НГ-Религии | Н. Иванов | 07.07.2002 |
Этот текст получен редакцией от учащихся московских духовных школ. Он сам пришел в редакцию и не был заказан. Мы предупреждаем, что фамилия автора — псевдоним, который мы не раскроем, особенно памятуя расправу с искавшими правды студентами, учиненную в Санкт-Петербургской духовной академии. Поэтому всю ответственность за достоверность изложенного редакция берет на себя. Информация, подобная изложенной ниже, о ситуации в московских духовных школах давно уже известна всем, кто вовлечен в православную жизнь Москвы. Мы пришли к выводу, что если это не опубликует наша газета, то это не опубликует никто, тем более в так называемой православной прессе.
Обитель преподобного Сергия — это и крупнейшая святыня России, и центр православного образования. В ее стенах находится крупнейшее учебное заведение Русской Православной Церкви — Московская духовная семинария и Духовная академия.
Но она на данный момент представляет достаточное жалкое зрелище. Здание семинарии обветшало, посетителей встречают обшарпанные стены, тараканы, грязь. Очень часто в издающихся в последнее время книгах про великих старцев прошлого и позапрошлого века говорится о том, как того или иного старца или святого возмущало, что некоторые священники приступали к святому Престолу с грязными ногтями или хранили Святые Дары дома на пыльных полках вместе с вареньем. Откуда им научиться чистоте и аккуратности, если там, где будущие пастыри постигают Божественную науку о духовной чистоте, обстановка практически такая, как в самой дешевой провинциальной гостинице, в сотнях километрах от Москвы?
Да, скажут, что Церковь бедна. Но существует множество различных благотворительных фондов, которые так или иначе ассоциируют себя с Православием. Почему им бы не оказывать соответствующую помощь московским духовным школам, уж не говоря про духовные школы в других регионах?
Как кажется, именно православным предпринимателям, если они так часто говорят о будущем и чаемом ими духовном возрождении России, сам Бог велит помочь духовным школам. Ибо духовное возрождение России невозможно без нормальных условий для воспитания будущих священнослужителей.
В советские времена, когда Церковь не только была отделена от государства, но являлась гонимой, не имела статуса юридического лица (а уж про духовные школы говорить нечего), нечего было говорить о каком-то даже бюджете духовных школ. Лучшие студенты благодаря некоторым правящим архиереям (например, покойному митрополиту Никодиму (Ротову) могли ездить учиться за границу. Сейчас, в эпоху церковной свободы, когда и Церковь, и духовные школы имеют статус юридического лица, имеют расчетные и иные счета, духовные школы нищие, а уж паломнические поездки в Москву, к святыням города совершаются не так часто.
И уж нечего говорить о студентах, которые просто бедствуют. Студенты-юристы могут пойти практикантами в юридические фирмы, адвокатские бюро, где они набираются опыта и соответственно зарабатывают там какие-то деньги. А куда податься семинаристам и академистам?
Ведь не пойдет будущий батюшка торговать «сникерсами» ночью в палатку?
Еще один аспект современных духовных школ и Московской духовной семинарии и академии — это преподавательская духовная жизнь московских духовных школ.
Из семинарии изгнаны лучшие преподаватели, например такие, как игумен Андроник (Трубачев), внук известного священника и новомученика иерея Павла Флоренского.
Всю преподавательскую деятельность фактически сосредоточил в своих руках проректор по учебной и воспитательной работе архимандрит Савва (Базюк). Методы воспитательной работы Его высокопреподобия отца Саввы являются, по-видимому, стандартными и используются в других духовных школах: установка подслушивающих устройств, доносы, изгнание неугодных семинаристов, тех, которые не хотят доносить или мыслят самостоятельно. Принципом воспитательной работы отца Саввы является — «разделяй и властвуй». А слова Спасителя от том, что Его, Христа, ученики должны иметь между собой любовь, напрочь забыты.
То, что дела и слова расходятся, или, как говорил схиархимандрит Гавриил (Зырянов), «на языке мед, а на сердце лед», стало, к сожалению, обычным явлением для многих пастырей и архипастырей Русской Православной Церкви.
Отдельная история о поступлении студентов в Московские духовные школы. Например, существуют свидетельства о том, что, заплатив 17 000 рублей, можно спокойно поступить в духовные школы (в этом году, кстати, официально ликвидировано платное отделение) вне какого-либо конкурсного испытания. О практике исправления отметок с отличных на удовлетворительные, из-за того, что они были не «своими», многим тоже известно.
Как следствие, в последние годы московские духовные школы не родили ни одного яркого имени, ни в одной духовной дисциплине, ни в богословии, ни в церковной истории, литургике. Зато в настоящее время все силы духовных школ направлены на канонизацию схиархимандрита Иоанна (Маслова).
Человека интересного, автора множества богословских книг и знаменитой «Истории Глинской пустыни», но, по словам автора книги «Свидетельство обвинения» Владимира Степанова (Русака), неоднократно нарушавшего тайну исповеди студентов (см. книгу «Свидетельство обвинения», Москва, Русское книгоиздательское товарищество, 1993, том 2, стр. 156), а по иным свидетельствам — служившего также в ведомстве определенного свойства, которое находится недалеко от универмага «Детский мир» в городе Москве.
Конечно, согласно Священному Писанию «мертвые сраму не имут», но канонизация этого человека не должна все-таки быть столь поспешной и должны быть исследованы объективно все стороны его жизни. Все было бы ничего, если этого не добивался бы племянник покойного, а ныне заместитель Госстроя России и вероятный кандидат на пост председателя Госстроя Николай Маслов.
Думаю, в Русской Церкви есть более достойные люди и подвижники благочестия для их всероссийского прославления, такие как митрополит Платон (Левшин), старцы Чернигово-Гефсиманского скита Александр и Исидор, местночтимые Радонежские святые — преподобные архимандрит Антоний (Медведев) и иеромонах Варнава (Меркулов), архиепископ Воронежский Антоний (Смирницкий), который был духовным отцом Николая Мотовилова после смерти преподобного Серафима Саровского.
За состояние учебного процесса как в московских школах, так и в Русской Православной Церкви в целом, за материальное и духовное положение семинарий отвечает Учебный комитет Русской Православной Церкви, возглавляемый Высокопреосвященным Евгением (Решетниковым), архиепископом Верейским, который является одновременно ректором московских духовных школ. Порой возникает ощущение, что владыка Евгений либо не хочет, либо просто в силу определенных причин не может контролировать ситуацию в духовных школах.
Ведь как председатель учебного комитета, как викарий Патриарха (викарий Московской епархии), как лицо, не зависящее от епархиального архиерея, он мог более детально и реально разобраться с ситуацией в Санкт-Петербургских духовных школах, о которой неоднократно писала «НГР».
Но это вряд ли возможно, если владыке Евгению, к сожалению, не удается навести порядки в своих школах. А неоднократные попытки семинаристов найти истину у Высокопреосвященнейшего Арсения (Епифанова), архиепископа Истринского, тоже оказались достаточно бесполезными.
Действительно московские духовные школы находятся в состоянии кризиса, и на слова Спасителя «Камо грядеши?!» пока не могут дать достойного ответа.