В октябре православные и греко-католики поминали святых отцов, участников VII Вселенского Собора, который состоялся в 787 году, 1214 лет назад, и занимает особое место в истории единой христианской церкви первого тысячелетия. На Соборе была осуждена так называемая иконоборческая ересь, господствовавшая в церкви в течение нескольких веков. Иконоборческий спор начался в IV в., когда символические знаки ранних христиан (крест, хлеб, рыба, агнец) начали заменяться иконами (изображение Троицы, Иисуса Христа, Девы Марии, ангелов, святых, сцен из Святого Писания). Многие из людей церкви не принимали этих изменений. В частности, Евсевий Кесарийский, один из первых христианских историков, приближенный императора Константина Великого, писал: ?Кто способен передать мертвыми и бездушными красками и тенями сияющий блеск Славы и Достоинства Его??, и называл поклонение иконам? языческим обычаем?. Массовое движение против икон началось в VIII в. Общество Византийской империи раскололось на две враждующих группы — почитателей и противников икон. На стороне иконоборцев выступали даже некоторые Константинопольские императоры и патриархи. Западная Римская церковь этой проблемы не знала — она выступила в защиту икон и давала пристанище изгнанным из Византии иконопоклонникам. Хотя отношение к изображениям у Римской церкви всегда было более спокойным, чем на Востоке — там даже запрещали излишнее — ?неподобающее? — поклонение иконам. В Византии противостояние приобретало формы ожесточенной борьбы — из храмов грубо выбрасывались старинные чудотворные иконы, проливалась кровь, епископов лишали кафедр и ссылали в далекие провинции. Отцы VII Собора решительно поддержал употребление и чествование икон: ?Согласно учению Святых Отцов наших и Преданию Вселенской церкви определяем, чтобы святые честные иконы предлагались для поклонения… Независимо от того, будут ли они (иконы) сделаны красками или плиточками (мозаика), будут ли это иконы Господа Бога нашего, или непорочной Владычицы или ангелов и всех святых?. Полную и окончательную силу постановления Собора приобрели только через 56 лет. Когда Киевская Русь присоединилась к восточному христианскому сообществу, все споры, связанные с такой существенной частью нашей православной жизни, как иконы, были давно решены. Римская же церковь получила свою долю иконоборческих проблем во времена Реформации и протестантизма (ХVI в.) — некоторые протестантские церкви, отделившись от Рима, полностью отказались от любых икон, картин на библейские темы, скульптурных изображений. VII Собор имеет еще одно, весьма существенное, отличие — он оказался последним Вселенским Собором, постановления которого одинаково признают как православные, так и католики. Но до Великого церковного раскола (1054 год) в Константинополе состоялся еще один Вселенский Собор — VIII (IХ в.). Но его постановления православные не признают. А после 1054 года соборная хроника выглядит так. Западная церковь продолжила практику проведения Вселенских (в пределах Католического мира) Соборов для решения наиболее важных общих проблем. Последний, ХХI Собор, так называемый II Ватиканский, состоялся в 1962 — 1965 годах; его постановления одобрили радикальные реформы, направленные на адаптацию церкви к современной общественной жизни. Православное мировое сообщество после 787 года Вселенские Соборы не созывало, что связано со многими причинами. Это, в первую очередь, падение Византии, императоры которой, как правило, созывали Соборы; покорение территорий восточных патриархатов Исламом, упадок коммуникаций, а также соперничество и даже вражда между отдельными православными церквями. Но не только это. Русский историк церкви Михаил Поснов пишет об отцах Восточных церквей: ?Боязнь самостоятельной и свободной мысли, страх перед новшествами и забота о неприкосновенном сохранении прежнего богословского наследия очень рано привели к тому, что идея проведения дальнейших Вселенских Соборов сделалась практически неприемлемой, нежелательной?. То же можно услышать и сегодня из уст некоторых богословов: ?Все было раз и на всегда решено семью Вселенскими Соборами и зафиксировано в соборных правилах?. Поэтому как бы ни менялась наша жизнь, она должна приспосабливаться к правилам, выработанным в IV — VIII веках. Однако не все православные думают так. В ХХ веке была осознана необходимость проведения Вселенского православного Собора для решения неотложных проблем современности. Например, таких, как утверждение общеприемлемой процедуры образования новых автокефальных церквей, социальная роль церкви в современных условиях и прочее. В 1961 году на острове Родос прошло Всеправославное совещание, где первоиерархи всех церквей согласились начать подготовку к VIII Собору. До сих пор, однако, практические сдвиги незаметны. Ибо далеко развела история отдельные православные церкви, мало у них действительно важных общих интересов, а проблемы у каждой церкви разные, иногда полярные. Трудно даже представить себе механизм, побуждавший бы ту или иную церковь выполнять невыгодные ей постановления будущего Собора. Потому и называем мы VII Собор последним в истории Православных церквей, как бы ни апокалиптично это звучало.