Независимая газета | Михаил Тульский | 04.07.2002 |
В России имеется одна из наиболее крупных в мире иудейских общин (по оценке 1999 г., в РФ живут около 340 тыс. евреев, из них, согласно данным опросов, исповедуют иудаизм 27−40%). По числу сторонников она занимает 5−6-е место после православных, мусульман, буддистов, католиков и, возможно, иеговистов. Хотя численность иудеев в России не растет, их влияние остается значительным. В России строятся синагоги, еврейские общинные центры и школы, иудейская религия возрождается. Однако в последние два года российский иудаизм переживает внутренний раскол. Иудеи РФ примерно поровну разделены на сторонников двух крупных организаций: Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР), возглавляемый главным раввином России Адольфом Шаевичем, и Федерации еврейских общин России (ФЕОР), которая считает главным раввином Берл Лазара. О том, что разъединяет двух признанных лидеров российского иудаизма, они рассказывают в публикуемых ниже интервью.
Из досье «НГ» Адольф Соломонович Шаевич родился 28 октября 1937 г. в Биробиджане. Окончил Хабаровский политехнический институт, работал в Биробиджане в управлении механизации. В июне 1972 г. пришел учиться в еврейскую религиозную школу при Московской хоральной синагоге. С 1980 г. — раввин Московской хоральной синагоги, в 1983 — 1992 гг. — главный раввин Москвы. В 1987 г. избран главным раввином СССР. С февраля 1993 г. — главный раввин России. Член президиума Российского Еврейского конгресса (РЕК).
-Адольф Соломонович, скажите, пожалуйста, cколько сегодня в Москве синагог?
— Наша синагога здесь, в Спасоглинищевском переулке, рядом с ней синагога горских евреев «Бейт Талхум», синагога в Марьиной Роще, синагога на Бронной, синагога в Отрадном, Мемориальная синагога на Поклонной горе.
— А на Малой Бронной — это чья синагога?
— Хасидская. Синагога в Отрадном как бы нейтральная, но тамошний раввин — приверженец Хабада, хотя и не входит ни в какие организации.
— Хасиды в России практически не пользуются влиянием среди рядовых евреев и представлены лишь несколькими десятками раввинов, но имеют больше синагог по стране, чем остальные иудеи…
— У нас сейчас евреи не разбираются в различных течениях иудаизма. Во многих городах никогда не видели живого раввина, и когда приезжает человек в шляпе и говорит: «Я — раввин», все восторженно следуют его указаниям. Особенно когда начинают выдавать какую-то гуманитарную помощь, подарки. К тому же у хасидов огромные материальные возможности, и для них открываются многие двери.
— Хасиды из «Хаббад любавич» вначале, по-моему, тоже входили в КЕРООР…
— В Москве существовала хабадская синагога в Марьиной Роще, они с нами никогда особо не сближались, были автономны. Хасидские общины создавались здесь американскими раввинами. Были и израильтяне, но в основном американцы. Они в 1993 году вошли в КЕРООР, но буквально через два года прекратили с нами какие-либо контакты и основали свою структуру «Хабад любавич». Два года назад они решили создать легитимную структуру под названием Федерация еврейских общин (ФЕОР) в противовес даже не КЕРООР, а Российскому еврейскому конгрессу (РЕК).
— Берл Лазар часто говорит о том, что Шаевич уже стар и пора его заменить молодым главным раввином, то есть самим Берл Лазаром. Скажите, есть ли вообще в иудаизме традиция замены раввина по причине достижения преклонного возраста?
— В самом иудаизме таких норм нет, но на практике они существуют. Например, в Венгрии раввин уходит на пенсию после 70 лет. Однако если он изъявляет желание работать дальше и община это поддерживает, то он может оставаться действующим раввином и после 70 лет.
— То есть о том, чтобы раввин уходил на пенсию лишь из-за того, что ему исполнилось сколько-то лет, ни в одной стране мира, кроме России, речи не идет?
— Да. Нигде в мире раввины не уходят на пенсию в 60 лет.
— В 90-е годы отношения с властью у вас складывались хорошо, а в 1999 году испортились. Почему это произошло?
— Я — жертва моих контактов с Владимиром Гусинским. Когда меня избрали главным раввином России в 1993 году, мы столкнулись с финансовыми проблемами. Нужно было платить за электричество, за строительные и ремонтные работы. Вот это здание синагоги, которой 120 лет, — оно же все эти 120 лет всерьез ни разу не ремонтировалось. И сейчас мы начали ремонт, а быстро закончить его не хватает средств. Гусинский больше всего нам помогал.
— А Березовский помогал?
— Да, и Борис Абрамович тоже помогал нам в 1993—1994 годах. Но потом перестал.
— Как произошло избрание Берл Лазара главным раввином?
— Довольно своеобразно. Они пригласили на свой съезд своих сторонников, а я, например, такого приглашения не получил, как и остальные раввины из КЕРООР. Из 17 раввинов, избравших Берл Лазара главным раввином России, 15 не имели российского гражданства, в основном это граждане США. Я же считаю, что главного раввина России должны избирать россияне.
— Вы не получили приглашения от российских властей на участие в официальной церемонии встречи президента Израиля Моше Кацава в Кремле 23 января 2001 года, а Берл Лазар получил. 20 апреля 2001 года вас и вовсе вычеркнули из списков Совета по взаимодействию с религиозными организациями и объединениями при президенте РФ. Как вы думаете, кто это делает?
— Я думаю, что все эти решения принимает Александр Волошин. В России Кремль решает, кто должен представлять еврейские общины. Это ненормально.
— Почему Кремль предпринимал эти шаги против вас?
— Эти шаги были направлены, собственно, не против меня и КЕРООР, а против Гусинского и РЕК. А мы пострадали как бы заодно. Как говорится, лес рубят — щепки летят. И я оказался этой щепкой.
— Скажите, пожалуйста, почему большинство евреев негативно относятся к хасидам?
— Я думаю, что скорее всего из-за разной ментальности. Ведь, как я уже говорил, большинство из Любавичских раввинов — не россияне и слабо понимают нужды и проблемы тех, с кем живут и работают.
— Вице-президент РЕК Евгений Сатановский назвал хасидов «еврейскими ваххабитами». Они действительно относятся к иудаизму так же, как ваххабиты к исламу?
— Хасиды — ультраортодоксы. Мы тоже принадлежим к ортодоксальному иудаизму, но в сегодняшней России, среди сегодняшних российских евреев трудно быть ортодоксальным иудеем. Хасиды будут иметь хоть какое-то количество сторонников в России до тех пор, пока у них есть деньги. Большинство российских евреев никогда не воспримут идеи хасидизма. Хасиды, например, ни в коем случае не примут в свои общины или школы тех, у кого отец еврей, а мать русская. А ведь эти люди часто считают себя евреями, и их нельзя отталкивать от иудаизма.
— Что вы можете сказать о взаимоотношениях КЕРООР с сегодняшними российскими властями? Как изменились эти взаимоотношения после избрания Леонида Невзлина президентом Российского еврейского конгресса (РЕК)?
— У нас очень хорошее взаимодействие с комиссией по связям с религиозными организациями при правительстве Москвы, которую возглавляет Николай Валерьевич Меркулов. Прекрасные отношения с комиссией по связям с религиозными организациями при правительстве РФ во главе с Валентиной Ивановной Матвиенко. Конструктивно мы взаимодействуем и с отделом внутренней политики администрации президента.
С избранием Леонида Борисовича Невзлина президентом РЕК отношения КЕРООР с властью стали более деловыми и конструктивными. Невзлин помог нам улучшить отношения с властями, да и само его избрание помогло поднять моральный дух КЕРООР. Теперь уже никто не решается препятствовать нашей деятельности, во всяком случае в открытую.
— Расскажите, пожалуйста, о планах КЕРООР на будущее.
— Мы будем развивать еврейское религиозное образование, чтобы евреи лучше знали, что такое иудаизм, что такое раввин. Например, мы считаем, что раввинов для российских евреев надо готовить в России, и сейчас у нас уже есть такая возможность. Мы бы хотели пропагандировать толерантное отношение ко всем религиям, в том числе и среди неевреев создавать положительное отношение к иудаизму. Для того чтобы евреи лучше разбирались в иудаизме, а неевреи могли черпать информацию об иудаизме из первоисточника, мы собираемся создать новый сайт КЕРООР в интернете. Там мы планируем обсуждать не только чисто религиозные или еврейские вопросы, но и все мировые и российские события. Это будет, так сказать, еврейский взгляд на интересующие всех проблемы.