Русская линия
Смена В. Морозова25.06.2002 

Семинария становится вузом

Расписание занятий Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии составляется в соответствии с церковным календарем. Но хотя начинается церковный новый год 1 сентября по старому стилю, то есть 14-го по новому, занятия в этих учебных заведениях начались так же, как и у всех, — в первый осенний день.
Всю вторую половину августа здесь шли вступительные экзамены. Сначала испытания проходили абитуриенты, поступающие в семинарию, на регентское отделение и в иконописную школу. Конкурс был достаточно высоким и составлял соответственно два, два с половиной и три человека на место. Помимо специальных предметов — экзамена по музыке для будущих регентов и по рисунку для иконописцев — поступающие должны были продемонстрировать знания библейской истории и истории церкви, катехизиса, церковного устава, молитв, умение читать на славянском языке. А в конце августа начались экзамены в академию.
— В последнее время в связи с реформой духовных школ требования к абитуриентам стали намного выше, — говорит секретарь ученого совета Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии священник отец Кирилл Копейкин. — Раньше семинария считалась средним специальным учебным заведением, а академия — высшим. Теперь диплом о высшем образовании будут получать выпускники семинарии, основная задача которой — подготовка образованных клириков и церковнослужителей. Академия будет готовить преподавательские кадры для духовных учебных заведений, то есть по сути это аналог аспирантуры в светском вузе. Соответственно изменяются и сроки учебы — пять лет в семинарии и три года в академии, меняется программа обучения. Реформа духовных школ — процесс постепенный, непростой, поэтому сейчас часть наших учащихся уже переведена на новую систему образования, а часть — доучивается по прежним программам.
Потребность в преподавательских кадрах для учебных заведений Русской православной церкви сейчас очень велика — во многих епархиях открываются духовные училища, семинарии. А вот духовных академий в России только две — Московская и Петербургская, поэтому конкурс очень высокий. В приемную комиссию Санкт-Петербургской духовной академии было подано заявлений в четыре раза больше, чем мест на первом курсе. И, по словам отца Кирилла, экзаменационные вопросы требовали серьезных знаний догматического богословия, Священного Писания, Нового Завета, истории церкви.
Когда-то религиозно-философское образование, полученное в духовных школах, считалось в России одним из лучших. Сейчас эти традиции возрождаются. В последнее время в программе семинарского обучения появилось немало новых предметов — апологетика, педагогика и психология, миссиология, история России, религий, русской религиозной философии; большее внимание стало уделяться изучению языков — новых и древних.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru