Коммерсант | Оксана Алексеева | 07.07.2002 |
— Владыко, возможно ли ожидать принятия на предстоящем соборе каких-либо принципиально новых решений и положений?
— Собор должен стать представительным форумом. Участие в нем примут члены правительства, руководители Госдумы и Совета федерации, иерархи РПЦ, представители других традиционных конфессий, ученые, творческая интеллигенция, лидеры общественных объединений России, СНГ и зарубежья.
Важным предметом обсуждения станут изменения, происшедшие в мире после терактов 11 сентября. Намечено проанализировать глубинные причины происшедшего, оценить опасность глобального конфликта. Вызов террористов нуждается в достойном ответе — и в смысле справедливого подавления злой воли, и в смысле активной работы для диалога цивилизаций.
Наряду с этим участники собора обсудят систему современного мироустройства и места России в нем. Не менее важен вопрос о моральных ценностях современного человека. Этот вопрос тесно связан с пониманием роли и места религии в современной жизни. Убежден, что собор твердо заявит о решимости укреплять сотрудничество между традиционными религиями России, что особенно важно сегодня, когда есть попытки некоторых кругов столкнуть христианство и ислам.
— Каково ваше отношение к проблеме обновления церкви в связи с очевидными переменами в сознании верующих, происшедшими в последние годы. Сколько времени будет действовать нынешняя новопринятая социальная доктрина?
— В церковной жизни присутствуют два начала — стремление сохранить неповрежденным Предание, традицию, апостольскую веру и желание сделать эту веру понятной, близкой современникам. Церковь должна сохранить веру для грядущих поколений, но одновременно ее нужно доносить до умов и сердец людей, меняющихся от поколения к поколению. Сравнивая литургический чин II века с нынешним, увидим огромные различия. Это касается языка богослужения, церковного пения, облачений и многого другого. Но литургический язык не может быть таким же, как язык улицы. Он должен быть возвышенным — на нем мы обращаемся к Богу.
Основы социальной концепции РПЦ базируются на нормах Священного Писания и Предания. Это официальный церковный документ, в котором сформулирована позиция церкви по широкому кругу проблем жизни общества, и рассчитан он по крайней мере на ближайшие десятилетия. Меняться он не будет, даже если кому-то в светском мире хотелось бы, чтобы учение церкви удовлетворяло временным мирским интересам.
— На ваш взгляд, владыко, какой должна быть степень вмешательства церкви в светскую и государственную жизнь?
— Церковь стремится преобразить общество, дабы храмы были заполнены сознательно верующими людьми. Церковь воздействует не через внешнее давление или тем более принуждение, а через совесть людей.
Вводить обязательное религиозное образование в светской школе совершенно не нужно. Это может даже повредить. Однако сегодня актуальна проблема возвращения образования в России к своим духовным и культурным корням. Это важно прежде всего для государственной школы, которая, к сожалению, не вполне справляется с задачей морального, правового и патриотического воспитания. Школа призвана дать всем ученикам начальное представление о религии в согласии с вероучениями, которых придерживаются в семье. Разрешить эту задачу без участия всех традиционных религий невозможно. Цель изучения религии в школе — приобщение учащихся к духовным ценностям с учетом свободного выбора и детей, и родителей. У нас есть ислам, буддизм, другие религии. Когда их последователи компактно проживают в какой-либо местности и в школе учатся, положим, 10−20% мусульман, то для них можно ввести занятия по исламской культуре, а для неверующих — уроки светской этики.
Что же касается вопроса присутствия президента и других государственных служащих на православных богослужениях, то отмечу, что каждый имеет право исповедовать любую религию. Кстати, президент посещал и мечеть, и синагогу, что не раз транслировалось по телевидению.
— Владыко, возможно ли для России принятие православия официально государственной религией?
— Церковь не стремится к такому статусу. Для нее это было бы крайне нежелательно. В XVIII—XX вв.еках православие являлось государственной религией. Несомненно, это было искажением нормальных отношений церкви и государства. Церковь не должна брать на себя функции государства. Главное для нее — миссия спасения человека. У государства другое назначение, поэтому мы признаем принцип невмешательства церкви и государства в дела друг друга. Это совершенно не означает вытеснения религии из всех сфер жизни, отторжения от участия в решении общественно значимых задач.
— На ваш взгляд, нужно ли создать совет различных конфессий внутри России для координации отношения власти и общества со всеми религиозными организациями?
— Должен сказать, что многие вопросы отношений государства с религиозными организациями еще не решены. В частности, затруднено развитие религиозных социальных программ, не вполне осуществляется право граждан на религиозное образование. Модель отношений церкви и государства еще не сформировалась. Последнее время идут разговоры о создании структуры, подобной совету по делам религий. Однако появление такого органа не решит проблем, но, возможно, только усугубит положение. В течение веков сложился эффективный механизм управления государством — разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Как показывает опыт, для осуществления своего присутствия в мире церковь должна свободно взаимодействовать со всеми ветвями государственной власти, без какого-либо «единого посредника».
Деньги на собор дали «Бабаевский» и «Зарубежцветмет»
Вчера в Москве в информационном агентстве «Интерфакс» председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл провел пресс-конференцию, посвященную VI Всемирному русскому народному собору. Митрополит начал с оценки значения событий 11 сентября: по мнению владыки Кирилла, небывалый теракт породил много вопросов, на которые попытается ответить предстоящий собор. Только после этого митрополит раскрыл тему собора «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох». На его взгляд, именно в России «смыкаются цивилизационные системы, потому что уже тысячу лет мы живем в пограничной зоне. Именно в России формируется некий контур будущего человеческой цивилизации. И все это происходит потому, что никто не прошел такой исторический коллапс, как мы».
Затем митрополит Кирилл сообщил, что на собор приглашен президент России, но есть опасения, что Владимир Путин в силу своей занятости приглашением не воспользуется. Что касается остальных участников, то они, уверен владыка, будут в полном составе: представители исполнительной и законодательной власти, общественных и политических организаций, творческих союзов и, конечно, духовенства. Журналисты, не обращая внимания на тему пресс-конференции, попросили митрополита прокомментировать неудачную попытку Владимира Путина посетить святую гору Афон, на что владыка ответил, что, «к сожалению, это произошло из-за погоды, но плохая погода проходит, а Афон остается, поэтому я хочу выразить надежду, что наш президент сумеет посетить этот центр духовной жизни всего православия». На вопрос корреспондента Ъ, на какие средства проводится собор, ответила госпожа Жукова, отвечающая именно за финансирование мероприятия. Она сообщила, что «смета собора составила $ 20 тыс., которые предоставили концерн 'Бабаевский' и 'Зарубежцветмет'». И с обидой вспомнила, что за помощью также обращались к главе Ассоциации банков России Сергею Егорову, к президенту ЛУКОЙЛа Вагиту Алекперову и к председателю Союза промышленников России Аркадию Вольскому, которые в деньгах отказали.