Возвращение к пройденному: митрополит Кирилл комментирует итоги поездки Иоанна Павла II на Украину" Интервью митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла
— Ваше Высокопреосвященство, недавно завершился визит Папы Римского Иоанна Павла II на Украину. Известно, что Русская Православная Церковь протестовала против его приезда. В чем причина негативной позиции РПЦ? — С самого начала многие моменты организации визита Папы в Украину вызывали наше недоумение. Прежде всего, желание Папы поехать туда, не взирая на просьбу епископата Украинской Православной Церкви отложить визит в силу наличия нерешенных проблем в православно-католических отношениях в этой стране. Большинство верующих Украины являются православными, а подавляющее большинство украинских православных принадлежит к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Таким образом, Папа приехал в Украину без согласия и вопреки возражениям религиозного большинства этой страны, что противоречит традиционному порядку организации папских визитов. Межконфессиональная ситуация в Украине вот уже в течение десяти лет является главной болевой точкой в отношениях между нашими Церквами, и состоявшийся визит Папы Римского в Украину подтвердил наши опасения: он не способствовал решению существовавших проблем. Из ранее существовавших проблем наиболее серьезной остается конфликт между православными и греко-католиками в трех областях Западной Украины — Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской. Визит Папы по сути своей никак не мог способствовать окончательному разрешению этой ситуации. Ибо с самого начала он предполагал проведение лишь ряда официальных мероприятий и массовых богослужений, а не каких-либо переговоров. И, как оказалось, никаких положительных результатов в этом направлении визит действительно не принес. Новая проблема, возникшая в отношениях между нашими Церквами уже в ходе визита — это вопрос о том, насколько Римско-Католическая Церковь признает статус Поместных Православных Церквей. В Украине единственной канонической Православной Церковью является Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. И тот факт, что в заявлениях официальных представителей Ватикана она приравнивалась к раскольническим группировкам, существующим в Украине, означает нарушение канонических принципов, общих для наших Церквей. — Папа прибыл в Грецию, а затем на Украину, по официальной версии тамошних политиков, как глава государства Ватикан, приглашенный руководителями этих государств. Почему РПЦ не согласна с таким обоснованием визитов? — Именно различие между тем, как готовился папский визит в Грецию, и тем, как был организован визит в Украину, вызывает наше недоумение. Перед своей поездкой в Грецию Папа, уже имея приглашение со стороны государственных властей этой страны, ожидал приглашения и со стороны Элладской Православной Церкви, и поехал только после того, как его получил. В случае же с Украиной он ограничился лишь приглашением властей и католических епископов, причем последние никак не представляют большинство украинских верующих. — В восприятии многих наших сограждан отличие православных и униатов сводится к признанию или непризнанию авторитета Папы. Неужели расхождение лишь по этому поводу не может быть преодолено? Почему этот вопрос имеет для Русской Церкви такое принципиальное значение? — Речь идет о признании не авторитета, а власти, юрисдикции Папы и его роли в Христианской Церкви. Это очень серьезный богословский вопрос, который имеет глубокие исторические корни. Достаточно сказать, что он явился одной из основных причин «великого раскола» 1054 года. Однако мы убеждены, что даже при наличии подобного расхождения православные и католики могут и должны жить в мире и взаимном уважении друг ко другу. Как бы то ни было, если рассматривать ситуацию православно-униатского конфликта в Западной Украине, то там межконфессиональные расхождения имеют чисто практический аспект: в начале 1990-х годов произошел насильственный захват греко-католиками большинства храмовых зданий. То количество храмов, которое осталось у православных, недостаточно для ведения нормальной церковной жизни. — Оправдывая массовый захват недавно еще православных храмов, униаты ссылаются на сталинскую политику вытеснения униатства, в которой, якобы, участвовала и РПЦ. Согласны ли Вы с этими утверждениями? Почему РПЦ не пошла на переговоры с целью вернуть униатам храмы, принадлежавшие им до второй мировой войны? — Не совсем ясно, почему Русская Православная Церковь должна расплачиваться за политику сталинского режима, когда в то время она сама была несвободна. В ходе папского визита в Украину очень много говорилось о мученичестве греко-католиков после 1946 года, но умалчивалось о тех гонениях, которые претерпела от безбожной власти наша Церковь. И упрекать сейчас Русскую Православную Церковь, по крайней мере, неэтично. В течение долгих десятилетий, с конца 1940-х до начала 1990-х годов, наша Церковь окормляла верующих в трех вышеупомянутых областях Западной Украины, под ее духовным водительством выросли целые поколения христиан. Не будет преувеличением сказать, что именно благодаря Русской Православной Церкви в этом регионе сохранилась вера. В недавнем прошлом многие учащиеся духовных школ нашей Церкви были выходцами из Западной Украины. Да и большинство духовенства Украинской Греко-Католической Церкви закончило наши духовные семинарии и академии. Теперь же, перейдя в унию, они бросают упреки Церкви, которая духовно окормляла их. Вряд ли что-то может оправдать захваты храмов, ненависть, насилие, угрозы — все, что имело место в начале 1990-х годов. Между тем, путь, альтернативный этому варварству, безусловно существовал. По инициативе Русской Православной Церкви в январе 1990 года была создана четырехсторонняя комиссия из представителей Московского Патриархата, Римско-Католической Церкви, Украинской Православной Церкви и католиков восточного обряда из Западной Украины. Однако работа этой комиссии по разрешению конфликтных ситуаций и вопросов имущественного характера (Львов, 7−13 марта) была сорвана, так как под сильнейшим давлением экстремистски настроенных членов украинского политического движения РУХ униаты вышли из состава комиссии, заглушив переговорный процесс в самом начале. Кроме того, членами РУХа было заявлено, что в случае их прихода к власти, все храмы у православных будут отобраны и переданы католикам восточного обряда, поэтому нет никакой необходимости вести диалог с Православной Церковью. — Римо-католический кардинал Львова Мариан Яворский недавно сделал весьма категоричное заявление: «У визита Папы нет других целей, кроме проповеди Христа». Согласны ли Вы с тем, что названная цель — единственная? И как Вы оцениваете последние высказывания Папы, просившего прощения у православных от имени Католической Церкви и призывавшего к общему примирению? — Проповедь Христова велась на территории Украины в течении многих столетий до визита в эту страну Папы Римского, продолжиться она и после его отъезда. Может быть, речь все же идет не столько о евангельском благовестии, сколько об укреплении структур и расширении влияния Римско-Католической Церкви в исконно православной стране? Во всяком случае, именно так восприняло визит Папы большинство православных верующих Украины. Что же касается покаяния, которое принес Папа в начале своего визита, то, конечно же, всякое проявление покаянных чувств с точки зрения христианина следует оценить положительно. Однако многие задают вопрос: что означает покаяние, принесенное перед православными в начале поездки на Украину, которая проходила вопреки воле православных верующих этой страны? — По вашим сведениям, какой была реакция на визит Папы со стороны православных в самой Украине? Имели ли место случаи массовых протестов? — Массовые акции протеста украинских православных против визита Папы в их страну действительно имели место. Одна из них — крестный ход, объединивший 15 тысяч человек духовенства и мирян из практически всех епархий Украинской Православной Церкви. Он состоялся непосредственно накануне приезда Папы, 21 июня. Крестный ход прошел от Киево-Печерской Лавры, через весь центр Киева, до здания Апостольской нунциатуры — представительства Ватикана в украинской столице. У нунциатуры участниками хода было совершено молебное пение. Таким образом, протест православных носил мирный, христианский характер. Более того, священноначалием Украинской Православной Церкви было принято решение не предпринимать каких-либо акций протеста во время самого визита, дабы не оскорблять чувства верующих католиков. — Согласно предположениям ряда СМИ визит Папы в Украину является своеобразной репетицией его визита в Россию? Каково отношение РПЦ к такому сценарию развития событий? — В настоящий момент визит Папы в Россию невозможен.