Русская линия
Монархист (С-Петербургский отдел Российского Имперского Союза-Ордена)Протоиерей Лев Лебедев03.04.2003 

Российская катастрофа: наказание или испытание на верность?

В мае этого года исполняется пять лет со дня блаженного успения одного из крупнейших современных православных богословов, мыслителей и церковных историков протоиерея Льва Лебедева. Он был убежденным монархистом и верноподданным Главы Императорского Дома, духовником Российского Имперского Союза-Ордена, постоянным автором нашего издания. В этом номере «Монархиста» мы публикуем имеющуюся в нашем архиве одну из последних статей о. Льва, которую сам он считал крайне важной для правильного понимания смысла революционной катастрофы.

В наше время, когда взоры многих патриотов России (не «балаганных», по выражению Александра III, а подлинных) обращаются с великой скорбью к созерцанию того, что произошло с Россией, с Русским народом в XX в., перед ними встает задача определить сущность и масштабы катастрофы, найти ее причины. Подавляющее большинство русских мыслителей пошло в своих исследованиях, на наш взгляд, по ошибочному пути. Пытаясь рассуждать «научно» и даже «богословски», они избрали метод суждений, принятый в западных научных школах. И у них получилось примерно следующее. Такая великая беда, такая грандиозная катастрофа, какие произошли с Россией, не могли быть беспричинными. Господь Бог справедлив и никого не карает напрасно. Люди и народы наказываются за грехи, за отступление от Бога, за какие-то очень существенные пороки жизни. Следовательно, по мнению мыслителей-патриотов, в российской жизни, в жизни Русскою народа должны были быть такие изъяны и пороки, которые с неизбежностью привели к крушению всего. Их стали искать и, как казалось, находили в слабости политической системы, в отсталости экономики, в недостатках народного образования, в бездарности министров, в личной слабости Государя Николая II, в заблуждениях российского «образованного общества» (интеллигенции), наконец, — в упадке веры самого Русского народа, в его «пассивности», малодушии, в том, что он «отступил» и от Бога, и от Царя, не поднялся на защиту последнего, соделав себя отчасти повинным и в цареубийстве. Иные при этом вспоминали грозные предостережения Св. Иоанна Кронштадтского всей России, что она, подобно древнему Израилю, будет наказана за отступление от правды Божией. И получался правдоподобный итог: Русский народ за свое отступление от Бога, правды и Царя получил страшное, но заслуженное (закономерное) наказание. Отсюда — вывод: нужно покаяться и Господь помилует Россию и соделает ее вновь великой и могучей…

Подобная историософия, присущая многим достойным и искренним людям последнего времени, представляется внешнему рассудку вполне обоснованной, логичной, правильной. Но на поверку выходит иначе… Ошибка заложена уже в самом подходе к делу, в предварительном логическом построении: «если, как правило, народы и люди наказываются за грехи и пороки, то, следовательно, и Русский народ, Россия, наказаны также, за то же самое"…

Забыли, что из правил бывают исключения. Да еще какие!

Вот Евангельский пример. На Голгофе три креста. На двух — разбойники, которые, по слову одного из них, приемлют справедливое наказание за тяжкие преступления. Именно за преступления, как правило, и подвергали смертной казни. А на третьем кресте — Господь Иисус Христос, страдавший невинно, то есть — исключение из правила! После этого для христиан страдания и даже невинная мученическая смерть стали уже не исключением, а правилом, и никому в голову не приходило считать десятки тысяч мучеников первых веков пострадавшими за грехи и пороки… А вот пример из Ветхого Завета — Праведный Иов Многострадальный. Тоже исключение из правила. Ибо ни он, ни его друзья, пришедшие как будто утешить его, не знают ничего о споре диавола с Богом относительно Праведника, где Бог попускает клеветнику диаволу поразить Иова самыми страшными бедами и болезнями, не за его грехи, а как раз напротив, — для того, чтобы испытать праведность и верность Богу! Друзья же Иова пытаются внушить ему по виду самые благочестивые соображения: если Иов так страдает, то, следовательно, он согрешил пред Богом, и потому ему нужно только покаяться и Господь простит его. При этом друзья напоминают Иову именно правило жизни: Господь карает беззаконников и милует кающихся. И когда Иов возражает и говорит, что не согрешал и не знает, за что ему такие беды, друзья возмущаются тем, что он как бы хулит Бога, делая Его несправедливым Судией, и начинают поносить Иова за «гордость» и «безумные речи». Но осуждение от Бога получают как раз эти друзья, — «утешители», а не Иов…

Нетрудно увидеть, что описанная выше историософия исследователей Российской катастрофы точь-в-точь соответствует логике рассуждений друзей Иова Многострадального… Мирская «ученость» подвела и подводит многих. Действительно, как правило, народы наказывались за отступление от Бога, от духовно-нравственных законов бытия, Им установленных. Есть даже немало примеров, когда иные народы полностью погибали, целиком изымались из земной истории человечества за свою особую погруженность во зло. Таковы, к примеру, древние египтяне, филистимляне, аммореи или, более близкие к нам по времени, половцы, по слову Св. Нестора Летописца «любившие проливать кровь и хвастаться этим», а также отличавшиеся особым скверноядением. Но более всего над сознанием русских православных мыслителей тяготел всегда образ Ветхозаветной Церкви Божией — древнего Израиля, в Священной истории которого отчетливо видно, как за различными отступлениями от Бога и Закона следовали Божии наказания. Кажется, тот же образ использовал и Св. Иоанн Кронштадтский, когда уподоблял Новый Израиль -Православную Церковь — Израилю древнему. Однако, если повнимательней почитать грозные слова о. Иоанна об отступлении от веры в России, то можно ясно увидеть, что он имеет в виду вовсе не Русский народ, не Россию в целом, а только новоявленных лжеучителей интеллигенции и молодежи в лице Л. Толстого, иных «прогрессивных» писателей и революционеров всех мастей. Да, в этой среде, в этой прослойке «образованной» общественности, действительно, было не только и не просто отступление от веры и правды; в ней зрел сознательный заговор против России и Русского народа, созданный и управляемый, однако, совершенно не русскими людьми. Но об этом позже. Вернемся к примеру праведного Иова.

Как известно, родившийся 6/19 мая 1868 г. в день памяти Иова Многострадального, будущий Государь-Мученик Николай II, вполне осознавал это обстоятельство своего рождения, как предзнаменование того, что такими многострадальными будут его жизнь и его царствование, о чем неоднократно и говорил. Эти Царские слова постоянно повторяются во многих книгах, брошюрах и статьях, посвященных истории его правления и мученической кончины (и Царица-Мученица в одном из писем так и называет мужа — «Иов Многострадальный"…). Часто и правильно указывают на особую, таинственную, да и явно видимую связь Русского Царя с Русским народом. Историк В. О. Ключевский говорил, что «в России, по ее политической организации, в воле Царя выражается мысль его народа и воля народа становится мыслью его Царя» (речь на кончину Императора Александра III). Точней трудно сказать. Но в таком случае, при теснейшем политическом, историческом и духовно-мистическом единстве Царя и народа, Русский народ в целом должен был разделить многострадальную участь своего Государя! Что и случилось. И это тоже подмечено некоторыми исследователями. Но сравнение судьбы Николая II и общей судьбы Русского народа так и ограничилось только одной стороной — страдания, беды, мучения, Никто до сих пор не пожелал обратить должного внимания на другую сторону совпадения, — подобие страданий Русского Царя и народа страданиям Праведного Иова, которые, как уже было сказано, были попущены Богом вовсе не за грехи, не за отступление от правды, а ради испытания веры и праведности!

Как видно, «ученым мужам» не хотелось проводить такую параллель, чтобы не получить множества насмешек и упреков (особенно, со стороны левых) в «идеализации» Русского народа (и лично Царя Николая II), в «ненаучности» такого рассуждения, ибо никто никогда не мог и не может отрицать наличия самых разных недостатков, изъянов, пороков в российской жизни накануне 1917 г. Были ли они? Конечно же были. О них говорили и писали по-разному. Левая печать зорко подмечала и малейшие отрицательные явления, часто раздувая их до фантастически крупных размеров, а уж значительные отрицательные явления (а были и такие) и подавно толковались как катастрофические, непримиримые противоречия жизни, преодолеть которые якобы может только революция. Но и правые, истинные патриоты России и ее государственности, тоже подмечали все отрицательное, с болью об этом говорили, но имели в виду противоположную цель — содействовать исправлению неправильного, с тем чтобы избежать революций. Так что могло создаться (и иной раз создавалось) впечатление, что все «честные русские люди» (и левые, и правые) свидетельствуют о каких-то таких ужасных пороках русской жизни (в т.ч. и церковной, духовной!), какие, по-видимому, и привели к катастрофе 1917 г.

Но вот взору непредвзятого исследователя представляется и совсем иной ряд данных и фактов, говорящих о необычайном и всестороннем подъеме и расцвете всех (!) областей российской жизни конца XIX — начала XX вв. Расцвет экономики (финансов, промышленности, народного хозяйства в целом) таков, что по оценкам западных специалистов, если и дальше Россия развивалась бы такими темпами как до 1913 г., то к середине XX в. она превзошла бы в экономическом и финансовом отношении все западные страны… При этом в России было самое передовое в мире рабочее законодательство (по мнению президента США Тафта), самая лучшая в Европе система женского образования и одна из лучших систем образования вообще. По планам Министерства Просвещения к 1920 г. Россия должна была стать страной всеобщего обязательного обучения (в некоторых губерниях это уже и осуществлялось). А развитие науки, культуры, искусства! Называть имена всемирно известных русских ученых, архитекторов, художников, музыкантов, писателей и поэтов начала века нет необходимости — их все знают. Отметим лишь, что такого количества выдающихся и даже великих деятелей в промежутке времени в 20−25 лет Россия никогда не имела! А это показатель и качества общей культуры жизни.

В области политической Россия тех времен — поистине мировая держава, определяющая во Многом международные отношения, вторично (после идеи Священного Союза Александра I) нелицемерно предлагающая странам мира мирный способ разрешения всех споров, отказ от роста вооружений, их сокращение и т. п. (идея Гаагской конференции 1899 г. Николая II). Россия выдерживает очень трудную (из-за дальности расстояния от центра Империи) войну с Японией, Страна успешно преодолевает смуту 1905−1907 гг. Россия выдерживает и значительно более страшную I Мировую войну. Это, правда, потребовало огромного напряжения всех сил, но к исходу 1916 г. было преодолено отставание от Германии и Австро-Венгрии в количестве боевой техники и боеприпасов и Русские войска стояли на пороге несомненной (по мнению, например, У. Черчилля) победы в летней кампании 1917 г.

Государственное устройство России непрерывно совершенствуется, становится гибким, с 1905 г. включает в себя вместе с Царской Самодержавной властью народное представительство, точнее (к сожалению) — представительство «общественности» в лице Государственной Думы, В 1905 г. Государь говорил о Думе: «Я отлично понимаю, что создаю себе не помощника, а врага, но утешаю себя мыслью, что мне удастся воспитать государственную силу, которая окажется полезной для того, чтобы в будущем обеспечить России путь спокойного развития, без резкого нарушения тех устоев, на которых она жила столько времени», И это ему почти удалось. Во всяком случае работой III Думы он, по собственному признанию, был, в основном, доволен.

И, наконец, самое главное — духовная жизнь народа, жизнь Церкви. При Николае II было канонизировано святых больше, чем в любое предыдущее царствование. Было основано 211 монастырей (их стало, таким образом, более 1000) и построено 7546 церквей — больше, чем при любом из его предшественников. Государь расширил и укрепил систему церковно-приходских школ, необычайно повысил авторитет духовного сословия. Он поддержал идею восстановления патриаршества в России и однажды даже пожелал, оставив Престол и жену, постричься в монашество и стать Русским Патриархом на первый, самый ответственный период. А «переход» намечался Царем великий. Он задумал переустроить всю государственную систему, всю жизнь России в соответствии с исконными русскими допетровскими основами ее бытия. К этому его побуждало точное знание подлинных интересов народа и государства (от экономических до культурных), его «собственное духовное влечение», как он выразился, искренняя вера, поддерживаемые мощным подъемом веры и духовной жизни Русского народа в целом.

Яркое свидетельство этого подъема — изумительная, полная чудотворений жизнь Св. Праведного Иоанна Кронштадтского (ум. 1908 г.), который, конечно, не мог явиться «на пустом месте». «Всероссийский батюшка» — только самая большая звезда русской святости тех времен; он окружен целым созвездием других святых и праведников. Тогда еще живут великие Оптинские старцы: Варсонофий (ум. 1912 г.), Анатолий младший и Нектарий (ум. в 1920-х гг.), в Петербурге славился прозорливостью протоиерей Михаил Прудников, в Москве — о. Алексей Мечев; близ Сарова жила юродивая Христа ради Параскева, лично знакомая с Царем (Паша Саровская), даром пророчества и прозорливости стали отличаться старцы Курской Коренной Пустыни. Поистине бесчисленное множество праведных (и даже святых) людей подвизались тогда во всех почти монастырях, городах и селениях России. К ним, как к источникам Божией Благодати и учителям веры и молитвы притекали миллионы русских людей. Разного рода чудеса и знамения благодати от чудотворных икон, святых источников, мощей святых и живых подвижников благочестия были столь частыми и повсеместными, что воспринимались своего рода «нормой жизни».

Можно вспомнить, что в то время уже проходили служение и жизнь таких будущих Св. Иерархов-Священномучеников, как Тихон (в последствии Патриарх), Владимир Киевский, Кирилл Казанский, Вениамин Петроградский, Агафангел Ярославский, Иосиф Петроградский, благочестивым мирянином жил будущий Митрополит Петр (Полянский). О Новомучениках Российских скажем еще особо. А теперь нужно подчеркнуть, что такое обилие святых в течение всего 20−30 лет встречалось в русской истории разве только во времена Св. Сергия Радонежского, да еще — Свв. Иосифа Волоцкого и Нила Сорского! И поистине, как и в ХIV-ХV вв., обще-русской святости соответствует святость Русского Государя. Его молитвенность и скромность, его «духовное влечение» к Церкви, к монастырям и святым местам вызывают удивление всех. В 1905 г. Антоний (Храповицкий), в то время епископ Волынский, воскликнул: «Русский народ!.. Учись же у своего Царя вере, умилению и молитве!». Почти то же самое говорил в те годы в Екатеринбурге о. Иоанн Сторожев, да и многие другие. Такого о Русских Самодержцах за предыдущие 200 лет истории не говорили никогда! Эти слова означали, что Государь Николай II стал своего рода «правилом веры и образом кротости» для своего народа, для России. На прославлении Преп. Серафима Саровского 16−20 июля 1903 г. вся Царская Семья впервые встретилась как бы лицом к лицу с настоящей, то есть Православной Россией, с Русью Святой. До 300 тысяч богомольцев стеклось в эти дни в Саров. Необычайная, чистая, духовная любовь народа к своему Государю, чувство полного единства и взаимопонимания между ними — вот что выяснилось тогда с необыкновенной силой и отчетливостью. В меньшей мере и в несколько иных формах то же самое повторилось и в 1913 г. на праздновании 300-летия Дома Романовых, при посещении Царем родовых мест в Костроме и окрестностях. И неправда, когда говорят, что те, кто «вчера» кричали Царю «осанна!», «завтра» стали кричать: «распни его!» и ликовали при вести о расстреле Царской Семьи. Это искусственная, «кабинетная» выдумка. Ликовали об убийстве совсем не те, кто приветствовал Царя и любил его до самой своей смерти, большей частью тоже — мученической. Небывалый (по крайней мере за 300 лет) духовный подъем, расцвет, подлинный Фавор — вот что такое российская жизнь конца XIX — начала XX вв.
(Окончание следует)


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru