НГ-Религии | В. Платонов | 02.07.2003 |
Совершенно неожиданно религиозная тема, а именно отношения между Ватиканом и Московским Патриархатом, стала предметом обсуждения, когда президент переместился из Лондона в столицу Шотландии Эдинбург. Здесь во время встречи с академическими кругами и видными учеными Владимиру Путину был задан вопрос, как светские власти России относятся к проблеме взаимоотношений двух Церквей, которые, как известно, на протяжении уже двух лет носят достаточно напряженный характер?
В ответ президент РФ заявил, что светские власти делают все, чтобы сблизить позиции Ватикана и Московского Патриархата. Он подчеркнул, что ему хорошо известна позиция по этому вопросу главы Русской Православной Церкви (РПЦ). «Мы рассчитываем, — сказал Владимир Путин, — что отношения между Святым Престолом и РПЦ будут развиваться позитивно».
Вот так неожиданно тема взаимоотношений Москвы и Ватикана нашла свое продолжение на Британских островах. Это тем более любопытно, что государственная Церковь здесь Англиканская. Будучи протестантами, сохраняющими старую епископальную традицию, англичане традиционно не очень-то любят католиков, даже в середине XX века, в расцвет экуменического движения в Европе, к ним относились здесь более чем настороженно. Любопытно, что вопрос об отношениях РПЦ и Ватикана был задан Путину в Эдинбурге, где господствующей является национальная Церковь Шотландии, объединяющая пресвитериан — консервативных протестантов пуританской традиции, которые еще с XVI века боролись против всякого наследия Католической Церкви, сохраняющегося и по сей день в англиканстве. (Актом парламента в 1560 году здесь было объявлено о ликвидации верховной власти Папы Римского над Шотландской Церковью и запрещено совершать римско-католическую мессу.)
Похоже, что российскому президенту, как, впрочем, и другим представителям высшей власти, не удается скрыться от проблем российско-ватиканских отношений даже в Шотландии. Напомним, что во время недавнего визита главы правительства РФ Михаила Касьянова в Италию он также подвергся достаточно сильному давлению по этому вопросу со стороны премьер-министра Сильвио Берлускони. Стоит отметить, что все вопросы отношений Москвы и Ватикана упираются главным образом в визит Папы Римского Иоанна Павла II в Москву, чего всеми правдами и неправдами добивается Ватикан при поддержке первых лиц различных государств, преимущественно традиционно католических.
При этом никто не хочет вдаваться в суть отношений двух Церквей, существующих в настоящий момент. Несмотря на то что Патриарх Алексий II и другие официальные лица в Московской Патриархии заявляют о несвоевременности визита Папы в Москву в связи с противоречиями между Церквами из-за миссионерской деятельности (прозелитизма) на территории России, Украины и других республик СНГ, тем не менее сами взаимоотношения не разорваны. Продолжаются официальные визиты делегаций двух Церквей, ведутся переговоры и консультации, на неофициальном уровне продолжаются дружеские отношения между епархиями и приходами. Католические фонды продолжают оказывать финансовую поддержку различным проектам РПЦ (образовательным, издательским и др.). Однако почему-то все упирается в визит Римского Первосвященника в Москву, который, похоже, имеет для Ватикана чисто знаковый характер. Что-то вроде «увидеть Москву и умереть». Впрочем, это тоже понятно: быстро слабеющий, больной Понтифик стремится во что бы то ни стало успеть побывать в России, в бывшей цитадели коммунизма, против которого он так долго и успешно боролся. Итак, Папе Римскому нужен триумф!
Так что же делать в этой ситуации президенту Путину? Отказать Иоанну Павлу II он, естественно, не может. Тем более что Папу последовательно уже приглашали в Москву и Михаил Горбачев, и Борис Ельцин. В 1990 году Ватикан сам отказался от возможности приезда Понтифика в Москву в качестве гостя президента, так сказать, по светской линии. Это было еще во времена Горбачева. Тогда Ватикан заявил, что Папа совершает только пастырские визиты и тем самым дал понять, что его должны пригласить РПЦ и Патриарх. Но нынешний Патриарх, судя по всему, настроен достаточно решительно. Сможет ли президент его в этом переубедить? А ситуация такова, что давление на Путина со стороны его западных коллег будет оказываться и впредь. Например, в конце прошлой недели он вместе с президентом Польши Александром Квасьневским наблюдал за ходом учений Балтийского и Северного флотов, и очень легко себе представить, что в личной беседе польский лидер мог вновь замолвить словечко за «польского Папу Войтылу».
А может быть, действительно пригласить главу государства Ватикан прибыть в Москву с государственным визитом, то есть не по церковной линии? Такой визит может длиться один или два дня. Представим себе такой сценарий: самолет Иоанна Павла II прилетает в аэропорт «Внуково». Его встречает почетный караул и президент (а может быть, премьер-министр). Далее обмен речами. Папа целует Российскую землю. Его приветствует дипкорпус, представители католического духовенства и верующих: они машут ватиканскими желто-белыми флажками… А далее эскорт движется в Кремль, где происходят все обычные для такого случая церемонии, обмен речами и прочее. Здесь Папа может поклониться русским православным святыням и осмотреть древний Кремль. Затем Понтифик едет на стадион, допустим, «Динамо» (или же «Локомотив»), где собрались немногочисленные католики Москвы вкупе с единоверцами из других российских городов и весей. Здесь Папа совершает торжественную мессу и произносит проповедь, (завершающуюся, конечно же, благословением «городу и миру»). Наконец, он может встретиться с религиозной общественностью столицы (это можно организовать в мемориальном комплексе на Поклонной горе, где есть православный храм, мечеть и синагога), а также пообщаться с представителями академических кругов и творческой интеллигенции. Вот, собственно, и вся программа визита, которая завершается торжественными проводами Иоанна Павла II в аэропорту и его отлетом в святой град Ватикан. (По сценарию в этот момент все провожающие машут руками!)
Остается только добавить, что если Его Святейшество Алексий II не захочет встречаться с Понтификом, то он в это время может посетить какую-нибудь отдаленную епархию или монастырь, например Соловки.
Вот и все решение вопроса, а то как-то и за президента и за державу обидно. Сколько же можно докучать ему с этой, в общем-то, не столь уж неразрешимой проблемой. Однако для этого нужна твердость решений и государственная воля.