НГ-Религии | Михаил Мчедлов, Юрий Гаврилов, А. Шевченко | 01.07.2002 |
Социально-демографические особенности современных верующих
Говоря о гендерных характеристиках респондентов, можно отметить, что при незначительном преобладании женщин в их общей совокупности (55,8%) в группе верующих в Бога женский контингент (68,4%) более чем вдвое превышает мужской (31,6%). Напротив, в группе неверующих мужской контингент (65,9%) почти вдвое превышает женский (34,1%).
Среди конфессиональных групп женщины явно доминируют в православной (66,7%), тогда как в мусульманской отмечается некоторое превышение доли мужчин (52%). Преобладание мужского контингента наблюдается и среди внеконфессионально религиозных (52,6%).
Характеризуя возрастные различия респондентов, следует отметить сохраняющуюся тенденцию к «омоложению» религиозности, которая наиболее отчетливо проявляется на примере самой младшей возрастной категории: лица до 21 года среди верующих в Бога составляют 6,3%, тогда как в общей совокупности респондентов — 5,3%, а среди неверующих — всего 3,3%. Тем самым можно прогнозировать рост контингента молодых верующих прежде всего за счет лиц, вступивших в сознательную жизнь в самые последние годы.
У представителей молодежи более старших возрастных категорий ситуация несколько иная: лица 22−30 лет в группе верующих в Бога составляют 15,8%, тогда как среди всех респондентов — 18,6%, а среди неверующих — 18,9%. В данном случае речь идет о тех, чья социализация пришлась на время последнего десятилетия. Именно в этот период в России под влиянием созданного уродливого рыночно-криминального общества сформировалась мощная молодежная субкультура, основанная на ценностях потребительско-гедонистического характера («бери от жизни все»), навязываемая подрастающему поколению посредством агрессивной рекламы через печатные и электронные СМИ.
В то же время молодым людям, избравшим иную ценностную ориентацию, в частности религиозную, грозит выпадение из молодежной среды «поколения пепси». Между тем отторжение миром сверстников в юном возрасте многими воспринимается весьма болезненно, а потому значительная часть молодых людей, стремясь «не отстать от жизни», предпочитает следовать общим стереотипам. Глубокий мировоззренческий кризис современного российского общества наглядно проявляется в том, что удельный вес представителей самой младшей возрастной категории (до 21 года) среди верующих в сверхъестественные силы (10,3%) в 1,6 раза выше их доли среди верующих в Бога и в 3 раза превышает их процент среди неверующих.
Хотя удельный вес приверженцев сверхъестественных сил в общей совокупности респондентов весьма невелик (3,9%), преобладание в данной группе молодежи не может не настораживать. Увлечение молодых людей магией и оккультизмом, столь характерное для кризисных периодов общественного развития, создает питательную почву для активизации деструктивных псевдорелигиозных течений.
При сравнении возрастного состава православных, мусульман и внеконфессионально религиозных можно отметить, что удельный вес молодых людей (до 40 лет) в мусульманской группе (48,4%) существенно выше, чем в православной (39,2%). Однако наиболее высок он у внеконфессионально религиозных (63%), что подтверждает вышеприведенные выводы: имея потребность в религиозной вере, часть молодых людей не заявляет о своей конфессиональной принадлежности из-за опасений прослыть среди окружающих «блаженными» и «неотмирными».
В целом же можно отметить: у части молодых людей религиозный поиск не носит институционально оформленного характера, что также создает питательную почву для псевдорелигиозных спекуляций.
Распределение респондентов по уровню образования дает следующую картину. В целом по совокупности опрошенных 11,6% составляют лица с неполным средним образованием; 51,3% - с полным средним; 37,1% - с высшим и незаконченным высшим. При этом наименее образованные имеют наибольший удельный вес в группе верующих в Бога (14,7%), тогда как среди неверующих их 10,1%, среди колеблющихся — 9,1%, а среди верующих в сверхъестественные силы — всего 2,9%.
Наиболее образованные респонденты (лица с высшим и незаконченным высшим образованием) также преобладают в группе верующих в сверхъестественные силы (42,7%), тогда как у неверующих их 39,2%, у колеблющихся — 37,7%, а у верующих в Бога — 34,6%.
Более высокий образовательный уровень в группе верующих в сверхъестественные силы (где, как отмечено выше, преобладают молодые люди) свидетельствует о том, что нередко разного рода оккультные и мистические учения находят приверженцев среди высокообразованных людей, пребывающих в состоянии мировоззренческого кризиса.
При сравнении образовательного уровня различных конфессиональных групп выясняется, что самыми образованными являются лица внеконфессиональной религиозной ориентации, где 91,4% респондентов со средним и высшим (полным и незаконченным) образованием, тогда как с неполным средним — всего 8,6%. Следовательно, для лиц с высоким уровнем образования, заявивших о своей религиозной мировоззренческой ориентации, более характерна институционально неоформленная религиозность, нежели следование традиционным российским конфессиям.
Дополнительные грани социально-демографической характеристики современного верующего раскрывает анализ распределения респондентов по уровню материального обеспечения. В общей совокупности опрошенных наибольший удельный вес составляют низкообеспеченные (включая живущих за чертой бедности) — 70,7%; среднеобеспеченные насчитывают 23,7%; высокообеспеченные — 0,2%.
Материальный уровень верующих в Бога и неверующих довольно близок: высокообеспеченных в первой группе — 0,1%, во второй они отсутствуют; среднеобеспеченных соответственно 23,8 и 22,3%; низкообеспеченных — 55,5 и 56,6%; живущих за чертой бедности — по 15,5%. Примечательно, что общий процент низкообеспеченных и живущих за чертой бедности в группе неверующих (72,1%) даже несколько выше, чем у верующих в Бога (71%). Это опровергает широко распространенное мнение, будто религиозная вера — исключительно удел бедных.
Наиболее высок материальный уровень верующих в сверхъестественные силы. Высокообеспеченные лица составляют среди них 2,9% (в других группах это едва заметная величина), что более чем в 10 раз превышает аналогичный показатель у всей совокупности респондентов.
При сравнении материального уровня респондентов в конфессиональном разрезе можно отметить более высокую материальную обеспеченность внеконфессионально-религиозной группы. Высокообеспеченные составляют здесь 0,9% (у православных — 0,3%, у мусульман они отсутствуют), среднеобеспеченные — 30,2% (у православных — 23,5%, у мусульман — 10%), низкообеспеченные, включая живущих за чертой бедности, — 59,5% (у православных — 71,4%, у мусульман — 78%).Таким образом, материальный уровень последователей традиционных конфессий несколько ниже, причем мусульман характеризует относительно большая бедность.
Итак, анализ социально-демографической характеристики верующих респондентов в сравнении с другими мировоззренческими группами позволяет сделать следующие основные выводы.
Среди верующих в Бога превалируют женщины, а также довольно высок процент молодежи и лиц с высшим образованием, хотя он несколько ниже, чем у других мировоззренческих групп.
Распределение верующих в Бога по сферам трудовой деятельности и уровень их материального обеспечения в целом практически не отличаются от неверующих и колеблющихся между верой и неверием.
Социально-демографические характеристики православной группы в целом близки всей совокупности респондентов, тогда как мусульмане имеют определенные отличия: преобладание мужчин, больший процент молодежи, более низкий образовательный и материальный уровень, предпочтение трудовой деятельности, не требующей высокой производственной квалификации (кооперативные предприятия, индивидуальная трудовая деятельность).
Среди мировоззренческих групп более выигрышными социально-демографическими показателями характеризуются верующие в сверхъестественные силы: абсолютное преобладание лиц молодого возраста, высокий образовательный и материальный уровень, существенно большая доля в наиболее престижных и хорошо оплачиваемых сферах трудовой деятельности (акционерные и частные предприятия).
В конфессиональном разрезе аналогичными характеристиками (хотя и менее ярко выраженными) обладает группа внеконфессионально религиозных лиц.
Таким образом, опрос позволяет определить, что самые социально и профессионально активные группы современного российского общества характеризуются наибольшей степенью мировоззренческой неустойчивости и неопределенности. Это создает предпосылки распространения в их среде деструктивных идеологий как внерелигиозного, так и квазирелигиозного характера.
Политические предпочтения современных верующих
С целью выявления политических предпочтений респондентам были заданы вопросы об их отношении к пяти основным идейно-политическим течениям современной России, исповедующим идеологии радикальных рыночных реформ, самостоятельного «русского пути» развития, коммунистическую, социал-демократическую и центристскую, а также к шести ведущим партиям и избирательным объединениям (КПРФ, «Единству», «Отечеству — Вся Россия», «Союзу правых сил», «Яблоку» и Блоку Жириновского), действующим на политической сцене.
Наибольший удельный вес как в целом (54,4%), так и во всех мировоззренческих группах (от 55,7% верующих в Бога до 52,2% неверующих), составили респонденты, которые не высказали своего предпочтения ни одному из вышеперечисленных идейно-политических течений.
Из числа названных в опросных листах идейно-политических течений наибольший процент сторонников (14,2%) имеет доктрина самостоятельного «русского пути» общественного развития, которая популярна среди всех мировоззренческих групп. В ее пользу высказались 16,1% верующих в Бога, 14,7% верующих в сверхъестественные силы и 13,4% колеблющихся между верой и неверием, причем все эти категории опрошенных выдвинули идею «русского пути» на первое место. Только неверующие оставили ее второй (12,3%), отдав наибольшее предпочтение коммунистической идеологии.
Коммунистическая идеология вышла на второе место среди идейно-политических предпочтений всех респондентов (12,9%). Однако отношение к ней в различных мировоззренческих группах заметно отличается: если неверующие поставили ее на первое место (16,7%), то верующие в Бога — на второе (13%), колеблющиеся — на третье (9,1%), а верующие в сверхъестественные силы — на последнее пятое (5,9%).
Третье место по популярности в общей совокупности респондентов занимает идея центризма, за которую высказались 9,4% опрошенных. При этом колеблющиеся и верующие в сверхъестественные силы поставили ее на второе место (соответственно 12,6 и 8,8%), а верующие в Бога и неверующие — на третье (соответственно 8 и 8,7%).
Приверженцы радикальных рыночных реформ составляют среди всех опрошенных всего 4,4%. Относительно популярна подобная доктрина лишь в группе верующих в сверхъестественные силы (8,8%), где она делит второе-третье места с идеей центризма.
Наименее популярна среди других идеологических доктрин социалистическая и социал-демократическая идеология, которой отдали предпочтение 3,7% респондентов. Лишь у верующих в сверхъестественные силы она занимает по популярности четвертое место (7,4%), тогда как во всех остальных мировоззренческих группах доля ее сторонников самая низкая.
Столь малая привлекательность данного идейно-политического течения, по всей вероятности, связана с тем, что ту идейную нишу, на которую оно претендует, прочно занимает коммунистическая идеология.
Конкретизируют и дополняют идейно-политические предпочтения респондентов данные, характеризующие их отношение к ведущим политическим партиям и избирательным объединениям.
Практически каждый пятый респондент (20,1%) заявил о своем неучастии в выборах, причем во всех мировоззренческих группах данный процент весьма близок, составляя от 21,6% у неверующих до 18,2% у колеблющихся. Приблизительно каждый седьмой опрошенный (15,6%) голосует на выборах против всех избирательных объединений. Наиболее высок удельный вес такого рода избирателей среди верующих в Бога (16,8%); в остальных мировоззренческих группах он составляет 14,6−14,7%.
Интересно отметить, что удельный вес индифферентных к идейно-политическим течениям и доля безразличных к избирательным блокам не совпадают: от 18 до 20% в разных мировоззренческих группах, не являясь сторонниками каких-либо идейно-политических течений, все же отдают на выборах предпочтение тому или иному избирательному объединению или политической партии.
Лидером по популярности среди всей совокупности респондентов является КПРФ, за которую голосуют 18,8% опрошенных. Вместе с тем лишь неверующие безоговорочно поставили ее на первое место (23,1%), тогда как в группах верующих в Бога и колеблющихся Компартия находится на втором месте (соответственно 18,2 и 15,8%), а среди верующих в сверхъестественные силы — на третьем (8,8%).
Примечательно, что как в целом, так и во всех мировоззренческих группах процент голосующих за КПРФ значительно превышает удельный вес сторонников коммунистической идеологии. Отсюда можно предположить, что на выборах коммунистов поддерживают также избиратели, придерживающиеся социалистических и социал-демократических взглядов и, учитывая патриотическую риторику нынешних лидеров КПРФ, некоторые приверженцы «русского пути».
Избирательный блок «Единство» находится в общей совокупности респондентов на втором месте (17,3%). Он безусловно лидирует в группах колеблющихся (19,3%), верующих в Бога (18,6%) и в сверхъестественные силы (17,6%), а среди неверующих занимает второе место (14%).
Третье место принадлежит избирательному объединению «Отечество — Вся Россия», которое поддерживают 8% всех респондентов. Наибольшая поддержка ОВР наблюдается среди верующих в Бога (9,2%) и колеблющихся (8,8%).
Четвертое место занимает «Союз правых сил», пользующийся симпатией 7,2% опрошенных. Лишь в группе верующих в сверхъестественные силы СПС занимает второе место (16,2%).
Объединение «ЯБЛОКО», находящееся на предпоследнем месте (6,4%), несколько более популярно среди колеблющихся (8,1%) и неверующих (7,2%).
Наименьшей популярностью среди респондентов пользуется Блок Жириновского, за который голосуют 2,6% опрошенных. Лишь среди верующих в сверхъестественные силы «жириновцы» набирают 7,7% сторонников. В остальных же мировоззренческих группах их удельный вес не превышает 3%.
Таким образом, в трех самых крупных мировоззренческих группах респондентов, где наибольший удельный вес составляют приверженцы самостоятельного «русского пути», коммунистической идеологии и центристской доктрины, первые два места по избирательным предпочтениям занимают «Единство» и КПРФ. Причем блок «Единство», как уже говорилось, выходит на первое место среди верующих в Бога и колеблющихся, лишь в группе неверующих уступая лидерство коммунистам.
Успех избирательного объединения «Единство» объясняется прежде всего тем, что в глазах избирателей оно связывается с проведением в жизнь идеологии самостоятельного «русского пути» и центризма, которые, как отмечалось выше, являются наиболее предпочтительными среди респондентов всех мировоззренческих групп.
Отличительные электоральные особенности имеет группа верующих в сверхъестественные силы, где центристские партии в сумме тоже набирают наибольшую долю голосов (23,5%), но вместе с тем очень солидную поддержку имеет СПС, отстаивающий идеологию радикальных рыночных реформ. Это можно объяснить присутствием в данной группе большого удельного веса молодежи и лиц с высоким уровнем материального обеспечения. В то же время процент симпатизирующих КПРФ здесь вдвое ниже, чем у верующих в Бога и колеблющихся, и почти втрое меньше, чем у неверующих.
Как и идейно-политические предпочтения православных и мусульман, их избирательные симпатии также имеют существенные отличия. Среди православных лидирует «Единство» (19,5%), на втором месте находится КПРФ (18,2%), далее идут ОВР (9,5%), СПС (6,7%), «ЯБЛОКО» (5,3%) и Блок Жириновского (2,9%). В мусульманской же группе безоговорочным лидером является КПРФ, которую поддерживают 38%. Это превосходит удельный вес следующих за Компартией избирательных объединений — «Единства» (12%), ОВР (10%), СПС (8%) и Блока Жириновского (2%), вместе взятых, причем приверженцы «ЯБЛОКА» среди мусульман отсутствуют.
Учитывая то обстоятельство, что доля мусульман, не поддерживающих ни одно из существующих идейно-политических течений, достигает 64%, можно предположить, что весьма значительная их часть, голосующая за коммунистов, составляет протестный электорат.
Степень доверия к органам власти и общественным институтам
Наибольшим доверием во всех мировоззренческих категориях опрошенных пользуется президент РФ (61,6%), которому доверяют 65% верующих в Бога, 59,7% неверующих, 59,2% колеблющихся и 55,9% верующих в сверхъестественные силы.
Вторым по степени доверия государственным институтом у верующих в сверхъестественные силы, неверующих и колеблющихся являются Вооруженные силы (47,5%). У верующих в Бога они уступают религиозным организациям, однако удельный вес доверяющих армии в этой мировоззренческой группе (50,8%) превосходит аналогичный показатель у неверующих (47,9%), колеблющихся (42,5%) и верующих в сверхъестественные силы (36,8%).
Среди других государственных и общественных институтов, пользующихся высокой степенью доверия, можно назвать: у верующих в Бога — правительство РФ (32,4%) и органы госбезопасности (29,9%); у колеблющихся — правительство РФ (27,9%) и электронные СМИ (24,3%); у верующих в сверхъестественные силы — электронные и печатные СМИ (соответственно 32,4 и 26,5%); у неверующих — правительство РФ (27,5%) и органы госбезопасности (26,3%).
Наименьшее доверие вызывают политические партии и объединения, занявшие или разделившие последнее место у всех категорий респондентов, а также Государственная Дума, которая оказалась на предпоследнем месте во всех мировоззренческих группах, кроме неверующих.
В целом можно отметить, что степень доверия почти ко всем государственным и общественным институтам у верующих в Бога несколько выше, чем у остальных мировоззренческих групп. Исключение составляют лишь электронные и печатные СМИ, которым больше доверяют верующие в сверхъестественные силы.
Уровень доверия к государственным и общественным институтам в группах последователей ислама и православия в большинстве своем совпадает. Представители обеих конфессиональных общностей на первое место ставят президента РФ, на второе — Вооруженные силы, на третье — религиозные организации, на четвертое — правительство РФ.
Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что процент доверяющих большинству государственных и общественных институтов в мусульманской среде значительно ниже: если президенту РФ доверяют 64,8% православных, то мусульман — 52%; Вооруженным силам — соответственно 49,7 и 46%; правительству РФ — 31,2 и 24%; органам госбезопасности — 27,9 и 22%.
Анализ политических предпочтений современных верующих, а также степени их доверия к органам власти и общественным институтам позволяет отметить следующее.
Политические предпочтения и уровень доверия к государственным и общественным институтам верующих в Бога близки аналогичным характеристикам российского общества в целом. Отличия можно видеть в большей популярности идеологии «русского пути» и соответствующих электоральных предпочтениях, а также в большей «государственнической» направленности доверия названным социальным институтам. Наименее популярна среди верующих в Бога реформаторская «рыночная» идеология и связанные с ней политические объединения.
Политические предпочтения последователей православия практически такие же, как и у большинства остальных респондентов, а приверженцы ислама отличаются большей идейно-политической индифферентностью, значительно большей долей сторонников коммунистической идеологии и соответствующими избирательными предпочтениями, меньшим уровнем доверия к государственным и общественным институтам. Если к этому добавить более низкий образовательный и материальный уровень мусульманской группы, больший удельный вес в ней лиц мужского пола и представителей молодых возрастных категорий, то можно прогнозировать здесь высокую степень социального неблагополучия, в частности возможность усиления политического и религиозного экстремизма.
Доверие населения к религиозным организациям
В общей совокупности респондентов религиозные организации занимают по степени доверия третье место после президента РФ и Вооруженных сил. Этому общественному институту доверяют 32,5% опрошенных, причем в различных мировоззренческих группах удельный вес доверяющих религиозным организациям существенно различается.
Наибольшим доверием они пользуются у верующих в Бога (53,9%), где выходят по данному показателю на второе место. Однако у колеблющихся и верующих в сверхъестественные силы процент доверия религиозным организациям ниже более чем вдвое (соответственно 22 и 22,1%), и они занимают лишь 5−6-е места. Самая же низкая степень доверия к религиозным организациям наблюдается в группе неверующих (10,4%), у которых они находятся на предпоследнем месте, опережая лишь политические партии и объединения.
Если рассмотреть уровень доверия к религиозным организациям в конфессиональном разрезе, то выясняется, что как у православных, так и у мусульман, они занимают третье место, причем процент доверяющих религиозным организациям в мусульманской группе (38%) ниже, чем в православной (45,6%). Еще ниже данный показатель во внеконфессионально-религиозной группе (23,3%), где религиозные организации находятся по степени доверия лишь на седьмом месте, уступая не только президенту РФ и Вооруженным силам, но и правительству, печатным и электронным СМИ, а также органам госбезопасности.
Чем можно объяснить не слишком высокий уровень доверия к религиозным организациям не только у неверующей, но даже у верующей части населения? Видимо, здесь имеется ряд причин. На протяжении всего советского периода Церковь оказывалась гонимой, а потому полностью отстраненной от решения социальных задач. В настоящее время, несмотря на отсутствие прежнего административного давления, Церковь как общественный институт все еще остается пассивной. Здесь следует также учесть, что не все респонденты, относящие себя к той или иной конфессиональной группе, являются верующими по своей мировоззренческой ориентации. Сказывается и ущерб, наносимый репутации религиозных организаций неблаговидными действиями некоторых священнослужителей.
Одновременно подчеркнутая близость церковного руководства и представителей власти вызывает негативную реакцию и у многих православных верующих. Ведь именно с находившимися в последнее десятилетие у власти «реформаторами» они ассоциируют внедрение в российское общество ценностных ориентиров, прямо противоположных основополагающим ценностям не только православия, но и других традиционных для России конфессий.
В целом можно сказать, что проведенный опрос выявил относительно невысокий уровень доверия российского общества к существующим в стране религиозным организациям.