Русская линия
День (Киев) Клара Гудзик02.07.2002 

Новый поворот в православном расколе?

Ситуация раскола в доминирующем и традиционном религиозном сообществе страны является постоянной? головной болью? власти Украины. Президент, правительство, отдельные депутатские группы давно и постоянно предпринимают попытки найти какие- то механизмы объединения и примирения. Ни одна стратегия до сих пор не принесла даже минимальных результатов.
Сейчас Кабинет Министров разрабатывает новые меры, которые могут, по мнению правительства, привести к объединению православных. Об этом стало известно Киевской патриархии. Патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет (на фото) рассказал для газеты? День?, что правительство положило начало процессу образования единой автономной Украинской церкви. (Напомним, что церковь автономная не является — по определению — независимой, а подчиняется другой церкви. В частности, Украинская автономная православная церковь должна входить в состав Русской православной церкви, возглавляться Московским патриархатом, т. е. иметь приблизительно тот же статус, который сегодня имеет УПЦ МП). По словам патриарха Филарета, правительство Украины уже сделало несколько важных шагов в этом направлении (в распоряжении Патриарха есть копии соответствующих документов). Вот главные из них. Во-первых, идет активная подготовка материалов к рассмотрению вопроса и принятию решения на заседании Кабинета Министров в середине ноября. Предварительно правительственные лица провели консультации с Московским и Константинопольским патриархатами. Известно, что Москва согласна предоставить автономию единой Украинской православной церкви — Московская патриархия ничего при этом не теряет, а только приобретает. Константинопольский патриархат до сих пор колеблется, но для него весомым является тот факт, что это точка зрения государства, правительства Украины. В том — вероятном по мнению патриарха Филарета — случае, когда обе патриархии согласятся, будущая автономная УПЦ получает статус канонической и признается мировым православным сообществом. Блестящий план. Но…
В этой истории есть немало неясных моментов. Хотя бы потому, что? Операция объединения? инициируется и осуществляется чиновниками без каких-либо консультаций с заинтересованными сторонами, прежде всего, с представителями УПЦ КП и УАПЦ. Индивидуальные консультации с отдельными владыками может и ведутся, но засекречено. Это тогда, когда по этому делу крайне необходимо широкое публичное обсуждение вопроса, — еще до того, как Кабмин примет какое-либо решение. А мы сейчас наблюдаем настоящий? Мадридский двор? — тайна, шепот, интрига. Дело, конечно, не только в этом. Самое главное то, что движение за автокефалию Украинской православной церкви может замереть — с ним произойдет то, что уже случалось со многими материальными сокровищами Украины. Сокровищами, которые сегодня принадлежат уже не нам, а перешли — под давлением сегодняшней конъюнктуры — во владение восточного соседа. Теперь можем отдать в то же подчинение и Православную церковь.
Есть и другие сомнительные аспекты. Например, тот факт, что автономию не примет не только значительная часть (не все) епископов УПЦ КП и УАПЦ, но также немало владык УПЦ МП. Это те архиереи, которые требуют переименовать свою церковь в? Русскую православную церковь в Украине? и слушать не хотят не только об автокефалии, но даже об автономии. Они не станут объединяться? на равных? с епископами двух неканонических церквей. Один из? пророссийских радикалов? УПЦ МП Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел в своем последнем интервью (5.11.01) категорически отверг возможность любого вмешательства светской власти в церковные дела и выразительно заклеймил ее (власть и конкретных должностных лиц) за поддержку? раскольников?. А что касается объединения, то? возвращение отпавших раскольников в лоно Матери Церкви (РПЦ) возможно только через принесение покаяния?. Многие ли? неканонические? украинские епископы согласятся объединяться на таких условиях и смириться со статусом людей церкви? второго сорта?, который их безусловно ожидает?
Среди запланированных правительством мероприятий значится, по сообщению Киевской патриархии, также возможность проведения объединительного Архиерейского Собора (Власть любит решать церковные проблемы руками соборных отцов, — вспомним Львовский собор 1946 года, который? распустил? Греко-католическую церковь.) Очень вероятно, что на Соборе будут присутствовать преимущественно представители УПЦ МП, но принятые решения по ликвидации УПЦ КП и УАПЦ все ровно будут считаться действующими. Не надо напоминать, что действия правительства могут пересечь границы конституционных законов о свободе совести и о взаимной независимости церкви и государства. Но тактика решения церковных проблем на государственном уровне является традиционной для отношений Церковь — Государство в православии, начиная со времен Вселенских Соборов. Невозможно представить подобные вмешательства государства в дела протестантской или Католической церкви.
Трудно быть пророком в украинских православных делах. В лучшем случае, еще одна правительственная попытка закончится ничем, то есть сохранением существующего непривлекательного Status Quo. В более драматическом варианте можно предусматривать разветвление раскола. Абсолютно ясным является только одно. Если единая Православная автономная церковь Украины будет таки сформирована и признана, то предоставление ей Московской церковью независимости (автокефалии) можно ожидать только? в конце времен?.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика