Русская линия
Время MN Д. Сумин05.07.2002 

Удаются реформы снизу

В рамках Гражданского форума прошел ряд «круглых столов» на тему «Развитие образования и становление гражданского общества». Общественность имела возможность не только высказать наболевшее, но и обсудить предложения с представителями власти.
Никто не сомневается, что образование было, есть и будет одной из важнейших составляющих гражданского общества в России. Вместе с тем его приоритетность в недостаточной мере осознается властью, что выражается в низком уровне бюджетного обеспечения. Чиновникам из Министерства образования пришлось выслушать много нелицеприятного в свой адрес. Да, реформа образования стартовала и даже есть первые достижения. Но государство упорно пытается восстановить управление системой образования.
В условиях слабости или полного отсутствия «потребительской» составляющей в общественном контроле за образованием функции и голос гражданского общества присваивают профессиональные ассоциации и союзы руководителей. Эти объединения, безусловно, должны иметь голос, но сегодня они представляют отраслевой, а не общественный интерес.
В ходе дискуссии звучало мнение, что образование не отвечает запросам общества. Работодатели полагают, что содержание образования не отвечает запросам рынка. «Хочется принять человека на работу, посадить за стол и не учить его ближайшие полгода прописным истинам, которые он должен был усвоить в институте», — сказал директор одной из крупнейших компаний, работающих в сфере высоких технологий.
В результате образовательная реформа начинает работать в интересах бюрократии и верхушки образовательного сообщества. Это проявляется в экспериментах по новому содержанию общего образования и по единому государственному экзамену (ЕГЭ). Борьба вокруг него понятна: единый экзамен лишит «хлеба» коррумпированных репетиторов. Некоторые ректоры опасаются, что введение тестирования приведет к тому, что вузы потеряют контроль над набором студентов.
Между тем введение ЕГЭ — это единственная социальная реформа, пользующаяся поддержкой двух третей населения, особенно молодежи.
В чем же должно выражаться влияние общества на образование? Это гражданская экспертиза, контроль, участие в организации и управлении. Участники дискуссии говорили о том, что необходимо создание механизмов общественной оценки качества образовательных услуг.
Достижению этой цели могут способствовать университеты, которые следует рассматривать как некое «поле свободы», переговорную площадку для экспертов, считает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. Во всех формах гражданской инициативы в образовании необходимо соединение усилий организаций, представляющих профессиональное сообщество и интересы потребителей образования. Общественная активность в образовании должна быть организована снизу: в форме родительских и попечительских советов в школах, ярмарок вакансий и «круглых столов» работодателей в ПТУ и техникумах, студенческих организаций в вузах и инициативных групп, защищающих гражданские права абитуриентов и учащихся.
Участники дискуссии высказались за создание проектов федеральных законов, обеспечивающих конкретное участие общественности в образовательном процессе. Например, таким документом мог бы стать закон о попечительских советах при вузах и школах.
Хочется верить, что поднятые на форуме проблемы найдут продолжение в последующих совместных проектах власти и общества в интересах российского образования и России в целом.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru