Русская линия
День (Киев) Сергей Махун27.06.2002 

Ислам: взгляд на первоисточники

Трагические события в США, ?акции возмездия? в Афганистане обострили проблему взаимоотношений мирового сообщества и одной из трех планетарных религий — Ислама, имеющей на всех континентах до миллиарда своих последователей. Высказываются самые полярные точки зрения. Большинство авторитетных исламских богословов утверждают, что в своих истоках это религия добра и мира: ?…Поистине, Аллах не взирает ни на тела ваши, ни на вид ваш, но на сердца ваши и дела ваши…? Но… ?убивайте, пролагая пути Аллаха, всех, кто вас убивать хочет, бейтесь с врагами, пока исчезнет всякий соблазн и восторжествует правая вера?. И это тоже — Благородный Коран. Ислам не застрахован от проявлений крайнего фундаментализма. Это можно сказать и о любой другой религии. Фанатизм не является особенностью исключительно Ислама. Важно отметить следующее: с одной стороны, большинство мусульман или прямо осуждают, или же молчаливо не поддерживают экстремистов, объявивших? джихад? (священную войну) мировому сообществу. С другой стороны, в ряде мусульманских стран (Пакистан, Индонезия, Малайзия, Йемен…) в связи с бомбардировками Афганистана, где страдают и мирные жители, усилились антизападные настроения. И для человечества (вопрос стоит именно так!) исключительно важно, какое из этих двух направлений в Исламе возобладает. Чтобы попытаться хотя бы немного понять Ислам (и, Боже упаси, не стать неразумным хулителем или апологетом его), попробуем найти в ранней истории этой религии некоторые ответы на вопросы, именно сейчас волнующие сердца миллионов людей.
Исламоведам в значительной степени облегчает исследования наличие обширных материалов — обилие фактов, имен, дат выгодно отличают Ислам от Христианства и Буддизма; историки, изучающие их становление и развитие, восстанавливают картину зачастую по обрывочным сведениям и косвенным данным. В общепринятом варианте само название религии — Ислам — переводится как? покорность?. Точнее — ?предание?, ?отдание себя Аллаху или вере в Аллаха?. Слово муслим — мусульманин, ?отдавший себя?, также несет несколько иную смысловую нагрузку.
Почему именно Аравийский полуостров стал колыбелью Исламской цивилизации? Выдающийся английский историк конца XVIII века Эдуард Гиббон так описал внутреннюю, наибольшую и пустынную часть этого полуострова: ?в печальной глуши Аравии простирается безграничная песчаная равнина, пересекаемая только островерхими и голыми горными возвышенностями, — дикая пустыня, выжженная отвесными и палящими лучами солнца, от которых негде укрыться… Ветры, дующие здесь, не освежают воздух, а напротив, разносят повсюду вредные, даже смертоносные испарения… Ручьи, ниспадающие с гор, быстро поглощаются алчущей землей; скудный запас воды хранится в водопроводах и цистернах…? Не правда ли, этот небольшой отрывок может многое сказать о арабах-бедуинах, населяющих бескрайнюю пустыню и кочующих по ней в поисках добычи — торговых караванов. Деятельный, подвижный и тонкий народ издавна с глубоким благоговением взирал на звезды; многим предметам внешней природы бедуины кочевники приписывали волшебные силы. Черный метеорит — камень, упавший с неба, издревле был в Мекке, крупном торговом и культовом городе на западе Аравии, предметом почитания. В стены храма Каабы (?дом? или? жилище) были вмурованы священные камни и помещены идолы племен Аравии.
И вот примерно в 569 году нашей эры в Мекке в племени курайшитов родился мальчик — Мухаммад, сын Абдаллаха. Отец Мухаммада принадлежал к бедному и менее знатному роду племени курайшитов — хашимитам (монархи современной Иордании являются прямыми потомками Мухаммада, и потому королевство называется Хашимитским).
Мальчик в 6 лет осиротел и воспитывался дедушкой, а позже — дядей, Абу Талибом. Его семья, занимавшаяся торговлей, жила весьма скромно. В 25 лет Мухаммад поступил на службу к богатой вдове Хадидже, вел ее торговые дела, а вскоре — женился на ней. Именно во время многочисленных путешествий Мухаммад встречался с евреями-иудеями, а также с христианами, которые убегали из византийских земель, спасаясь от религиозных преследований на почве догматических споров. Он знакомится с их воззрениями, и в душу торговца кожей закрадываются сомнения в непоколебимости мощи кумиров бедуинов-язычников. Ориентировочно в 603 — 605 годах Мухаммад участвовал в перестройке храма Кааба. Этот факт произвел на него неизгладимое впечатление; все чаще Мухаммад уединяется в пещере, где проводит многие дни и ночи в размышлениях и посте. Именно там на него во сне снизошло божественное откровение: архангел Джабраил (сравните с христианским Гавриилом) принес Мухаммаду заветы Бога на серебряной ткани. Принуждаемый архангелом, он прочитал: ?О закутанный в плащ! Встань и увещевай! И Господа твоего возвеличивай! И одежды свои очисть! И скверны беги! И не оказывай благодеяния ради многократного воздаяния! И ради Господа твоего терпи?! Мухаммад почувствовал призвание возвестить миру об истине, в которую он поверил.
Обретение пророческого дара потрясло Мухаммада; первыми уверовали в его мессианскую роль родственники: жена Хадиджа, приемный сын Зайд Ибн ал-Хариса, двоюродный брат Али Ибн Абу Талиб и друг Мухаммада богатый купец Абу Бакр, ставший после его смерти преемником, первым Праведным халифом. Еще один из родственников пророка Варака в невольном порыве произнес высший догмат Ислама, символ веры всех мусульман, выраженный в форме? свидетельства? (шахада): ?Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — Посланник Аллаха?. В ранних проповедях Мухаммада выделяются три темы: всемогущество единого и неделимого Господа, необходимость быть ему во всем покорным и за все благодарным; скорое наступление Судного дня; помощь ближним.
Но в родном городе Посланник Аллаха не получил поддержки и был вынужден с несколькими десятками последователей 24 сентября 622 года переселиться в Йасраб, получивший название Город Пророка — Медина. Еще раньше, в 619 году, умерли его наиболее преданные соратники — глава рода хашимитов Абу Талиб и жена Хадиджа. Бегство Мухаммада положило начало целой эпохе. Весь мусульманский мир ведет летоисчисление от? удаления? (по-арабски — ?хиджра?) Пророка из Мекки. Мухаммад становится не только религиозным, но и политическим лидером общины, а очень скоро и государства.
Важнейший столп Ислама — свидетельство, озвученное Варакой. Также к ним относятся пятикратная ежедневная молитва (салат), строгий пост (саум) в месяце Рамадан, обязательная милостыня (закят), паломничество (хаджж) к главным мусульманским святыням Мекки и Медины. Правоверный мусульманин хоть раз в жизни должен совершить хаджж. Очень важно, что лишь немногие теологи причисляют к столпам Ислама джихад (священную войну, а точнее — подвижничество) во имя веры. Аллах окружен сотворенными из света ангелами: Джабраил передает божественные повеления, Микаил (Михаил у христиан) наблюдает за Вселенной, Исфраил должен возвестить о начале Страшного Суда, Азраил — архангел смерти. Только пророки выше ангелов. Их были тысячи, но лишь сто из них принесли людям книги откровений. Среди шести главных пророков — Адам, Нух (библейский Ной), Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иса (Иисус) и? печать Пророков? — Мухаммад. Откровения, ниспосланные Аллахом Мухаммаду и изложенные Пророком своим последователям, и есть Священная Книга мусульман, Благородный Коран — свод проповедей, произнесенных Мухаммадом и заученных его ближайшими сподвижниками. Он включает 114 глав — сур (откровений), состоящих из айатов (стихов). Изменения в Коран вносить категорически запрещено; он освящен печатью Пророка, потому молитвы мусульмане читают по-арабски.
Вернемся к событиям VII века. Найдя понимание и сотни новых последователей в Медине, Мухаммад начинает борьбу с мекканцами. В 624 году у колодца Бадр 313 последователей Пророка побеждают 950 курейшитов. После ряда кровопролитных сражений война завершилась подписанием мирного договора в 628 году. Мекка признала Мухаммада духовным вождем, а через год этот город становится столицей и религиозным центром молодого мусульманского государства; из Каабы удаляют языческие символы.
Еще в Медине Мухаммад несколько раз женится, в основном на дочерях шейхов, готовя базу своих будущих завоевательных походов. Любимой женой Мухаммада стала дочь Абу Бакра Айша, оказавшая на Пророка большое влияние. После его смерти она была одной из главных фигур во внутриполитической борьбе среди мусульман.
В 631 году начинаются первые завоевательные походы мусульман, сопровождающиеся обращением в Ислам племен Ближнего Востока. ?Джихад? был направлен в первую очередь на язычников, с христианами и иудеями позволялось вести переговоры и даже подписывать мирные соглашения. Как видим, не было в ранней истории Ислама изначальной враждебности к христианам и иудеям.
В 632 году Мухаммад, не оставив завещания, скончался. Похоронен он в Медине. Первым халифом был объявлен его тесть Абу Бакр ас-Сиддик (Правдивейший). Впереди — сложная, кровопролитная борьба среди последователей Пророка, первый Великий раскол (на суннитов и шиитов, последователей Халифа Али), новые завоевательные походы арабов. Но это уже другая история.
Напоследок, читатель, процитируем без комментариев отрывок из Хадисов (рассказы, предания о поступках и изречениях Мухаммада, передаваемые из поколения в поколение и записанные после его смерти, ставшие священной книгой мусульман-суннитов — Сунной): ?Не рассказывал ли я вам об обитателях рая? Каждый слабый, униженный, и тот, кто поклялся Аллахом и сдержал свое слово. И не рассказывал ли я вам об обитателях ада? Каждый сильный, могучий, большой? (перевод А.Г. Недвецкого).


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru