Русская линия
Русское Небо Вячеслав Манягин05.07.2003 

Виноградари: 2000 лет спустя

Выслушайте другую притчу: был некий хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям — взять плоды. Виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: ?постыдятся сына моего?. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: ?это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследием его?. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.
Мф. 21, 33−39.

Северный Кавказ — одно из тех мест, где ныне решаются судьбы России. Там сегодня русский народ ведет борьбу за свое будущее, и в этой борьбе, как и во всем прочем, что определяет наше завтра, главное слово принадлежит Православию. Понятно, как важно для русских, чтобы в? прифронтовой полосе? служили не наемники в волчьей шкуре, а пастыри добрые, душу свою готовые положить за пасомых и окормляемых. Понятно и то, что врагам России и Православия важно таких пастырей опорочить, оклеветать, уничтожить. Вырубить под корень, чтобы у русского народа не осталось и малейшего шанса на победу, на Воскресение.

В Кабардино-Балкарии сегодня идет активное наступление на интересы русского народа. Не раз и не два мы получали оттуда известия об избиении русских людей. И вот еще одно письмо принесло нам горькую весть: 2 марта запрещен в служении пастырь, собравший вокруг себя православных, ведущий их твердо к Царствию Небесному, безсребреник и человек чистой жизни — отец Павел Сацук, настоятель Свято-Владимирского храма села Ново-Полтавское (КБР) Ставропольской епархии.

Отец Павел стал настоятелем храма более пяти лет назад, и за прошедшие с тех пор годы смог заслужить любовь и доверие не только прихожан своего села, но и жителей окружающих сел. Приезжают к нему в храм молиться из Прохладной, Майского, Солдатской и даже из Нальчика.

73-летняя Анна Алексеевна Ворончихина, инвалид 1-й группы, ездит в Ново-Полтавское из Прохладного, хотя для этого ее приходится поднимать в автобус и выносить из него на руках. Раньше она была 20 лет прихожанкой Никольского храма в своем селе. Но узнав о. Павла и услышав его проповедь, преодолевает любые трудности, лишь бы побывать у него на Литургии: ?Плоды работы отца Павла — наша вера. Дети из школы в храм заглядывать стали, молодежь приходит. Его послушаешь, в лицо посмотришь — и верить станешь. Он действительно от Бога и служит Богу?.

Еще одна бывшая прихожанка Никольского собора, Наталья Новикова, говорит так: ?Об отце Павле могу сказать только хорошее. Он во всем служит примером прихожанам, и, в отличие от многих священников, каждого покойника сопровождает до могилы и там предает земле. Я возмущена тем, что разоряют лучшие, подчеркиваю, лучшие приходы нашего благочиния, избавляются от лучших, благочестивых священников, которые строго соблюдают церковный устав и не отступают от догматов веры?.

Когда о. Павла запретили в служении, его прихожане (100 жителей села и 21 житель Нальчика) направили письмо митрополиту Гедеону, в котором написали: ?Мы хорошо знаем отца Павла, который более 5 лет усердно проводит Богослужения, много сил и старания прилагает к тому, чтобы возродить в селе православную веру. Его жизнь предельно скромна. Свой труд и все средства он вкладывает в благоустройство храма. За его труд и усердное служение Богу и людям мы любим и чтим отца Павла и не мыслим существования нашего прихода без него?.

Однако иного чем прихожане отца Павла мнения придерживается епархиальное управление. В Указе N15 от 28.01.03 сказано: ?…священник Павел Сацук за грубое нарушение церковной дисциплины (непоминовение имени Святейшего Патриарха и Правящего Митрополита за богослужениями, игнорирование распоряжений священноначалия) освобожден от должности настоятеля Свято-Владимирского храма с. Новополтавского и запрещен в священнослужении?.

Валентин Бобылев (свое духовное звание он не подписал), благочинный православных церквей Кабардино-Балкарии, тяжело вздохнув — ?неприятно касаться темы поведения священника в дни Великого поста? — также? обличил? отца Павла: ?На протяжении трех лет настоятель Свято-Владимирского храма села Новополтавского священник Павел Сацук грубо нарушает церковную дисциплину. Не имеет литургического общения и не участвует в обязательной для священнослужителей общей исповеди. Неправильно понимание эсхатологии привело священника Павла к извращению учения Православной церкви о конце света. Горделивое самомнение стало причиной его духовного отделения от единого соборного разума церкви, в свое время высказавшего мнение о новой системе государственного налогообложения, которая никак не может влиять на личное спасение души человека в вечности?.

Таким образом, отцу Павлу инкриминируется со стороны епархиального начальства четыре главных греха: непоминание на богослужении Святейшего Патриарха, неучастие в исповеди у духовника благочиния, отказ прихода от ИНН и игнорирование неких? распоряжений священноначалия?.

Сам отец Павел и не отрицает того, что некоторое время не поминал Патриарха Алексия II на Литургии: ?Да, такое имело место. Недолго, недели две. Из-за выступления Патриарха по ТВ, где он благословил верующих принимать ИНН, что расходилось с его прежней позицией. Ведь именно через Патриарха, митрополита Гедеона и газету? Благовест? (имеется ввиду газета Ставропольской епархии — ред.) поднимался вопрос о неприемлемости ИНН. Согласен, что бизнесмены, торговые точки и подобное должны налоги платить, а младенцы? Являются они налогоплательщиками? Зачем тогда им ИНН присваивать? Афонские старцы, старцы Троице-Сергиевой лавры до сих пор категорически против ИНН, ссылаясь на пророчество Иоанна Богослова. Что до имени Патриарха, то на богослужении постоянно поминались все православные патриархи, я лишь не выделял Алексия по имени. Потом, после бесед с духовником, покаялся всенародно: Христос на кресте молился даже за врагов своих, а патриарх — предстоятель церкви, а не враг. К тому же светские разногласия не должны быть причиной раздоров и после покаяния я снова на службах выделял Алексия?.

По поводу отказа от участия в обязательной общей исповеди у духовника Благочиния прихожане рассказали и отец Павел подтвердил, что тайна его исповеди стала предметом принародного обсуждения в проповеди одного из священников Благочиния. То есть, попросту говоря, тайна исповеди была нарушена.

Что же говорить об отказе взять ИНН на приход? Это можно только поставить в заслугу отцу Павлу. Сам отец Павел считает вопрос об ИНН принципиальным: ?Начнется с принятия ИНН, а закончится вживлением микрочипа в человека. Ко мне приходила прохлодянка (жительница г. Прохладного — ред.) Екатерина Воропай. Ее дочери — прихожанки митрополита Антония Сурожского в Лондоне. В этом приходе РПЦ нет ни ИНН, ни фиксированных расценок за требы. Почему у них можно, а в Ново-Полтавском приходе нельзя?

Самое ?интересное? обвинение прячется за общим выражением? игнорирование распоряжений священноначалия?.

Дело в том, что отец Павел не назначал фиксированных цен за совершение треб и таинств, а брал столько, сколько прихожане были в состоянии заплатить. А то и платы не брал, приговаривая: ?Даром получили, даром давайте? (Мф. 10, 8). А прихожане у отца Павла в основном неимущие, много жертвовать не могут. Вот и сетуют в Епархии: ?не делает отец Павел отчислений в церковные структуры?. ?Куда смотрит налоговая?!? — возмущается? сослуживец? отца Павла, священник из соседнего села.

Да, у епархии были причины возмущаться. Ведь еще в декабре прошлого года епархиальный совет утвердил прейскурант? добровольных пожертвований? и разослал его во все приходы для исполнения. ?Добровольные пожертвования? за свечу составляет от 3 до 50 рублей, поминовение на проскомидии — 3 рубля, панихида или молебен — 20 рублей, молебен с водосвятием — 30, молебен с акафистом — 40, с водосвятием и акафистом вместе — 50. Сорокоуст — 100 рублей, поминовение на полгода — 250 рублей, на год — 600 рублей. Отпевание, крещение, освящение дома — 300, освящение машины — 100. Венчание — 700 рублей, но вместе со свечами, крестиками, иконами и прочим она обходилась более чем в полторы тысячи. В Нальчике, пишут, даже святой воды не набрать без? добровольного пожертвования? в размере от 30 до 50 рублей!

Так вот чего лишил отец Павел епархиальное священноначалие! А как он мог поступить иначе, если сам, будучи бедным человеком, прекрасно знал, как живут его земляки. А отец Павел действительно безсеребреник. Нет у него ни особняка, ни машины, и даже единственный велосипед украли. Ходит пешком.

?Наш отец Павел, — сказал В.М. Павленко, бывший председатель колхоза и инициатор создания в селе православного прихода, — человек бескорыстный, люди его уважают и любят, потому и пошли его защищать. Он действительно сам, своими руками, и огород благоустраивает, и утром и вечером молится, к нему народ идет. И тем, что он не устанавливает цен, отверг прейскурант, слишком усердно служит, довольствуясь тем, сколько люди дадут, а не дадут — и Бог с вами, стал неугоден?.

?Он безсеребреник, живет трудами и плодами со своего огорода, и только. Летом с матушкой до поздней ночи там работают. Кто еще такой пример подает? — говорят про него прихожане.

Окормляемый им приход не был финансово процветающим, зато духовно богатым. Но с духовного богатства что отчислишь в епархию? Убыточным для епархии был этот православный приход. А для Господа? Сколько душ к Господу привел отец Павел?

Да сколько бы ни привел, а денежных отчислений в епархию не делал и финансового отчета о хозяйственной деятельности не предоставлял, а потому — виновен! А с чего давать отчисления? Даже светские журналисты назвали храм отца Павла? Спасом-на-картошке?: картошка была единственным богатством и единственным подспорьем для храма. Даже колокола на храме сделаны из обрезанных газовых баллонов. ?Ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего? (Откр., 3, 8).

?В Евангелии от Матфея (гл. 10, ст. 8), — объяснил свою позицию отец Павел, — сказано: ?Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте?. И ни слова нет о том, что за благодать, которую священник получил от Бога и передает людям, надо брать что-то. В определении Архиерейского Собора 2000 года есть пункт 10, в котором говорится: ?Установление в монастырях и приходах примерных пожертвований за совершение таинств и треб не должно иметь характер назначения? фиксированных цен?. Людям, заведомо не имеющим средств на такое пожертвование, нельзя отказывать в совершении таинств?.

И еще один важный довод привел отец Павел. Это присяга, данная им при рукоположении в священники: ?При исполнении треб обязуюсь довольствоваться добровольными даяниями прихожан, отнюдь не допуская вымогательств?.

Конечно, и на Солнце можно увидеть пятна, и у святого можно найти грехи. Можно и отцу Павлу предъявлять те или иные претензии, если уж очень захочется заниматься таким делом. Но ведь дело в том, что данной ситуации (а она отнюдь не единична в нашей Церкви, в том числе и в вопросе платы за требы) можно было избежать при наличии церковного суда. Однако создание такого суда уже много лет саботируется. И едва ли это происходит случайно — есть люди, которым выгодно, чтобы в Церкви некуда было обратиться за справедливостью. Люди, присваивающие право церковного суда себе.

А судьи кто? Второго марта в Свято-Владимирский храм приехали? снимать? отца Павла благочинный КБР о. Валентин Бобылев, настоятель Никольского собора г. Прохладного о. Иоанн Куб, священник станицы Солдатской о. Александр и протодиакон Сергий (как говорят прихожане с. Ново-Полтавского, мужчина крепкого телосложения и высокого роста).

Привлекает внимание тот факт, что все священники, приехавшие вершить суд над отцом Павлом, из соседних станиц и городов. Их бывшие прихожане, оставив храмы Прохладного и Солдатской, стали ездить, не смотря на все трудности, к отцу Павлу на службу, в его бедный финансами, но богатый духом храм.

Собственно, это ни для кого не было секретом. Владимир Павленко, старейший прихожанин Свято-Владимирского храма, сказал в интервью местной газете: ?Суть конфликта в том, что отец Павел пользуется огромной популярностью. И не только в нашем селе. К нему едут люди из Нальчика, Прохладного. Все село Прималкинское считает его своим?. Почему же бегут прихожане из более благополучных в финансовом отношении храмов?

Анна Ворончихина 20 лет была прихожанкой Никольского храма в г. Прохладном, но после появления отца Павла стала ездить в Ново-Полтавское: ?Отец Валентин (благочинный — ред.) постоянно говорил: смиритесь, смиритесь, а с чем? С тем, что закроют церковь?

В.М. Павленко говорит, что гонения на отца Павла начал о. Иоанн Куб после того, как часть его прихожан, в том числе и псаломщица Галина, сменили его храм на Свято-Владимирский.

Еще одна бывшая прихожанка Никольского храма, пенсионерка Лариса, бывшая певчей, рассказала, что разочаровалась в о. Иоанне после того, как тот выгнал из храма неимущего старика.

И таких рассказов много.

Конечно, можно сказать: мало ли чего придумают эти. Но вот местная пресса сообщает подробности приезда благочинного и сопровождавших его священников в Ново-Полтавское, и начинаешь верить во все рассказанное прежде.

По словам корреспондента газеты? Городок?, (N12, 2003) из г. Прохладный, в Свято-Владимирском храме прозвучала нецензурная брань, была фактически развязана драка. Очевидец событий В.М. Павленко свидетельствует: ?Я бы назвал их налетчиками в ризах, более того, святотатцами: устроили шум и драку в храме! Выкрикивали бранные слова в алтаре! Как воры пытались втихую вынести церковное имущество и оскорбляли пожилых людей?.

Другая прихожанка рассказывает: ?Служба в тот день затянулась. О. Валентин, о. Иоанн, о. Александр с сыном и новый священник вошли в храм, стали петь, представлять нового батюшку. А когда прихожане стали протестовать, вошли в алтарь. Оттуда вскоре послышались шум, крики, ругань. Одна из женщин слышала, как благочинный по сотовому телефону пытался связаться с милицией. Потом вышел протодиакон с вещами. Я сказала: ?Вы что-то взяли с алтаря?, а он говорит: ?Облачение?. ?Вы воры?, — стали говорить. И женщины стали волноваться. Протодиакон с Филипповны (Дубовик) платок сорвал, за волосы ее схватил и о стенку головой стукнул. Многих толкал. Женщин, этого старичка. У некоторых только через неделю синяки сошли? (?Городок?, N13, 2002).

Корреспондент газеты? Городок? Ирина Нелюбова записала все свидетельства на диктофон, а по словам корреспондента? Газета Юга? Александра Зубенко, существует и видеозапись того, как о. Валентин Бобылев приезжал дважды, угрожая батюшке Павлу и пытаясь забрать у него антиминс.

Сейчас благочинный Кабардино-Балкарии ходит по государственным людям — ищет управу на отца Павла и на его несмиренных прихожан. Он уже посетил военкома, уговаривая того подготовить документы к призыву отца Павла в армию, как только его расстригут, посетил главу новополтавской администрации, намекая на то, что здание Свято-Владимирского храма принадлежит государству и может быть потребовано назад (!), посетил казачьего атамана, видимо, надеясь, что казаки пойдут брать церковь штурмом и выгонят непокорного батюшку. Отца Павла вызвали даже на беседу к помощнику прокурора… Что еще придумает благочинный, чтобы отнять у православной общины храм, выгнать на улицу священника и прихожан? И сколько таких случаев должно произойти в нашей Церкви, пока не появится Церковный Суд и православные христиане не призовут на него этих господ, присвоивших себе право распоряжаться виноградником Божиим (Мф. 21, 38)? Быть может, новый архиерей, пришедший на Ставропольскую кафедру взамен усопшего владыки Гедеона, остановит зарвавшихся? виноградарей?. Или будем дожидаться Страшного Суда?

Подготовлено по письму православных христиан Кабардино-Балкарии и по материалам газет: ?Газета Юга?, от 20 марта 2003 г.; ?Городок? N12 от 19 марта 2003 г., N13 от 26 марта 2003 г., N17 от 23 апреля 2003 г.

Вячеслав Манягин

Встанем миром всем за Святую Русь!

Осквернили Русь и охаяли,
Как Христа — ведут на распятие.
Только б выдержать ей, только б выдюжить.
Помогите ей, сестры, братия!
Заклеймить хотят — закодировать,
Номер дьявольский — в начертании.
Только б дал Господь силы выстоять,
Укрепил бы нас в покаянии.
Встанем миром всем за Святую Русь,
Да с хоругвями, да с иконами,
Миром Господу помолясь,
Со слезами бы, да с поклонами.
Пробудись народ — на пороге враг.
Просыпайся люд, сделай к Богу шаг.
В храм души своей благодать впусти,
На колени встань — ?Господи прости?!

Раба Божия Марина


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru