Русская линия
Русская мысль И. Степанова01.07.2002 

Скитания Валаамской Богоматери
Единственный в Финляндии монастырь хранит наследство? Русского Афона?

Тросточка Акакия

Ударив в Большой Андреевский колокол 12 раз, что означало конец прежней жизни, конец прежней истории Валаама, звонарь Синфориан медленно спустился по деревянной лесенке, в последний раз взглянул на колокольню и, прихватив свой старый, похожий на докторский, саквояж, не оборачиваясь, двинулся к груженым повозкам.
Даже после революции, когда старинный монастырь на Ладоге оказался на территории Финляндии и из России уже не приходили новые послушники, жизнь тут шла своим чередом. Но во время Зимней войны монахам пришлось выполнить приказ финских властей об эвакуации, так как советские войска нещадно бомбили Валаам с воздуха. Мороз в ту зиму выдался небывалый — лед на Ладоге был прочным и крепким. Погрузив более половины всего монастырского имущества в повозки и 32 финских военных грузовика, 205 монахов и трудников отправились в путь. Те, что уходили последними, рассказывали, как от очередной бомбежки раскололся Большой Андреевский колокол, разрушены некоторые скиты, храм Тихвинской иконы Божией Матери, сгорели дотла деревянные строения.
Последний настоятель Старого Валаама игумен Харитон вместе со старшей братией ездил по всей Финляндии и осматривал продававшиеся сельские угодья, чтобы найти подходящее место для монастыря. Когда прибыли в поместье министра иностранных дел Саастамойнена в деревне Папинниеме, на берегу озера Юоярви, то на втором этаже усадьбы увидели икону преподобных Сергия и Германа, основателей Валаамской обители. Братия сочла это знаком свыше (эту икону подарил владельцу усадьбы побывавший на Валааме голландский принц Генрих), и они купили поместье вместе с 300 гектарами земли.
Церковь — по указанию бывшего духовника царской семьи иеросхимонаха Ефрема — устроили в старом сарае. Установили там привезенный с собой иконостас и начали служить. Здесь же, согласно традиции, находилась и трапезная.
Хотя монахов окружали старые, дорогие сердцу святыни: чудотворная икона Коневской Божией Матери, образ Валаамской Богоматери и другие ценнейшие иконы Старого Валаама, — они очень скучали по своему острову и не могли вынести разлуки (в первую зиму умерло около 40 человек). А инок Ксенофонт решился один отправиться обратно. Но в России его арестовали, посадили в тюрьму и после долгих допросов передали финской стороне.
О насельниках, молча уходивших с Валаама по ладожскому льду, здесь помнят. Их имена начертаны на деревянных крестах монастырского кладбища, а в маленьком музее-келье хранятся некоторые их вещи: саквояж игумена Синфориана, который в 1970-х служил в полном одиночестве, потому что старой братии почти не осталось; тросточка старца Акакия, который скончался в 1984 г. в возрасте 111 лет и часто повторял: ?Бог забыл обо мне, и слава Богу?; скуфеечка последнего валаамского инока Мефодия, успевшего перед кончиной побывать на Валааме, когда туда вступили первые монахи для возрождения обители, и зажечь свечу в пустом полуразрушенном храме.
?И вино, которое веселит сердце…?
Сейчас до Нового Валаама ходят рейсовые автобусы. Остановка — прямо у монастырских стен. Рядом — большая автостоянка, комфортабельная гостиница для туристов и корпус для паломников. Единственный в Финляндии православный монастырь принимает до 150 тыс. человек в год. Летом церкви целыми днями открыты, пользование библиотекой и вход в музей, где хранятся уникальные сокровища Валаамской ризницы, — бесплатные.
?В конце 60-х братия Нового Валаама отказалась от земледелия и скотоводства: старые были, не справлялись, — рассказывает игумен архимандрит Сергий. — Число насельников резко уменьшилось, и финская пресса писала, что монастырь обречен, придется его закрывать. Но в 1977 г., когда отмечалось 800-летие православия в Финляндии, на Новом Валааме был возведен новый храм Преображения Господня, где в особом приделе помещены чудотворная икона Коневской Божией Матери и образ Валаамской Богоматери. Тогда же перешли на григорианский календарь, а службы стали совершать в основном на финском языке. Позже построили хорошую гостиницу, которая довольно быстро себя окупила и стала приносить доход?.
Сегодня в монастыре подвизаются 11 монахов и три послушника. Кроме отца Исидора из Эстонии и отца Владимира из Канады, остальные — финны. У каждого из них разные обязанности. Бывший пекарь о. Александр печет булочки и печенье; о. Исидор — звонарь; имеющий экономическое образование о. Андрей — эконом; о. Арсений — известный иконописец. Но почти у всех есть одно общее послушание: проводить экскурсии по монастырю.
Братия весьма успешно ведет туристический бизнес (кстати, еще в 30-е годы Валаам был? на самоокупаемости? и жил за счет привлечения туристов). Они готовят рекламные акции и проводят экскурсии — это послушание лежит почти на всех монахах. Прибыль поступает от ресторанчика? Трапеза?, от церковной сувенирной лавки, от теплоходных экскурсий по озеру Юоярви на монастырских кораблях? Сергий? и? Герман?. Работают тут в основном трудники, которые приезжают в монастырь потрудиться во славу Божию только за питание и кров.
Другой серьезный источник доходов — собственное столовое вино из разных сортов черной смородины, которое можно купить только на территории монастыря. Четыре года назад отец эконом сам разработал рецепты, составил бизнес-план, получил кредит в банке и благословение настоятеля. Архимандрит Сергий доволен: ?This is good business for us, слава Богу?!
Несмотря на то, что обители приходится платить государству 40-процентный налог за выпуск алкогольной продукции (никаких поблажек у них нет) и зарплату пятерым рабочим, кредиты давно возвращены. Начинали с 16 тыс. бутылок в год, сейчас выпускают 160 тысяч, чистый доход — более 600 тыс. финских марок в год.
На монастырских землях выращивают 32 тыс. кустарников черной и белой смородины. Три работника с помощью машин собирают плоды, очищают листья, прессуют ягоды. Вино помещают в дубовые бочки и полгода хранят в винном погребе недалеко от храма. Затем на специальном оборудовании его разливают в длинные красивые бутылки и продают в церковной лавке.
Недавно стали выпускать церковное вино из венгерского винограда для причащения, которое поставляется во все немногочисленные православные приходы Финляндии (в этой стране — всего один процент православных).
Отец Андрей уверен, что занимается богоугодным делом, ведь в Библии написано, что? вино… веселит сердце человека?. ?Мы планируем выпускать до 200 тысяч бутылок в год, — говорит он, — и уже в этом году наладить производство кальвадоса и двух новых сортов вина?.
Конечно, ни туризм, ни винный заводик — не самоцель. С их помощью монастырь не ходит с протянутой рукой и не только обеспечивает себя, но и реставрирует иконы, содержит храмы, богатейшую библиотеку и архив, вкладывает средства в содержание светской Православной Академии (таких всего две в мире — здесь и в Греции) и помогает карельским храмам.
Тайна Сияющего града
В монастырских подвалах долго хранилась сильно поврежденная валаамская икона XIX века? Распятие Христа?. Во время войны кто-то стрелял в нее из винтовки, целясь прямо в скорбные глаза и в нимб стоящей у креста Богоматери… Там, где от выстрелов со временем отшелушилась синяя краска, проступал розовый фон. Икону отнесли в реставрационный центр, расположенный на территории монастыря, сделали рентген, и…
?Это было похоже на чудо, — рассказывает ведущий специалист Леена Никканен, — Оказалось, что под первым есть второй слой, с тем же сюжетом, но фигуры там расположены немного иначе, поэтому контур нимба и лик Богоматери оказались целы. Пули прошли рядом. Мы сняли более поздний слой и установили его на другую доску. Под ровным синим фоном, который был за спиной распятого Христа, оказался сияющий град Иерусалим, пронизанный лучами солнца. Мы оставили пулевые отверстия — только заделали их, не закрашивая. Ведь это часть истории этой иконы, свидетельство того, что ей пришлось пережить?.
Этот центр открылся в 1984 г., причем здание строилось на государственные средства. Пять реставраторов работают в ведении министерства культуры, принимают участие в международных проектах, выполняют различные заказы, в том числе по реставрации икон (за 17 лет их отреставрировано более 150-ти). За это монастырь должен платить им, как любой другой заказчик.
Братия в свое время вывезла в Финляндию более 60% имущества Старого Валаама, и здешние монахи делают все, чтобы сохранить его. Между прочим, они называют Старый Валаам? Ладожским?, объясняя это так: ?Монастырь — не место, а братство, традиция, которая не прервалась. Поэтому в каком-то смысле Старый Валаам — на самом деле Новый, а наш — Старый?… В деревянном храме до сих пор даже коврики и скамьи — с ладожского острова. А в игуменских покоях — портреты всех валаамских настоятелей за последние 200 лет, кресло, подаренное последней русский императрицей иеросхимонаху Ефрему, виды обители, пейзажи и, конечно, старые иконы.
Сегодня тут продолжают и иконописные традиции. Архимандрит Арсений начинал учиться этому искусству в приходской мастерской г. Куопио (почти в каждом православном приходе в Финляндии есть свой иконописный кружок), где преподавал инок Нового Валаама японец Петр Сасаки. Потом учился в Санкт-Петербургской духовной академии и с 1985 г. подвизается на Новом Валааме.
У него здесь своя мастерская — на третьем этаже усадьбы. Отец Арсений поднимается рано, в половине шестого утра, и после утренней службы принимается за труды. Работает он обычно в белом подряснике, который оставил ему иконописец Псково-Печерского монастыря отец Зенон, расписывавший на Новом Валааме трапезную.
Иеромонах Арсений пишет иконы не только для Нового Валаама и карельских храмов, но и выполняет заказы — в таких случаях доход идет в кассу монастыря. Кроме того, он изучает иконописные архивы и пишет книги — о взаимоотношениях Церкви и государства, об истории Валаама и Коневца, о фрейлине императрицы Анне Вырубовой, судьба которой тесно связана с Валаамом (в 1920 г. она жила в Финляндии и передала монахам свой архив).
Много материалов для своих книг о. Арсений находит в библиотеке Старого Валаама, основанной еще в XV веке. До войны здесь насчитывалось до 30 тыс. книг. Свыше 21 тысячи были эвакуированы. Часть старинных фолиантов находится сегодня в музее православия г. Куопио. А в специально оборудованном современном здании монастырской библиотеки, в огромном железном сейфе, хранится сейчас русская дореволюционная литература о Валааме, рукописи и богословские книги, ноты и словари, книги по животноводству и медицине, церковная периодика, уникальные труды по метеорологии (увлечение последнего библиотекаря Старого Валаама о. Иувиана), путеводители для паломников и многое другое. Комплексная каталогизация коллекции еще предстоит, а библиотека и архив пока ждут своего исследователя, который наверняка откроет еще немало неизвестных страниц? Русского Афона?, как когда-то называли монастырь на ладожском острове.
Валаам — Санкт-Петербург


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика