Начало формированию государственного строя кыргызского народа было положено на территории Центральной Азии, а именно в области озера Кыргызнур (современная территория Монголии), а также значительно западнее, вплоть до Алтая, Семиречья и северного Тяньшаня (Тениртоо), а на юге — Восточного Туркестана. В III в. до н. э. в степях Центральной Азии образуется объединение гуннских племен государственного типа. Из анализа восточных источников и генеалогических легенд и преданий кыргызского народа, а также его родословной — санжыра, следует, что гунны и кыргызы древней эпохи представляли собой один и тот же народ, по-разному именовавшийся в китайских источниках, а именно как гунны и гянь-гуны (собственно кыргызы). Понятно, что здесь речь идет о различных ветвях кыргызского народа, северной и южной, между которыми в древнюю эпоху возникли социально-политические и военные разногласия, что, собственно, и привело к разделению древнего кыргызского этноса на северных (центральноазиатских), восточных (восточнотуркестанских) и южных (гунны) племенных объединений. В конце III в. до н. э., одновременно с существующим государством кыргызов-гуннов, из среды восточнотуркестанских кыргызов выделяется племя уйшун (усун), которое возглавляет передвижение других кыргызских родов и племен на территориях Средней Азии, Семиречья и Алтая (Западный Туркестан), заселенных родственными сакскими племенами, носившими такие же островерхие войлочные калпаки, как и северные и восточнотуркестанские кыргызы. В результате на месте Сакского государства образуется Уйшунское (Усуньское) государство западных кыргызов. Примечательно, что китайское название исторических земель западной ветви кыргызов — Тяньшань — не только созвучно кыргызскому произношению Тениртоо, но, вероятно, и заимствовано от него. Тениртоо переводится с кыргызского как Поднебесные (или Небесные) горы, поскольку Тенир или Кокотенир символизирует у кыргызов Синее небо и Вселенную. Издревле кыргызские горы западных кыргызов были известны под названием Тениртоо. Название Тяньшань получило распространение позже — в заметках и трудах русских путешественников царской России. Что касается центральноазиатской ветви кыргызского народа, то она расселялась в окрестностях великих рек и озер Кыргызнур (Нор), Оркун и Керулен. С образованием в III в. до н. э. южного государства кыргызов-гуннов, представители этой ветви под давлением гуннского государства переселяются из Центральной Азии в Южную Сибирь, получив название енисейских кыргызов-ичкиликов, и образовывают тем самым северную ветвь кыргызского этноса. Одновременно западное крыло кыргызских усуней (уйшуны), куда входили другие родоплеменные группы восточнотуркестанских кыргызов, образуют на западе Туркестана, Ферганы государство Кушан, получившее название от искаженного произношения ирано-персидскими племенами слова «уйшуны». На протяжении конца III в. до н. э. и по I в. н. э. западные кыргызы Усуньского государства не прерывали этнических и военно-политических связей с северными сородичами — енисейскими кыргызами. На рубеже I в. н. э. монголоязычные племена сяньби уничтожают кыргызское государство Усун на Тениртоо (Тяньшане). В это же время происходит возрождение государственности на Енисее с последующей формой укрепления здесь ханской власти всех северных и западных ветвей кыргызского народа. Примечательно, что возрождение кыргызского государства в Южной Сибири в лице енисейских кыргызов совпадает также с падением политического могущества кыргызов-гуннов в Центральной Азии, которые, как и западные кыргызы-усуни, покорились политическому союзу Сяньби. Северные кыргызские племена в три этапа переселялись со своей первоначальной родины (с озера Кыргызнур) на Енисей, где покорили государство Динлин. Этот период связан с развитием таштыкской культуры, подготовившей почву для восстановления государственного строя кыргызского народа. Развитие таштыкской культуры енисейских кыргызов наложило отпечаток, с одной стороны, на сферу материального производства, а именно на горнорудное дело (военное и промыслово-бытовое, кузнечное и литейное, ювелирное и чеканное искусство), с другой — на сферу становления государственных институтов. Военная организация и политические отношения в этот период осуществлялись на родоплеменной основе, когда каждый мужчина становился воином, а каждый род или племя формировали свое военное ополчение. Из этих разноплеменных военных отрядов и образовывалось кыргызское войско. Примечательно, что в него включались и ополчения подвластных енисейским кыргызам динлино-угров, однако основным ядром войска являлись кыргызские всадники-лучники и тяжеловооруженные конники-копьеносцы, облаченные в броню. Вместе с тем структура военной организации кыргызов таштыкской эпохи утрачивала классические формы военно-демократических отношений, ибо эти ополчения состояли как из знатных воинов, составлявших основу тяжеловооруженной конницы, имевшей оружие всех видов, так и из рядовых общинников, преимущественно вооруженных короткими пиками, кинжалами, луками и стрелами. По мере покорения и захвата северными кыргызами земель динлинских племен, а также в ходе межплеменных столкновений вокруг наиболее знатных военных предводителей — беков (бегов) — стали формироваться дружины, которые послужили в дальнейшем основой для образования элементов военно-деспотической власти. Утверждение в государственной структуре енисейских кыргызов полярных по социально-экономическому положению общественных групп, а именно правящей кыргызской знати, военизированной аристократической верхушки, составлявшей бронированную конную дружину кыргызского войска, с одной стороны, и рабов-кыштымов, крепостных (зависимых) из числа соседних лесостепных и таежных угро-финских племен, с другой, сопровождалось расцветом градостроительства, а именно возведением городищ и крепостей со сложной системой оборонительных укреплений. Именно потому сяньбийский племенной союз, распространивший во второй половине II в. до н. э. свои владения на запад до Урала, на восток — до Уссури, а на севере — до Саян, за которыми раскинулись земли енисейских кыргызов, не сумел расширить свое политическое господство в Центральной Азии на север и дальше до Саян. Ибо северные кыргызы с поражением восточных и западных сородичей — кыргызов-гуннов и кыргызов Тениртоо (или тяньшаньских кыргызов) — не только сумели укрепить свою государственную независимость, но и начали притязания в борьбе с сяньби за политическое господство в центральноазиатских степях. С IV до начала VI вв. на месте племенного объединения Сяньби в Центральной Азии устанавливается власть жужаней, монголоидов, подчинивших племена теле (предки уйгуров), и тюкю (предки турок). Енисейские кыргызы, хотя и возродили государство Кыргыз в Южной Сибири и сохранили его независимость, однако вплоть до начала V века не смогли сформировать централизованную государственную власть. Пришедшая на смену таштыкской культуре енисейских кыргызов-гяньгуней чааташская культура (V-VIII в.в.) уже называется в китайских летописях кыргызской — соответственно усилившемуся к этому периоду влиянию государства Кыргыз, в котором сосредоточивается централизованная политическая власть кыргызского кагана — хана ханов. Государство жужаней (жуан-жуаней), как и сяньбийцев, преследовало политику завоевания богатой ресурсами Южной Сибири. Но так же, как и сяньбийцы, оно не смогло распространить свое политическое господство в Центральной Азии дальше Саян — на земли енисейских кыргызов. В середине VI века усилилось племенное объединение тюркют, которое в 552 году нанесло сильное поражение жужаням, и с этого момента возникает Тюркский каганат. Вскоре каган тюрков Мухань «на севере покорил Цигу» — страну енисейских кыргызов, однако говорить о прямом захвате их земель не приходится, ибо тюрки не смогли преодолеть Саяны. Кыргызскому обществу удалось не только сохранить укрепившуюся структуру государственно-административных отношений, но и осуществить в этот период бурный рост материально-экономического производства, направленного на добычу металла и изготовление высококачественного военного оружия, доспехов и снаряжения. В 581 году в результате междоусобиц Тюркский каганат разделился на восточный и западный. С этого момента северные и западные кыргызские племена не только освободились от вассальной зависимости, но уже в 583 году вынашивали планы установления в Центральной Азии своего влияния: «Цигу (кыргызы), которые властвуют к северу от тугю (тюрков), со скрежетом зубовным ожидают своей возможности отомстить». В 627 году племена сйеяньто и огузов вторглись в земли тюкю-тюрков. В восточной части Центральной Азии возник каганат, получивший название Телесский или Тогузогузский. Кыргызские племена в Южной Сибири не только сохранили независимое положение, но и постоянно вмешивались в события в Центральной Азии, что способствовало дальнейшему усовершенствованию их военно-административной организации и политических институтов государства путем установления социально-политических, торгово-дипломатических и военных связей с соседними государствами и племенными объединениями. Однако в 629 году государство Кыргыз на Енисее попало во временное подчинение Телесского каганата во главе с племенем сйеяньто, затем — в вассальную зависимость от Восточно-тюркского каганата, но уже через два года сумело вновь обрести государственную самостоятельность.