Русская линия
Время MN В. Скосырев05.07.2002 

«Ислам становится врагом самому себе»

Если бы статья в «Нью-Йорк таймс» не принадлежала перу всемирно известного писателя, то ее можно было бы счесть провокацией или сочинением, рассчитанным на то, чтобы произвести как можно больше шума.
Но Салман Рушди вряд ли нуждается в скандале. Его имя и так на слуху у читающей публики. Хотя бы потому, что аятолла Хомейни, духовный лидер Ирана, в свое время издал фатву (эдикт), где говорилось, что долг мусульманина заключается в том, чтобы убить литератора за богохульство. После этого писатель, живший в Англии, вынужден был в течение целого десятилетия скрывать свой адрес и передвигаться под охраной британских спецслужб.
И тем не менее Рушди опять выступил в печати с утверждениями, которые могут вызвать острую реакцию мусульман. Главная мысль его статьи заключается в том, что связь между терроризмом и исламом есть.
«Это не имеет отношения к исламу». Мировые лидеры повторяют это заклинание нескольких недель подряд частично в надежде на то, что оно предотвратит нападения на невинных мусульман, живущих на Западе, а частично потому, что США, стремящиеся сохранить коалицию против террора, не могут публично признать, что терроризм и ислам в какой-то мере связаны. Беда в том, что отрицание, пусть даже необходимое, не соответствует истине", — пишет Рушди.
Если ислам не имеет к этому отношения, то почему во всем мире проходят демонстрации мусульман в поддержку Усамы бен Ладена? Почему 10 тыс. мужчин, вооружившихся саблями и топорами, собрались у границы между Афганистаном и Пакистаном в ответ на призыв некоторых мулл к священной войне? — спрашивает автор романа «Сатанинские стихи».
По его мнению, для огромного числа верующих мужчин ислам означает не только боязнь бога, но мешанину привычек, мнений и предрассудков, внушенных некоторыми муллами. Их проповеди наполнены ненавистью к современному обществу с его музыкой, равнодушием к религии, разгулом секса. Особенно сильное чувство отторжения подпитывается страхом, что места, где проповедуют эти муллы, будут заражены духом западного либерализма.
Эти «верования» в течение более 30 лет вдохновляют радикальные политические движения, такие, как «Мусульманское братство» в Египте, «Исламский фронт спасения» и «Вооруженная исламская группа в Алжире», «Талибан». Их великий помощник — бедность, а плод их усилий — паранойя. «Этот параноидальный ислам, который винит внешние силы, или „неверных“, во всех болезнях исламских обществ, сейчас воплощает собой версию ислама, которая быстрее всего растет в мире».
Многие мусульмане сейчас возвышают голоса против похищения их религии обскурантистами. В подтверждение в статье приводятся высказывание писателя из Ирака: «Болезнь, которая в нас, исходит от нас самих». А британский мусульманин полагает: «Ислам стал врагом самому себе».
Где же выход? По мнению Рушди, нужно деполитизировать религию, провести реформацию в мире ислама.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru