Русская линия
НГ-Религии А. Правдин04.07.2002 

Объединение обернется расколом?
Разногласия внутри Русской Православной Церкви Заграницей достигли своего апогея

Оптимистические предсказания о том, что скоро состоится объединение Московской Патриархии и «зарубежников», как и большинство оптимистических предсказаний, скорее всего не сбудутся. Вернее сбудутся, но только «наполовину». Ушедший было на покой первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Виталий (Устинов) отменил свое решение и отказался признать новым первоиерархом митрополита Лавра (Шкурлу), избранного на этот пост недавно прошедшим в Нью-Йорке Архиерейским Собором РПЦЗ. Покинув Собор, митрополит назвал его «разбойничьим». Он заявил: «В связи с трагическим развитием противоцерковных событий в последние дни считаю своим архипастырским долгом заявить, что я категорически осуждаю следующие действия нынешних участников „разбойничьего Собора“, на котором я отказался присутствовать по причине нераскаянности тех архиереев, которые потщились взять новый курс на сближение с лжецерковью — Московской Патриархией и евхаристическое общение с экуменистами». Митрополит обвинил новое церковное руководство в попытке заключения его под домашний арест и в вынуждении у него согласия на перезапись записанного на Виталия имущества. Он потребовал и впредь возносить его имя на богослужениях и предписал «в случае непредвиденных обстоятельств» временно нести полномочия первоиерарха архиепископу Каннскому Варнаве (Прокофьеву).
А случиться может всякое. 1 ноября владыка Виталий был задержан канадской полицией для проведения психиатрической экспертизы. По рассказам очевидцев, его задержали, когда он находился в алтаре во время богослужения. К нему в алтарь вошел епископ Михаил и попросил выйти вместе с ним. Как только митрополит выполнил просьбу, он был окружен полицейскими, которые потребовали от него направиться в госпиталь. По утверждению некоторых очевидцев, даже полицейские советовали епископу Михаилу подождать до завершения службы, но он настоял на своем решении.
Заключение специалистов было следующим: «Я, нижеподписавшаяся, доктор Кэтрин Аллари (Catherine Allary), удостоверяю, что встретилась с господином Виталием Устиновым, которому 91 год, проживающим в Мансонвилле. Профессия: архиепископ Русской Православной Церкви в Монреале.
Он был доставлен по распоряжению суда для проверки психического состояния. Никаких психических заболеваний у него не было.
Что касается его рассудка, мы заметили отдельные недостатки в его памяти близкого прошлого и в ощущении времени. Остальные качества его рассудка остались вполне нормальными для его возраста.
Нет никаких ограничений для продолжения его нынешних занятий или профессии» (Заключение сделано в университетском госпитале г. Шербрук).
Cудя по всему, бывший первоиерарх намерен действовать весьма активно. Им вместе с епископом Варнавой уже была совершена показательная акция — в Свято-Преображенском скиту (Мансонвилль, Канада) во епископа был рукоположен архимандрит Сергий (Киндяков). Новое церковное руководство отреагировало моментально. Синодальная канцелярия объявила действия Виталия и Варнавы незаконными, указав на то, что и сам Варнава, и Сергий запрещены в служении (буквально перед началом хиротонии Каннский епископ получил сообщение о лишении его сана).
Параллельно разгорелся крупный скандал вокруг личного секретаря экс-первоиерарха Людмилы Роснянской. На второй день заседания Собора было принято решение о ее выселении из Синодального дома. Позже, 29 октября, канцелярия Синода выпустила обращение, в котором она обвинила Роснянскую в том, что на протяжении 11 лет своего секретарства она злоупотребляла положением и оказывала психологическое давление на престарелого пастыря. По мнению канцелярии, деятельность Роснянской представляет опасность для Церкви. Кроме того, она напомнила: уже само пребывание женщины в доме епископа противоречит церковным канонам. Епископат несколько раз делал попытки выселить Роснянскую из квартиры Виталия, но она каждый раз возвращалась, обосновывая это необходимостью постоянного ухода за больным человеком.
Роснянская заявила, что при выдворении из ее сумки были изъяты личные документы митрополита — паспорт, карточки медицинской и социальной страховки, ключи и документы на машину. Помимо того, по утверждению Роснянской, у нее пропала сумма в 20 тысяч долларов.
Отъезд митрополита в Канаду, произошедший после того, как он покинул Cобор, вообще носит характер какого-то детектива. Велись разговоры чуть ли не о похищении престарелого пастыря группой церковных «диссидентов».
Все эти скандалы свидетельствуют о резкой активизации так называемого «консервативного крыла» в РПЦЗ, отрицательно относящегося к перспективе воссоединения с «сергианской» Русской Православной Церковью. Можно предположить, что оно сумело убедить ушедшего на покой Виталия дезавуировать свое решение, выгодное большинству церковного руководства, склоняющемуся к воссоединению.
«Консервативная партия» в РПЦЗ не очень сильна, ее поддерживает где-то треть «зарубежников». При этом священники и миряне, живущие в России, почти полностью ориентированы на «непримиримых» (любопытно заметить, что против воссоединения настроены и здешние «церковные либералы», опасающиеся, что вместе с РПЦЗ в РПЦ МП вольется паства, десятилетиями воспитываемая в традициях монархизма и антиэкуменизма).
Признанным вождем консерваторов является упоминавшийся уже архиепископ Каннский Варнава. Это весьма яркий церковный деятель, прославившийся своей непримиримостью в отношении Московской Патриархии. В 1982 году он был тайно рукоположен во епископа с целью патронировать православных в СССР. Лишь с началом «перестройки» он стал служить открыто. В начале 90-х годов он является представителем РПЦЗ в России. В указанный период он установил теснейшие связи со специфически известным Национально-патриотическим фронтом «Память» (лидер — Д.Д. Васильев). Недоброжелатели обвиняют Варнаву в том, что он чуть ли не организовывал агитационные мероприятия «Памяти», среди которых особо выделяется «набег» на редакцию «Московского комсомольца». Те же недоброжелатели уверены: именно благодаря ему Марфо-Мариинская обитель в Москве стала на какое-то время штаб-квартирой «Памяти». Приписывают ему и обращение к украинскому «патриарху» Романюку с просьбой принять РПЦЗ в каноническое общение. В любом случае окончилось все официальным распоряжением Синода, запретившего Варнаве вмешиваться в российские дела РПЦЗ.
В марте этого года епископ Варнава выступил с окружным посланием, в котором заявил об «ограждении» своей епархии от «нового курса» РПЦЗ (в то же время он не отказался от церковного общения с другими архиереями и от подчинения Синоду). Поводом к такому впечатляющему демаршу послужило письмо Архиерейского Синода 2000 года к Сербскому Патриарху Павлу. Консерваторы недолюбливают его за участие в экуменическом движении, а также за связи с Московской Патриархией.
Противостоя «новому курсу», «мятежный» епископ с группой клириков прекратил поминать своего оппонента, правящего архиерея Амвросия Женевского, заявив о подчинении непосредственно митрополиту Виталию. Синод отреагировал на такое заявление довольно резко и запретил Варнаву в служении. Вскоре, однако, первоиерарх отменил данное решение. Многие наблюдатели считают, что это и побудило Синод отправить митрополита Виталия на покой и передать все дела архиепископу Лавру, который с тех пор и становится фактическим главой Синода.
«Московская» партия имеет своим духовным вождем архиепископа Берлинского и Германского Марка (Арндта), этнического немца, который принял православие уже в зрелом возрасте благодаря пристальному изучению русской культуры в ходе научных изысканий в области филологии. Архиепископ проводит регулярные встречи с правящим архиереем Московского Патриархата в Германии, а в 1995 году он даже встречался с Патриархом Алексием II. Тогда митрополит Виталий выступил с резкой критикой самочинных, по его мнению, переговоров и действий. Он заявил, что архиепископ Марк воспринимает церковную ситуацию в России через «розовые очки» и он не способен проводить «различения духов».
Для Московской Патриархии было найдено такое определение — «церковь лукавствующих».
Итак, раскол РПЦЗ более чем вероятен. А насколько вероятно воссоединение «промосковского» большинства с Патриархией? Пока не заметно, чтобы последователи нового первоиерарха проявляли готовность ускорить этот процесс. Умеренные «зарубежники» по-прежнему критически настроены к «сергианству» и к участию РПЦ в экуменическом движении. Патриарх Алексий II уже высказал некоторую обеспокоенность по поводу «медлительности» нового руководства. Он заметил, что зарубежная Церковь может упустить самое благоприятное время для воссоединения с матерью-Церковью. Патриарх не считает «сергианство» серьезной проблемой и напоминает: знаменитая декларация митрополита Сергия была вызвана историческими условиями 20-х годов прошлого века и представляла собой попытку спасти Церковь от разгрома. Что же до экуменизма, то Патриарх заявил о необходимости диалога с другими христианскими конфессиями и охарактеризовал участие РПЦ в экуменическом движении следующим образом: «Никто из православных участников международных христианских форумов ни на шаг не поступался своей верой. Мы всегда свидетельствовали о Православии, помогая представителям западных исповеданий понять нашу позицию». Алексий II надеется, что в РПЦЗ «возобладает здравый смысл» и победит «мнение большинства, выступающего за начало диалога по проблемам воссоединения Русской Церкви». Что ж, в нынешней ситуации на здравый смысл только и остается уповать.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика