К выходу 2-й книги из серии? Русская эмиграция в фотографиях. Франция, 1917−1947?
Весьма популярная сегодня среди исследователей русской эмиграции военная тематика представлена разделами? Армия? и? Война 1939−1945?. Первый из них повествует о судьбе Добровольческой армии в изгнании в лице лучших ее представителей. Генералы и офицеры, пройдя путь побед, поражений и эвакуации Крым — Галлиполи (или Лемнос, или Бизерта) — Белград (или София, или Париж и т. п.), сумели выстоять на чужих землях, сохранили дух добровольчества, продолжали служить интересам русского воинства. Об этом нам напоминают имена и лица похищенных и замученных большевиками генералов А.П.Кутепова и Е.К.Миллера; члена распорядительного Комитета Гвардейского объединения полковника Б.А.Плюцинского, нашедшего свой покой на брюссельском кладбище; секретаря Врангеля ст. советника Н.М.Котляревского; видного деятеля Зарубежного союза русских военных инвалидов полковника К.Н.Скуратова, известного в свое время всему Петербургу Кости Скуратова, гремевшего по Невскому своей саблей. Это он, перенеся тяжелый и длительный недуг, тем не менее несколько лет работал над историей родного Конно-гренадерского полка, возглавлял Союз ревнителей памяти императора Николая II. Здесь же герой испанской войны князь Александр Амилахвари, основатель Музея лейб-гвардии казачьего полка в Курбевуа, генерал-майор И.Н.Оприц, одно время бывший председателем Общества ревнителей русской военной старины, и другие. Героическое участие русских во Второй Мировой войне отмечено яркими портретами известных деятелей: Н.В.Вырубова — одного из десяти русских воинов-эмигрантов, награжденных высочайшим орденом? Крест Освобождения?, добровольцев французской армии поэта Александра Браславского и бывшего артиста цирка танкиста Павла Горохова, а также одного из авторов знаменитого? Марша партизан? певицы и поэтессы Анны Марли-Бетулинской, удостоенной за служение Франции Национального ордена заслуги и ордена Почетного легиона, и др. Техническое выполнение книги великолепное. Отличная печать, выверенный логикой содержания зрительный ряд, полностью соответствующие характеру изображения размеры фотографий дополняются оригинальными авторскими решениями, как, например, испещренный визитными карточками русских эмигрантов форзац, развороты, открывающие каждый новый раздел наиболее характерной, ?ключевой? фотографией, удачное применение размещения снимков по принципу? кадр за кадром? (скажем, ?Русские работают на конвейере?, ?Выступление группы джигитов?). Добавим к этому, что все подписи выполнены на русском и французском языках, альбом снабжен именным указателем, что для подобных изданий крайняя редкость, библиографией использованных источников и списком имен всех (а их более 90), кого автор благодарит за предоставление фотографий. В 1950 г. в Св.-Александро-Невском соборе в Париже был сооружен иждивением чинов Русского общевоинского союза киот в честь 25-летия его основания и установлена икона Божией Матери Скоропослушницы. На иконе надпись: ?Вечная Память Вождям и Воинам Христолюбивого Российского Воинства Императорской и Добровольческой Армий, за честь и достоинство живот своих положивших и в рассеянии скончавшихся?. Завершая наше короткое путешествие по альбому, отнесем эти слова ко многим из тех, чьи имена мы встретили на его страницах. Париж — Москва