Русская линия
Огонёк, журнал Александр Архангельский01.07.2002 

Христос в джинсах и с гитарой
30 лет назад появилась опера Ллойда Уэббера? Иисус Христос — суперзвезда? — на счастье или на беду?

Премьера оперы лорда Эндрю Ллойда Уэббера? Иисус Христос — суперзвезда? в нью-йоркском театре Марка Хеллингера, состоявшаяся 30 лет назад, совпала с демократизацией западной церкви — прошли времена назидательных и нудных ортодоксов, каленым железом выжигающих любую ересь, сурово взирающих на паству, как на неразумных сих. ?…Я хочу видеть доктора с лекарством в чистой руке, я хочу видеть священника, с которым я смогу говорить на одном языке…? — спел тогда Гребенщиков. В большей степени эта проблема волновала, конечно, западное общество. Считается, что во многом благодаря современной опере про Христа многие молодые люди на Западе пришли в Церковь. Переосмысление вечной истории заключалось в нехитром, но симпатичном переосмыслении: Иисус был первым хиппи, как и ты!.. Для нашей же страны развитого безбожия эта опера вообще стала откровением, и многие благодаря ей — чего греха таить — впервые поверили в существование Бога живого, а не сказочного…
Что сейчас думает Церковь по поводу образа Иисуса в джинсах и с гитарой?..
В канун юбилея мы решили выяснить, повлияла ли опера Уэббера на наших священников, нынешних и будущих. Для чего отправились в Киев, поскольку он не только мать городов русских, но и город межконфессиональных контрастов: помимо величественной православной Лавры здесь соседствуют католические храмы и синагоги, кирхи и мечети… Первым делом мы зашли в недавно построенный, сверкающий прозрачными крышами греко-католический храм Святого Василия Великого, внутри больше напоминающий офис или студию модного дизайнера. Настоятель храма отец Теодосий родился и жил в католической Польше, приехал сюда 10 лет назад — вместе с ним мы решили вспомнить, как в свое время отреагировала на оперу католическая церковь.
…Когда мы зашли в комнату, отец Теодосий боролся с факсом, пытаясь наставить заграничную технику на путь истинный…
— Отче! Повлияла ли в свое время опера Уэббера на молодых поляков, на западную молодежь?..
— Христианство на Западе переживало и, кстати, сейчас еще переживает духовный кризис. Человечество все более отдаляется от церкви традиционной. Любому поколению свойственно переосмысливать свою любовь к Богу на более современном уровне… Тогда, в 70-е, отошла в прошлое традиционная трактовка христианства, а новый язык еще не появился. Его предложила рок-музыка. Я к рок-музыке всегда относился без предубеждения, хотя роль оперы Уэббера не стал бы преувеличивать — ничего духовного или аскетичного в ней нет, это, светская музыка. Иисус в ней в первую очередь звезда экрана, сцены, но не исключаю, что опера подтолкнула молодежь того времени к более глубокому осмыслению фигуры Христа. В 71-м я учился в средней школе, но уже тогда был человеком религиозным, и, естественно, опера не могла как-то изменить меня, но, я помню, испытал эмоциональный подъем, своеобразное удивление…
— А что вас удивило?
— Личность Иисуса впервые была помещена в нетрадиционный антураж. Мы привыкли воспринимать Иисуса только в атмосфере тишины, покоя, умиротворения… Раньше образ Христа был неотделим в первую очередь от Тишины — считалось, что приходя в церковь, ты оставляешь за оградой храма всю суету и шум, и только в этом случае где-то далеко отдаленно можешь услышать Бога… И вдруг динамика, импульс, энергия… Поначалу это очень удивляло, правда, к этому быстро привыкли. Многим нравилось, но все-таки ответы на духовные вопросы в этой опере найти было нельзя.
— Опера изменила католическую церковь, сделала ее более современной?
— (Смеясь.) Церковь изменилась не после оперы, а после переосмысления Евангелия отцами Церкви, которое случилось на 2-м Ватиканском Вселенском соборе в 62 — 65 годах. С тех пор католическая церковь стала более открытой для людей, сегодня священник должен разбираться во многих современных вещах, он должен быть психологом. После оперы Уэббера, кстати, в церкви даже допускали музыкальные бит-группы — они проводили литургии в сопровождении гитарной музыки!.. Правда, короткое время. Потом все-таки вернулись к традиционному оформлению тишины, сосредоточенности. Но я, например, не стану запрещать своим студентам слушать модную музыку — мы все через это прошли…
— Но ведь Церковь в свое время осуждала, допустим, телодвижения Элвиса Пресли во время концертов…
— Какая Церковь? Православная — возможно, но не католическая!..
— Еще Папа Пий запрещал танго…
— Возможно. А потом все равно танцевали, и я сам танцевал танго. Рок-н-ролл не танцевал, а танго пришлось. Я даже твист танцевал в свое время! — но это не мешало нам идти в церковь. Кстати, когда я занимался организацией приезда Папы в Киев, он сказал нам — пускай перед или во время молитвы выступят модные коллективы, и ничего в этом не вижу странного. Если бы Папа приехал в Африку — его бы там встречали барабанами, и традиции не только не противоречат делу Церкви, наоборот — помогают. Главное, чтобы они не противоречили христианским заповедям!..
Сфотографироваться с пластинкой Уэббера отче отказался — ?не хочу делать ему рекламу…?. К тому же начал накрапывать дождик, который в районе Андреевского спуска превратился в противный дождище. Здесь, рядом с Андреевской церковью, находится Киевская Духовная семинария Украинской православной церкви, находящейся под юрисдикцией Киева, в отличие от другой, тоже православной и украинской, которая подчиняется Московскому патриарху. На наше шумное вторжение здесь отреагировали спокойно, навстречу вышел молодой человек — Константин Лозинский, преподаватель Киевской духовной академии, кандидат богословских наук:
— Вообще-то для православного христианина почти вся рок-музыка является оскорбительной. Как я отношусь к рок-опере ?Иисус Христос? Негативно. Никто из титанов музыки — Бах, Верди — не отваживался создать произведение о Христе. Есть множество религиозных произведений, однако они скорее отображают отношение человека к Христу. Бог есть дух, и описать его средствами, доступными человеку, представляется невозможным. Ограниченный человеческий разум не в силах полностью понять, а тем более описать сущность Божью. Опера популяризирует человека Христа, она не выявляет его божественной сущности.
— Однако многих людей именно эта опера привела в Церковь…
— На Западе разум превалирует над верой. Поэтому для них является необходимым максимально приблизить, объяснить Бога. Однако для традиции православной церкви это неприемлемо, да и не нужно!.. Нет нужды использовать ни фильмы, ни музыку — нам достаточно живой проповеди священника. У нас человек изначально верует, а потом уже приходит к пониманию Бога. А массовая популяризация скорее способна отвернуть людей от христианства. Чудо нельзя выразить при помощи спецэффектов — в кино, на эстраде…
— Для нашего времени Христос — это что-то из области мифов, даже если человек искренне верит. А Христос в джинсах и с гитарой доступнее современному человеку…
— Если одеть его в джинсы и дать ему в руки гитару, я не думаю, что от этого он станет доступнее. Евангелие не заостряет внимания на том, во что он был одет. Что он ел и что пил… Христос принес благую весть о Спасении. Любые внешние сопутствующие обстоятельства второстепенны. Делать Христа массовым тоже значит преуменьшить его образ — каждый приходит к Богу индивидуально.
— Ну хорошо… А вообще к светской музыке православная церковь как относится?
— Светская музыка — это способ самовыражения человека. Как говорит Священное Писание, музыка возникла почти сразу после грехопадения человека. Причина возникновения музыки — это попытка человека восполнить утрату райского блаженства. Лично я, например, не люблю агрессивной музыки, а вот классику — советскую, украинскую — люблю слушать. Но я не позволяю музыке — как это по-русски? — довлеть надо мной.
…Киевская лавра сияла всеми куполами — следующий день выдался солнечным. Мы подошли к ректору Духовной семинарии и Духовной академии отцу Николаю за благословением — без него никто из семинаристов не станет общаться с прессой. ?Пожалуйста, — ответил ректор. — У нас никто свободу мысли не ограничивает?.
На первом этаже семинарии мы сразу заметили парня, весьма напоминающего Пушкина в юности из-за модно отпущенных бачков.
— Можно поговорить, — не очень охотно согласился он. — Как представить? Павел, воспитанник 4-го класса Киевской духовной семинарии. Я до семинарии увлекался рок-музыкой, даже пластинка дома где-то есть… С музыкальной точки зрения опера Уэббера красива, талантлива, но вот название все-таки кощунственное… Иисус не суперзвезда, он спаситель мира. Все-таки Христос несовместим с рок-музыкой. Светская музыка, конечно, тоже бывает разная — вот, допустим, поп-музыку я вообще не воспринимаю. Рок-музыка сложнее, но… Понимаете, православие даже орган не приемлет в отличие от католицизма. В православии считается, что Бога нужно прославлять только словом, пением, а неодушевленный музыкальный инструмент для этого неприемлем. И хотя, допустим, Жанна Бичевская прославляет Бога под гитару и благословение получила, но в большинстве случаев это не поощряется. Что же до светской песни, то она необязательно должна прославлять Бога, духовность… Вот, допустим, лично я считаю духовными песни Гребенщикова, Макаревича… Я и сам рок-музыку иногда слушаю. Но разборчиво, не все подряд. Если слушать так, то вреда в этом нет.
…Богоугодная беседа двух академистов была прервана вторжением вашего покорного слуги. Александр, студент 1-го курса академии, услышав мой спич о Христе в джинсах, поморщился:
— Оперу я смотрел по телевизору… Не понравилось. Мне кажется, что это просто насмехательство. По поводу того, что многие открыли для себя Бога благодаря опере… Все зависит от того, КАК они для себя его открыли… Можно ведь и через секту открыть для себя что-то, но все равно это не приводит к первоисточнику. Носить крестик — еще не значит быть христианином. Так же и опера. Это пародия на Иисуса Христа, на Матерь Божью… Какие-то мотоциклы гоняют… В свое время ересью считалось даже изображать Христа на иконах, а тут грешный человек изображает Христа, и не в благочестивом образе, а с гитарой, в джинсах… Матерь Божью играла китаянка… Лично я не встречал тех, кто после рок-концерта, допустим, пришел в Церковь. Вот у меня друг лет десять увлекался тяжелым роком, а потом пришел в Церковь и бросил… Не рок-музыка привела его к Богу, это Бог его привел к себе.
После практического разгрома несчастной оперы второй академист, Игорь, — не зря студент 2-го курса — подвел теоретическую (или теологическую) базу, подарив, впрочем, лорду Уэбберу хоть какой-то шанс:
— Порыв творческого духа человека несет в себе элемент божественности. Вполне возможно, что эта опера тоже несет в себе элемент божественного, но он очень глубоко скрыт и для большинства людей недосягаем. И рассматривать эту оперу как единственно возможный для современного молодого человека путь в Церковь ошибочно. Церковь обладает всей полнотой необходимых средств для приобщения к божественному, для совершенствования.
— Вы станете священником. К вам придет, допустим, рок-меломан — вы с этим человеком сможете говорить на его языке?
— Думаю, что да. Для того чтобы удержать человека в Церкви, я даже готов слушать рок-музыку вместе с ним. Для того чтобы понять этого человека, попытаюсь увидеть положительное и в этой музыке. Выполняя заповедь апостола Павла, я постараюсь быть? всем для всех?. И только потом я постараюсь показать этому человеку нечто более высокое, более ценное и совершенное, чем рок-музыка.
В этом месте следовало бы сделать глубокомысленный вывод и разойтись по домам, но мне очень хочется закончить? криком души?. Итак, срываюсь на крик. Православные-е!!! А также все остальные. Я, наверное, чего-то не понимаю. Весь мир уже пятьдесят лет играет на гитарах, а некоторые из них на очень громких гитарах, несчастный рокер Гиллан — вообще агнец по сравнению с нынешними… Но дело не в этом. А в том, что при всей моей любви к Родине и православию я не могу отказаться ни от оперы Уэббера, ни от остальной гитарной музыки. Лично я не вижу противоречий между рок-музыкой и православной верой, но православие почему-то до сих пор склонно пугать себя и других музыкой, эстетическая ценность которой признана во всем мире. Впрочем, если продолжать считать оплотом веры бабульку в платочке, а не молодого, современного человека — тогда конечно. Для нее и Уэббер — зло, и компьютеры — исчадие ада, и вообще — машин вон сколько развелось…


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика