Очередной вояж Иоанна Павла II на постсоветское пространство — в Казахстан и Армению вызвал куда меньше шума, чем предшествовавшая ему поездка понтифика на Украину. Наблюдавшую за визитами прессу больше всего занимал политический аспект визитов, которые проходили вскоре после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне. Визит Папы в мусульманский Казахстан, находящийся в непосредственной близости от Афганистана, представлял особый интерес в свете возникшего противостояния по линии Запад-Восток и подготовки антитеррористической коалиции к ударам возмездия. Поездка понтифика в древнехристианскую Армению привлекала внимание комментаторов в связи с карабахской проблемой и споров вокруг международного признания геноцида армян в Турции в 1915 году. Ватикан продемонстрировал максимум гибкости и политкорректности. За четыре дня пребывания в Казахстане Папа, который через сутки после терактов призвал американцев не поддаваться духу мщения, не сказал о планирующейся в Афганистане операции ни слова. Понтифик говорил об «абсолютной единственности Бога», «логике любви», которая «превосходит все коварство мира сего», и о том, что «религии никогда не должны использоваться как повод для конфликтов». Позицию Святого престола озвучил руководитель его пресс-службы Хоакин Наварро-Вальс, сообщивший в весьма обтекаемой форме, что каждый имеет право на самозащиту и Ватикан не будет протестовать, если будут приняты некие меры. В Армении острые углы были обойдены не менее успешно. Легкий намек на карабахский конфликт можно было усмотреть лишь в единственной фразе Иоанна Павла II: «Мир можно построить только на надежной основе взаимоуважения, справедливости в межобщинных отношениях и великодушия со стороны сильного». Вспоминая о жертвах событий 1915 года, Папа неожиданно для всех употребил армянское выражение «мец егерн», которое для армян значит так же, как «шоа» для евреев. Тем не менее дословно оно переводится как «великое зло» или «великая резня», и де-юре говорить о признании понтификом геноцида вряд ли приходится: в англоязычном варианте это слово так и не прозвучало. В ходе недельного папского турне были решены и другие не менее серьезные задачи. Понтифик известен как последовательный борец с коммунизмом и атеизмом, и каждое его появление на постсоветском пространстве призвано еще раз напоминать о его вкладе в победу над «империей зла». Особое звучание это имеет в свете обнародованного год назад третьего Фатимского пророчества: согласно утверждениям единственной дожившей до наших дней сестры Лусии, оно заключается в видении пробирающегося к кресту иерарха в белых одеждах, вокруг которого высятся горы тел замученных священников и мирян. В то же время любое путешествие Папы в страны Содружества рассматривается Ватиканом как приближение Иоанна Павла II к Москве. После сентябрьских визитов понтифика на карте бывшего СССР для него остается все меньше «белых пятен»: позади Прибалтика, Украина, Грузия, Армения и Казахстан. Не так давно заявил о своем желании принять Римского Папу Александр Лукашенко, обсуждается возможность поездки в Азербайджан. Каждый его вояж на постсоветское пространство вызывает в западной прессе обсуждение вполне закономерных вопросов: когда Папа приедет в Россию, почему Русская Православная Церковь выступает против и насколько прагматичный и бравый на вид Владимир Путин зависит от Патриарха? Рано или поздно ответ на эти вопросы начнут искать не только в редакциях западных медиа, но и в Кремле. Однако, пожалуй, самое важное, хотя и малозаметное достижение папских поездок заключается в другом. Для католиков, которые живут и работают в посещаемых понтификом странах, его приезд почти автоматически означает закрепление в данном государстве положения католических структур. В Казахстане с 1998 года отношения между Римско-Католической Церковью и властями регулируются конкордатом, но в отличие от протестантов местные католики в эпоху Назарбаева гонениям не подвергались. По окончании папского визита президент Казахстана объявил о грядущем ужесточении закона о религии, однако обещал не ущемлять права христиан. И вряд ли стоит сомневаться, что в этом списке наряду с Русской Православной, насчитывающей 6 млн. последователей, окажется Римско-Католическая Церковь, чью веру исповедует порядка 350 жителей страны. В Армении готовится заключение конкордата между государством и Армянской Апостольской Церковью, от которого ждут ужесточения политики в отношении всех остальных религиозных структур. Однако на положении армяно-католиков он скорее всего не повлияет: куда спокойнее дать им возможность действовать на севере страны, где католические монахини осуществляют миссию в рамках работы построенной на деньги Ватикана больницы «Redemptoris Mater», чем откровенно ссориться с Римом. В условиях кризиса Католической Церкви в Европе, где храмы и семинарии пустуют, создание католических общин на постсоветском пространстве рассматривается Ватиканом как залог будущего возрождения. Возникающие вместе с ними ордена и духовные школы успешно занимаются подготовкой католического духовенства из местного населения. И если в Армении, где христианству 1700 лет, миссионерские возможности католиков ограниченны, Казахстан является прекрасным полем для подобной деятельности. Недаром накануне папской мессы в Астане представитель Ватикана заявил: «Светской публики здесь 90%. Большинство из них ощущают себя мусульманами лишь потому, что их бабушки ходили в мечеть. Но сами они туда не ходят. И в этом отношении нынешнюю поездку Папы можно считать уникальной». Это выглядит особенно актуально, если вспомнить, что в 1999 году во время визита в Индию понтифик объявил главным направлением деятельности Римско-Католической Церкви в XXI веке евангелизацию Азии, а следовательно, миссионерскую активность в этом регионе.