надо агитировать, надо голосовать за, и вопросов тут не должно быть.
Председательствующий.
Спасибо, Хаписат Магомедовна.
От «Регионов России…» Зиятдинова Флюра Газизовна. Или Рокицкий Михаил Рафаилович?
Пожалуйста, Михаил Рафаилович Рокицкий.
Рокицкий М. Р., депутатская группа «Регионы России (Союз независимых депутатов)».
Спасибо, Любовь Константиновна.
Я детский хирург, уважаемые коллеги, и волею судеб, к сожалению, лучше вас всех знаю, что такое ребенок, подвергшийся насилию, и знаю, как калечатся судьбы этих детей. Простите меня, но мне стыдно было слушать то, что говорил здесь глубокоуважаемый депутат Митрофанов. Чьи интересы он защищает — педофилов или детей, которые страдают от этого?
Этот закон уводит с улицы огромную группу детей от четырнадцати до шестнадцати лет. И вот прежде чем голосовать сейчас, задумайтесь над тем, что, если этот закон не пройдет, четырнадцатилетние мальчики и девочки окажутся беззащитными. Я поддерживаю этот закон. Комиссия работала очень долго, изучила все вопросы, пошла на ряд компромиссов. Закон достоин того, чтобы быть принятым.
Вчера на передаче «Основной инстинкт» 88 процентов голосовавших проголосовали за необходимость законодательной защиты детей. Дума должна поддержать этот закон. Спасибо.
Председательствующий.
Спасибо, коллеги, высказались по мотивам от фракций… Агропромышленная депутатская группа? Депутат Шульга, да?
Пожалуйста.
Шульга А. В., Агропромышленная депутатская группа.
Уважаемые коллеги, не секрет, что сегодня мы наблюдаем период, когда происходит духовная атака на наше общество, происходит как бы духовное…
(Шум в зале.)
Председательствующий.
По мотивам от фракции имеют право выступить.
Шульга А. В.
…происходит духовное растление нашего общества. И дети в этой ситуации оказываются самыми незащищенными. Я хочу ответить коллеге Митрофанову: не надо притягивать итоги реформирования… Итоги реформирования — это умышленное разрушение экономики нашей страны, это сваливание в яму криминальных отношений. И в этих условиях, как никогда, нужно защитить наших детей. Я призываю всех поддержать проект данного закона, потому что он крайне необходим.
Председательствующий.
Спасибо, Александр Васильевич.
От фракции «СПС» — депутат Вульф.
Вульф А. Ю., фракция «Союз Правых Сил».
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Как известно, благими намерениями вымощена дорога в ад. Безусловно, стоит согласиться со Светланой Петровной практически во всем, что она сказала: и в необходимости защиты детей, и в необходимости ограничения, и запрета, и жестких санкций за вовлечение детей в занятие проституцией, и за организацию притонов.
Трудно согласиться с одним. Понимаете, люди в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет — это очень специфическая возрастная группа. Конечно, это еще не взрослые, но это уже и не дети. Мы в обиходе называем их подростками. К сожалению, более 60 процентов людей в этом возрасте, согласно социологическим опросам, уже теряют девственность, то есть в школе старшеклассники в возрасте с четырнадцати до шестнадцати лет уже, к сожалению, еще раз повторяю, начинают половую жизнь. На сегодняшний день возраст вступления в половую жизнь значительно снизился. Хорошо ли это?
Это плохо. Но можно ли подобным образом, внеся поправки в Уголовный кодекс, изменить ситуацию? Боюсь, что нет. Вот сейчас, посмотрите, много молодежи у нас наверху присутствует, на трибуне. Давайте спросим этих людей: вот они, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, готовы отказаться от занятий сексом?
Может ли семнадцатилетний парень иметь сексуальные отношения с пятнадцатилетней девушкой, или он за это может попасть в тюрьму в такой ситуации? Понимаете, речь идет о добровольном согласии. Признаем ли мы право людей от четырнадцати до шестнадцати лет на сексуальную жизнь?
Хорошо это или плохо? Я еще раз повторяю: я убежден в том, что это плохо.
Но это вопрос воспитания в семье, вопрос образования, полового просвещения, но не запретительства. Нет, такими методами мы не сможем изменить психологию людей, психологию целого поколения.
К сожалению, на сегодняшний день ситуация такова, что, действительно, старшеклассники, люди в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, в основном, давайте посмотрим правде в глаза, уже живут половой жизнью. И зачастую их первые сексуальные контакты происходят с людьми чуть старше семнадцати, то есть девушка пятнадцати лет вполне может жить сексуальной жизнью с парнем семнадцати-восемнадцати лет, со студентом первого курса.
Это частое явление, достаточно частое. И в данном случае нельзя, с одной стороны, принимать такой коррупциеемкий закон, как правильно сказал депутат Митрофанов, а с другой стороны, давать возможность шантажа. Ведь какая может быть ситуация? Девушка встречается с парнем чуть старше ее, девушке не исполнилось еще шестнадцати лет. Она требует от парня деньги, у парня нет денег, она говорит: «В таком случае я сейчас пойду и напишу заявление». Пишет заявление, и парня сажают в тюрьму. Вот чем… (Микрофон отключен.)
Председательствующий.
Коллеги, все высказались по мотивам. На голосование ставится проект федерального закона… А, Светлана Петровна ответить хочет.
Пожалуйста.
Горячева С. П.
Уважаемые коллеги, я просто не могу не ответить Андрею Юрьевичу Вульфу. Ну не вводите, пожалуйста, в заблуждение этот зал! Субъектом преступления по статьям 134 и 135 является взрослый, достигший восемнадцати лет. Если подростки вступают в половые отношения, это никакого отношения к Уголовному кодексу не имеет. И мы знаем из материалов уголовной статистки, что три четверти осужденных по статьям 134 и 135, где мы предлагаем повысить возрастной порог, — это люди старше сорока лет.
Поэтому, пожалуйста, не спекулируйте на этом!
Председательствующий.
Коллеги, кто за то, чтобы принять во втором чтении проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»? Прошу проголосовать.
Кто без карточки?
Покажите результаты.
Результаты голосования (11 час. 41 мин. 15 сек.)
Проголосовало за 381 чел. 84,7%
Проголосовало против 0 чел. 0,0%
Воздержалось 0 чел. 0,0%
Голосовало 381 чел.
Не голосовало 69 чел. 15,3%
Результат: принято
Принимается.
Светлана Петровна, пожалуйста.
Горячева С. П.
Уважаемые депутаты, по этому законопроекту проведена правовая и лингвистическая экспертиза, он готов к рассмотрению в третьем чтении. Проекты постановлений вам были 16-го или 17-го числа вручены. Если вы не возражаете, я бы очень просила вас проголосовать за законопроект в третьем чтении. Я думаю, что его нужно направлять в Совет Федерации, и пусть Президент подписывает.
Председательствующий.
Спасибо.
Александр Алексеевич Котенков.
Котенков А. А.
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы! Я не стал выступать при принятии этого законопроекта во втором чтении, дабы не быть обвиненным в антисуфражизме, антифеминизме, в защите педофилии и так далее. Но перед третьим чтением я обязан сказать, что данный законопроект концептуально расходится с внесенным Президентом и принятым вами в первом чтении комплексным законопроектом о поправках к Уголовному кодексу, направленным на гуманизацию Уголовного кодекса. Я не буду сейчас напрямую касаться содержания наиболее острых моментов, о которых здесь шла речь, — о возрасте, о любви, о насилии и так далее, я скажу лишь о тех юридических концептуальных расхождениях, которые существуют между этими двумя законопроектами.
Законопроект, который вы сейчас рассматриваете, в ряде статей предусматривает неоднократность деяний. Напомню, что во внесенном Президентом законопроекте неоднократность как одно из отягчающих обстоятельств исключена вообще. Ну, напомню для тех, кто думает, что это означает облегчение участи преступников. Нет. В президентской концепции неоднократность исключается как повод для менее тяжкого наказания и каждое преступление рассматривается как самостоятельное с последующим сложением мер наказания, то есть это ужесточение наказания. С другой стороны, президентский законопроект по многим статьям исключает нижний предел лишения свободы, не меняя верхнего предела. Данный закон, наоборот, вводит нижний предел лишения свободы там, где его не было.
И я сейчас вынужден вернуться опять к проблеме Ромео и Джульетты и привести все-таки пример. В действующей статье 134 половое сношение с лицом, не достигшим определенного возраста (я намеренно не называю, какого возраста), наказывается ограничением свободы или лишением свободы на срок до четырех лет, то есть нижнего предела лишения свободы нет, и суд выбирает меру наказания, кстати альтернативную, — ограничение свободы либо лишение свободы, к примеру, на два, на три месяца, но до четырех лет, в зависимости от тяжести преступления. Предлагаемые данным законопроектом изменения, во-первых, исключают альтернативность наказания и оставляют только лишение свободы, причем на срок не менее одного года. Здесь уже приводил пример депутат Вульф. Приведу пример уже более «взрослый», поскольку речь идет только о взрослых людях. Да, Ромео — восемнадцать лет, Джульетте — пятнадцать с половиной, произошло то, что произошло. У суда нет альтернативы, вы понимаете? Согласна не согласна, любовь не любовь — Ромео должен быть посажен в тюрьму не менее чем на один год! Суд не может даже избрать альтернативную меру пресечения, она исключается данным законом. И тогда Ромео идет в тюрьму, Джульетта — к банке с крысиным ядом.
Вот к чему ведет этот закон. Но подчеркиваю: самое главное не в том, каковы последствия. На мой взгляд, главное в том, что это противоречит концепции закона, внесенного Президентом и принятого вами в первом чтении. Поэтому мы категорически возражаем против принятия этого законопроекта сейчас в третьем чтении. Предлагаем оставить его на осень, и при рассмотрении президентского законопроекта во втором чтении согласовать эти два проекта. Спасибо.
Председательствует Председатель Государственной Думы
Г. Н. Селезнёв
Председательствующий.
По ведению — Любовь Константиновна Слиска.
Пожалуйста.
Слиска Л. К.
Александр Алексеевич, мы очень признательны вам за эти убедительные доводы, но на самом деле мы нисколько не настаиваем на том, что закон, который мы сейчас приняли во втором чтении, будет навсегда и никогда никаких поправок к нему не будет принято. Как только будет принят президентский закон, мы в президентском законе можем отдельной статьей, как мы это делаем во всех других законах, как в Трудовом кодексе, определить, в какие статьи и конкретно в какие законодательные акты вносятся поправки. Посоветовавшись с рабочей комиссией, мы принимаем ваше предложение и переносим рассмотрение законопроекта в третьем чтении на осень. Но для сведения, уважаемые депутаты, я вам должна сказать, что, когда во вторник мы поняли, что наш закон под угрозой непринятия даже во втором чтении, я попросила, чтобы меня соединили с Президентом. Разговор с Президентом состоялся, и он сказал: закон надо принимать. Но мы учитываем и принимаем во внимание доводы представителя Президента и просим вас также согласиться с ними и перенести третье чтение законопроекта на осень.
Председательствующий.
Александр Алексеевич Котенков.
Котенков А. А.
Уважаемые депутаты Государственной Думы, поскольку неоднократно такая ситуация повторялась, я просто для справки хочу сказать, что никаких указаний от Президента я не получал.
Председательствующий.
Светлана Петровна, пожалуйста, мнение комитета.
Горячева С. П.
Не комитета только, а и комиссии. Но Любовь Константиновна уже озвучила это мнение. На самом деле серьезных препятствий для принятия сегодня в третьем чтении нет, потому что если будет принят президентский вариант гуманизации, то автоматически поправки будут вноситься во все статьи, в том числе и в те, которые приняли мы, — в части неоднократности, в части изменения санкций и так далее, и тому подобное. Но я, например, не возражаю против того, чтобы на одно из первых заседаний в сентябре этот законопроект мы вынесли на третье чтение. С этим мы согласны.
Председательствующий.
Спасибо. Коллеги, на осень закон Комитет предлагает перенести.