Общая газета | Борис Колымагин | 08.07.2002 |
13−14 декабря в Москве под патронажем Русской Православной Церкви состоялся VI Всемирный Русский Народный Собор. Его тема — «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох».
Начало действа чем-то напомнило партийные съезды былых времен, но в новой упаковке. Не успели VIP-гости рассесться, как хор грянул молитву «Царю Небесный», поставившую по стойке смирно атеистов и мусульман, буддистов и иудаистов. Выступая перед собранием, президент Путин был краток: «Нам необходимо единение в неприятии ксенофобии и насилия, всего того, что питает идеологию терроризма». По мнению Путина, духовная сила России в том, что она всегда соединяла и соединяет народы Европы и Азии, православие и ислам, буддизм и иудаизм.
Взявший слово сразу за президентом митрополит Кирилл остановился на различных цивилизационных моделях развития. Мир, по его словам, если он хочет выжить, должен быть устроен таким образом, чтобы и последовательное христианство, и исламская культура, и западный либерализм, и иные традиции обрели в нем свое законное и уважаемое место.
Лидер «Яблока» Григорий Явлинский, обращаясь к патриарху, предложил выступить с инициативой создания «всеобщей грамотности и доступного образования для всех людей планеты». По его мнению, «неверие ни во что — основа коррупции, бюрократизма и полицейщины, отсюда расцветает и терроризм».
В России, стране, привыкшей осознавать себя как глубоко неблагополучную, жанр плача о народе в большой моде. Не обошлось без него и на форуме. Общий тон задало выступление Геннадия Зюганова. Глава коммунистов высказал мысль, что сегодня русский народ находится в более драматическом положении, чем в 1941 году, и призвал создать «национальное духовное телевидение». Мысли эти пришлись ко двору и обыгрывались рядом ораторов. Особенно неистовствовал Никита Михалков. Впрочем, не только он. Так что мой сосед в зале, кремлевский политтехнолог Глеб Павловский, сначала, словно повинуясь этикету, аплодировал докладчикам, но в какой-то момент стал просто потирать руки — то ли имитируя ритуал, то ли демонстрируя этим жестом удовлетворенность происходящим.
Несмотря на широкий спектр представленных на форуме политических и общественных течений, общий тон задавала вполне определенная группа. Она сплотилась вокруг сопредседателя Собора, председателя Союза писателей России Валерия Ганичева (лидер альтернативного «демократического» Союза Светлана Василенко сидела на галерке). Конечно, если б Союз писателей существовал в прежних своих формах, в прежней силе, это было б грустно. Но совсем уж без его удалого идиотизма тоже скучно. Не этим ли соображением руководствовался митрополит Кирилл, конструируя сценарий нынешнего съезда? Если это так, он своего добился. Нескончаемые рассуждения в стиле журналов «Нашего современника» и «Молодой гвардии», гневные филиппики в адрес «либерализма» напоминали о временах «застоя». Западные ценности поносились почем зря. Им, естественно, противопоставлялась Святая Русь. Но почему-то никто из докладчиков не брал во внимание того простого факта, что либерализм нередко помогал церкви изживать ее же собственные грехи. Достаточно вспомнить реформы императора Александра II, освободившего крестьян не из-за давления православных, а благодаря «тлетворным западным идеям».
И сегодня в церкви далеко не все благополучно. Многие общины вынуждены переходить в Зарубежную церковь только потому, что не могут найти управу на местного епископа. До сих пор не выполняется целый ряд решений Поместного Собора 1917−1918 гг. — не действует церковный суд, общинам запрещают совершать богослужения на их родном, русском языке, нарушаются другие канонические нормы.
Об этом со знанием дела могли бы рассказать Александр Солженицын, Игорь Виноградов, Никита Струве и другие авторитетные представители русской интеллигенции. Но их почему-то среди участников не оказалось. Многие из тех, кто занимается конкретной работой в духовной сфере (например, вице-губернатор Подмосковья Михаил Мень), так своей очереди и не дождались. Зато дождался глава думского Комитета по международным делам Дмитрий Рогозин, бросивший загадочную фразу о том, что массовый отток русских с Северного Кавказа может вынудить Россию расширить зону антитеррористической операции.
Собор — бесспорно, удачная пиаровская акция Московской патриархии. Но не настолько удачная, чтобы скрыть господствующие внутри церковной ограды тенденции. На пресс-конференции митрополит Кирилл заявил, что в работе Собора не принимали участие радикальные националистические организации. Это не совсем так. В первых рядах партера ваш корреспондент заметил и председателя фундаменталистского общества «Радонеж» Евгения Никифорова, и нескольких других подобных деятелей.
Главный вывод, который можно было сделать по окончании форума: его главный организатор, Русская православная церковь, во многом продолжает оставаться заповедником советской эпохи. И как подобное ищет себе подобное — она находит опору в реликтовых организациях.