Русская линия
Труд Сергей Бирюков25.06.2002 

С ним говорит Заратустра
Ташкентский краевед Павел Силин — приверженец давно исчезнувшей религии

Пожилой мужчина в странного вида белом колпаке и сером стеганом плаще совершал поклоны, вставал и садился, ходил по кругу, заглядывая в какую-то книгу. Если бы он держал в руках бубен, мы бы приняли его за шамана. «Пал Палыч священнодействует», -упредил наш вопрос спутник, который и показал путь в заброшенное святилище «зороастрийцев». Так мы познакомились с Павлом Павловичем Силиным, который считает себя последователем зороастризма.
А Пал Палыч, как зовут его близкие знакомые и друзья, продолжал свое занятие, не обращая на нас внимания. Только после молитвы, омовения рук и лица зороастриец подошел к нам. И согласился быть с нами вполне откровенным, ибо некоторые детали этой давно забытой религии и философии мог прояснить только он — последний у нас зороастриец.
…Зороастризм зародился в Средней Азии на рубеже второго и первого тысячелетий до нашей эры. Именно тогда начала создаваться главная книга новой религии — «Авеста», ставшая священным каноном этого верования. «Авеста» состоит из нескольких книг. Они формировались не в один день, а так же, как и каноны других религий, — постепенно. Ее автор пророк Заратустра (иногда — Заратуштра, Зороастр), который наговаривал сочиненные им гаты (песнопения), впервые в этих местах упомянул слово Бог в смысле высшего разума (верховный Бог Ахура-Мазда, или Ормазд, буквально — Господь Мудрость) и призвал людей быть чище, терпимее в вечной борьбе добра со злом, ибо за все придется отвечать перед Ним. Гаты, а их семнадцать, -самое святое и почитаемое в «Авесте», и на протяжении многих веков они передавались изустно. Введение в них понятия Бога поставило под сомнение язычество, с которым так упорно боролись арабы, пришедшие сюда почти через полторы тысячи лет после Заратустры насаждать ислам. Главную роль в ритуале зороастризма играет огонь, рассматривающийся как воплощение божественной справедливости, арты.
В «Авесте», состоявшей из гат и яшт (гимнов), были собраны достижения тогдашней философской мысли, содержался подробный анализ поведенческих и иных мотивов, которые управляют действиями человека, предлагался неординарный взгляд на отношения человека и природы. Принципы религии, утверждает Силин, были сродни во многом сегодняшним верованиям людей, поэтому мы в своей жизни нередко обращаемся к яштам «Авесты» и ищем в них ответы на волнующие вопросы или успокаиваем душу.
Бессмертными станут
избравшие Истину,
А Ложь пропадет — исчезнет
туда же, откуда пришла.
Исчезнет злодейка, исчезнет злодей…
И явится вживе Бессмертный
Спаситель и мир претворит.
(Яшт 19, песнь 12)
Родители Пал Палыча происходят из крестьян, переселенных сюда из-под С.-Петербурга в начале ХХ века осваивать Туркестанский край. Были они людьми набожными, в новых местах хранили веру предков. Пал Палыч тоже «в целом придерживается» православной религии. Всю свою жизнь проработав школьным учителем, свободное время посвящал краеведению. Обошел вдоль и поперек не только Узбекистан, но и Таджикистан, Туркмению, Киргизию и Южный Казахстан. Его ум занимали местные верования, обычаи, традиции, с которыми он сталкивался в своих путешествиях. Именно к этому периоду относится серьезное изучение древней религии, ее осмысление.
И сегодня, на восьмом десятке, он неутомимо продолжает свои исследования. Старику время от времени удается-таки вырваться из дома на волю, на просторы Средней Азии, милые его сердцу. Зная о его пристрастии, Пал Палыча приглашают в дальние и близкие путешествия некоторые общественные организации. Недавно он подружился с Зарифой Ишмурзаевой из фонда «Алтын мерос» (Золотое наследие) и теперь принимает деятельное участие в его работе, изучает памятники зороастризма, которых немало вокруг Ташкента.
Всего в мире, включая Иран, Афганистан, Пакистан, Индию, сохранилось 63 памятника исчезнувшей религии. На территории Узбекистана находятся 38, из которых 17 — в Хорезмском оазисе. Подробно изучив все памятники той эпохи, русский археолог и историк академик С.П. Толстов еще в середине прошлого столетия выдвинул свою версию о месте зарождения зороастризма. Родина «Авесты», по мнению Толстова, — на территории Хорезма. До тех пор ученые локализовали зороастризм в Восточном Иране. Сергей Павлович, а затем и академик М.Е. Масон указали на новый, более точный адрес, и с их доводами согласились многие зарубежные авторитеты. Был, правда, еще один момент в этом научном споре: некоторые ученые соглашались с тем, что Заратустра начинал свою деятельность на территории современного Узбекистана, но склонны были считать центром религии и цивилизации зороастризма древний город Кангка на берегу Сырдарьи, под Ташкентом. Русские ученые привели доводы в пользу того, что это городище играло важную роль в древней цивилизации как ее региональный центр, а «столица» все же находилась в Хорезме. Раскопки и изыскания последних лет это подтверждают. Племена, населявшие тогда Хорезм, были ираноязычными и на тюркский язык перешли примерно в ХV веке. Косвенные доказательства нашлись и в древнееврейских источниках. В битве при Элефантине две с половиной тысячи лет назад израильские и хорезмийские воинские подразделения стояли одним лагерем и выступали вместе в составе войск тогдашнего правителя Персии. Хорезмийцы считались зороастрийцами, указывают древнееврейские источники, и активно пропагандировали свою философию. Кстати, в Хорезмской области Узбекистана есть город Ханка, который является центром одноименного района. И, как утверждают старые рукописи, он чуть ли не древнее Хивы, и название это закрепилось за городом с незапамятных времен. Сравните звучание: Кангка — Ханка. История не уходит в никуда, ничто не исчезает бесследно.
В периоды своего владычества зороастризм оказывал большое влияние на другие религии, приверженцы которых попадали под власть этого вероучения или просто общались с зороастрийцами. Как указывают авторитетные исследователи (И.М. Стеблин-Каменский, В.А. Лившиц), и в иудаизме, и в христианстве, и в исламе, и в буддизме есть много элементов, восходящих к древнеиранским культам и учению Заратустры.
Страну разрушит подлый, тот,
кто не держит слова, —
Он хуже ста мерзавцев
благочестивых губит.
Будь верен договору ты данному.
Ведь слово договора
Принадлежит обоим: и лживым, и правдивым.
(Яшт 10, песнь 2)
… А если будут лживы в дому — домохозяин,
В семействе — старший в роде,
и в племени — вожак,
Или в стране — владыка,
Погубит разом Митра сердитый, разозленный,
И дом тот, и семейство, и племя, и страну…
Молюсь я ради счастья…
(Яшт 10, песнь 18)
Благая Мысль — творение Мое, Заратустра.
И истина, что лучшая, —
творение мое.
И это Власть Желанная —
творение мое.
Святое благочестие —
творение мое.
И целость, и бессмертие —
для праведных награда
В потустороннем мире —
творение мое.
Так Ахура-Мазда обращается к Заратустре и добавляет: Что будет в конце мира?
(Гимн Ахура-Мазде, яшт 1, песнь 25)
Пал Палыч тоже часто задумывается над этим вопросом. Ответы ищет в религии. Зороастризм для Пал Палыча — это прежде всего доброта, взаимопомощь. На этом и зиждется его философия. Как-то заболел его ученик — сорокалетний мужчина, а был разгар весенне-полевых работ. Оставив удобные городские условия, Силин поехал в кишлак и сам мотыгой обработал его делянку. В другой раз отремонтировал дом знакомому, который собирался играть свадьбу сына. Один из столпов зороастризма в том и состоит, чтобы регулярно помогать тем, кто нуждается в помощи.
Пал Палыч продолжил прерванную нашим приходом молитву.
Павел Павлович Силин — последний в наших краях зороастриец, в философии которого четко и ясно угадывается православный человек с его широкой душой и искренней любовью к ближним. Он проповедуете связь времен, память. А если мы будем помнить, кто мы и откуда пришли, то всегда найдем верную дорогу…
Ташкент


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru

Мезонинные стеллажные конструкции.