Чудо — это тот порог, через который вступает в наши души вера. Римские папы прекрасно понимали это — и в средневековую эпоху, и позднее. Поэтому главный храм мирового католицизма — Собор Святого Петра — изначально был призван прежде всего поразить любого, даже очень искушенного и эстетически тонкого человека. Могу сказать о себе: незабываемое впечатление испытываешь, когда, проехав по старинной и ухоженной, но все же не самой впечатляющей улице Виа делла Концельяцьоне (Примирения) и миновав длинный подземный переход — таких в Риме сотни — проходишь через старинные ворота на площадь Святого Петра, в самом дальнем конце которой возвышается Он, Собор. Потрясает контраст между обыденным, которое окружало тебя еще минуту назад, и тем, что видишь сейчас… Пару слов о площади и об истории самого собора. Пьяцца (площадь) Сан-Пьетро представляет собой огромный эллипс (его наибольший диаметр равен 240 м). Особо символическое значение площади придают монументальные боковые колонны, сооруженные по проекту великого архитектора Лоренцо Бернини (XVII век). Единый ансамбль колонн и портика Бернини украшают 140 статуй святых. В центре площади, на пересечении двух эллипсов, возвышается обелиск (в средние века названный «иглой»), привезенный в I веке н. э. в Рим императором Калигулой с Востока. Поразительно место, где император Константин в IV веке н. э. заложил фундамент будущего собора. Именно там, на холме Ватикан (от названия древнего италийского племени ватиков, жившего здесь), в эпоху правления императора Нерона был заложен цирк, где сотнями казнили первых христианских мучеников; рядом, по преданию, был распят первый из учеников Христа — Апостол Петр (не кто иной, как он был посмертно назван первым римским папой, заметим это!). Собор Святого Петра уникален, прежде всего, тем, что это — самый большой в мире христианский храм. Многие поколения римских пап стремились, чтобы это гигантское сооружение восхваляло священность католической церкви, потрясало роскошью отделки, своими реликвиями. Перед нами — высочайший образец гармоничного слияния Ренессанса и Барокко. Перечислять шедевры, которые принес человечеству собор, можно сутками. Назовем только два из них: купол, несравненное, удивительное по своему совершенству творение Микеланджело (высота его — 120 метров; это — самая высокая точка города), и, сразу под куполом, красивый бронзовый балдахин работы Лоренцо Бернини. По преданию, в своей работе скульптор использовал бронзу, снятую с портиков Пантеона… Напомним: фундамент собора был заложен еще в IV веке. Но только в XVI, XVII, XVIII столетиях этот великий храм принял свой нынешний образ, сочетающий в себе величие, гармонию, удивительную эстетическую законченность. В него вкладывали свою душу гении: кроме упомянутых уже Микеланджело и Бернини — это и Браманте, и Сангало, и ди Порте, и, наконец, Рафаэль. Кроме всего прочего, Собор Святого Петра — это, конечно, и место служб римского папы по великим церковным праздникам. Нам случайно довелось быть невольными свидетелями такой службы (дело происходило в четверг перед пасхой). Удивило, что в собор и в этот момент пускали всех желающих, только предварительно бегло проведя их через металлоискатель (нынешний папа Иоанн Павел II очень демократичен). Конечно, увидеть папу сколько-нибудь близко было невозможно; представим себе, сколько народу было в соборе (в целом его пространство позволяет вместить в себя, как минимум, 50 тысяч человек). В дни главных христианских праздников папа обращается к верующим, собравшимся на площади Святого Петра, со среднего балкона (всего их укреплено на фасаде собора 9) с благословением «Urbi et Orbi» («Городу и миру»). Трудно удержаться от слез, кем бы ты ни был, слыша величественную, священную музыку, звучащую под этими вечными сводами. После лирики — немного информации. Читатель, наверное, знает, что современный Ватикан, расположенный в центре Рима на правом берегу Тибра, является суверенным государством с февраля 1929 г. на основании Латеранских соглашений, заключенных между тогдашним папой Пием XI и государством Италия. Ватикан — абсолютная монархия, где светскую и духовную власть осуществляет глава государства папа римский. Чтобы понять, чем стала для Рима власть римских пап (одновременно и светская, и духовная, вот что порождало коллизии и драмы на протяжении веков!), обратимся к истории. Когда Римская империя пришла в упадок и зашаталась под ударами разнообразных чужеземных («варварских») племен, а затем рухнула, то ее крушение казалось необратимым. Но это отнюдь не было концом Рима. Именно в IV веке, в эпоху заката великой рабовладельческой державы, император Константин официально разрешил исповедовать христианство (313 г. н. э.), ставшее затем государственной религией. И немыслимо предствить себе дальнейшую историю европейской цивилизации (к которой, нелишне будет добавить, всецело принадлежали и принадлежим и мы!) без доминирующего христианского влияния. Для Рима же христианство (тогда еще не разделенное на католиков и православных) оказалось, без преувеличения, той «живой водой», которая возродила его к жизни. Очень существенно, что римские первосвященники всегда первыми в своем ряду числили и числят ни кого иного, как самого Святого Петра, именно того из апостолов, кому сказал сам Христос: «И говорю тебе: ты — Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; а что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Матфей, 16., 18−19). Крайне любопытно, что речь здесь идет о ключах от Царства Небесного, в то время как любой, кто знаком с историей Рима, не сможет не признать, что папы, как правило, стремились на протяжении веков обладать внушительной светской властью, удерживая и ключи от царства земного… Но это уведет нас в сторону от основной темы. Что такое независимое государство Ватикан сегодня? Это — государство действительно полноценное, со всеми надлежащими атрибутами оного. Есть свои подданные, т. е. священнослужители и сотрудники Ватикана (их численность меняется с течением времени, при нынешнем папе она составляет примерно 700 человек). Есть своя «армия» — швейцарские гвардейцы, одетые в красочные, многоцветные костюмы, эскизы к которым разработал, по преданию, сам Микеланджело. Реально охраняют папу профессиональная полиция из Рима и вольнонаемная армия. Есть в Ватикане свое телевидение, радио, печать (газета «Обсерваторе Романо»), монетный двор, своя железная дорога. Две цифры — в качестве информации к размышлению. Первая: территория, занимаемая Ватиканом — это 44 га земли. И вторая: папу Римского считают своим духовным пастырем и признают его Верховным Жрецом всех христиан более миллиарда католиков на земном шаре (что на порядок превышает количество верующих всех иных христианских конфессий; разумеется, не следует забывать и то, что отношение к папе у этого миллиардного массива верующих не есть категория идеально однозначная…) Католическая церковь, стремясь к модернизации, активно ориентируется на молодежь. В предпасхальную субботу я смотрел по телевизору трансляцию службы Иоанна Павла II из Колизея в память о погубленных христианских мучениках. И должен сказать: молодежь откликается на духовные призывы церкви. Я видел множество молодых людей, одетых очень современно, подчас на грани вызова — и видел в то же время в глазах многих из них вдохновенный, неподдельный огонь. Хотелось бы думать, что это — огонь истинной веры. Ибо, что может действительно объединить всех христиан, как не общность веры в того, кто не зря сказал апостолам: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоанн, 13, 35). Хочу быть верно понятым: я не призываю забыть страшные исторические счета, предъявляемые христианами разных конфессий друг к другу; речь идет, в частности, и о жестокой католической экспансии на Восток в средние века, не забудем и об инквизиции. И все же, надо выстроить приоритеты: христиане прежде всего христиане, а уж потом католики, православные, протестанты и т. д. А коль это так, к лицу ли любому христианину ненависть к верующим иначе? Ход истории причудлив и бесконечно многомерен. Как раз в те годы, когда испанские конкистадоры. фанатичные католики, огнем и мечом завоевывали Мексику, нещадно сжигая на кострах даже маленьких детей (начало XVI века) — в Риме творил гениальный Рафаэль, украшал своими шедеврами Сикстинскую капеллу Микеланджело Буонаротти. Капелла эта — нетленное украшение всемирно знаменитых музеев Ватикана. Пришло время рассказать о ней. Мы были там всего каких-то 20 минут, но впечатление словами передать очень трудно. Собственно говоря, это обширный прямоугольный зал с овальным сводом (заметим, именно там проводится знаменитый конклав — собрание по выборам римского папы). Потрясают прежде всего фрески стен и свода Сикстинской капеллы, особенно фрески Микеланджело. В 1508 году 33- летний художник был вызван в Рим папой Юлием II и получил от него приказ: расписать огромное пространство свода капеллы (тогда он представлял собой небесную сферу, усыпанную звездами). Микеланджело работал над фресками четыре года. Художник был в расцвете сил. Он яростно, фанатично стремился создать величественное, монументальное произведение, превосходящее все виденное прежде. И это ему удалось. Фигуры библейских пророков (Исайя, Езекииль, Иеремия, Даниил) навеки врезаются в память своей одержимостью веры, мудростью и душевной болью. Всемирно известна украшающая средний свод капеллы фреска Микеланджело «Сотворение человека»: господь как бы вдувает в первых людей жизнь… Но вот что самое удивительное: четверть века спустя, в 1538 году, по заказу папы Климента VII уже немолодой Микеланджело начал создавать, может быть, наивысшее достижение искусства всех времен — грандиозную фреску «Страшный суд» (выполнена она на алтарной стене Сикстинской капеллы). Работы продолжались 5 лет. Гений работал вдохновенно, неделями не сходя со вспомогательных лесов (ученики доставляли ему пищу на веревках). В своей грандиознейшей фреске Буонаротти достиг огромной глубины и пафоса. В центре идущего по кругу стремительного движения автор композиционно безошибочно разместил фигуру Христа, осуждающего грешников на заслуженные муки драматично-величественным жестом. 9 лет назад, весной 1994 г., завершилась наконец многолетняя реставрация Сикстинской капеллы (длилась с 1981 г.). И специалисты были поражены: раньше считалось, что Микеланджело, постоянно искавший свою колористическую гамму, как правило, пользовался неяркими красками. Но в результате реставрационных работ выявились подлинные цвета великих фресок, поблекших под действием времени. И краски чудотворно «ожили», обрели первоначальные светлые (чаще всего ярко-голубые) тона! Хоть несколько слов хотелось сказать о знаменитых «Станцах» (по-итальянски — комнатах) Рафаэля. Это серия картин, созданных великим художником во втором десятилетии XVI века по заказу папы Юлия II (они занимают ряд комнат в картинной галерее — Пинакотеке — Ватикана рядом с Сикстинской капеллой). Назовем хотя бы одну из них — «Афинская школа». Шедевр поражает своим монументальным размахом. Мы видим великих философов и мудрецов древности (среди них — Платон, Аристотель), знаменитых афинских драматургов (Еврипид, Софокл), лики прославленных художников и меценатов Возрождения. Все образы высоко одухотворены. В правом нижнем углу единственное лицо глядит прямо на нас — это автопортрет самого Рафаэля… В картинной галерее Ватикана мое внимание привлекла еще одна монументальная картина, на этот раз польского художника (фамилию, увы, не запомнил). В центре — отважный полководец, очень похожий на нашего Богдана Хмельницкого. Оказалось, это польский король Ян Собеский, одерживающий решительную победу над турками под Веной в 1683 году. «А жаль все-таки, что это не Богдан! Был бы в Ватикане наш человек, как-никак. Но до чего же они похожи с королем…» — подумал я. Пытаться на нескольких страницах передать культурное богатство человечества, собранное в Ватикане — так же смешно, как ловить ладонью все звезды Вселенной. Высокая культура, вечное дерзание духа — вот что дает навсегда ключи от земли и от неба, вот что объединяет людей любой веры, национальности и любых убеждений.