Русская линия
НГ-Религии Александр Елисеев24.06.2002 

Верующие конфликтуют с левыми
Православная Эллада переживает национальный раскол

«Война с правительством» — именно так охарактеризовал ситуацию в Греции известный композитор Микис Теодаракис. Популярнейший деятель культуры довольно нелицеприятно отозвался о Греческой Церкви, обвинив ее в антидемократизме, пособничестве (в прошлом) диктаторским режимам и сотрудничестве с немецкими оккупантами. Что же заставляет делать такие заявления в современной Греции — относительно благополучной стране, чье политико-экономическое устройство практически ни чем не отличается от порядка, существующего в развитых западных странах?
Вот уже несколько месяцев (с декабря 2000 года) элладская православная общественность, опираясь на духовный авторитет и организационную мощь церковного руководства, ведет упорную борьбу за то, чтобы в удостоверениях личности осталась графа о религиозной принадлежности. Пришедшее к власти в результате последних выборов левое социалистическое правительство заявило о необходимости ликвидации данного раздела, с чем согласился и Государственный совет республики, посчитавший указание на религиозную принадлежность антиконституционным. С властями солидарны и левые радикалы (в том числе коммунисты), охотно поддерживающие любые антиклерикальные мероприятия.
Консервативная оппозиция и ее лидер Костас Карманлис взяли сторону Церкви. Налицо раскол нации, большинство которой следует за Церковью, а не за демократически избранным правительством. Все дело в том, что в Греции позиции Церкви не просто сильны. Здесь крайне сильны позиции самых радикальных фундаменталистских кругов — зилотов — непримиримых старостильников (их лозунг: «Православие или смерть!»), имеющих в качестве своего духовного центра Афон — важнейший оплот православного монашества. По некоторым оценкам, зилоты пользуются симпатиями двух миллионов граждан республики, население которой насчитывает одиннадцать миллионов человек. Трудно представить себе, к каким результатам привело бы зилотское движение, если бы оно не было расколото на четыре соперничающих направления. Кроме того, зилотам мешает и некоторая непоследовательность. Так, однажды зилотский епископ Галактион заявил, что благодать присутствует и в новостильных Церквах, что чуть не привело к запрету на его служение.
В то же время зилоты не решаются предавать анафеме никого из сторонников новостильности. Было даже время, когда в рядах зилотов находился лишь один архиерей, который единолично рукополагал в епископы, что является откровенным каноническим нарушением. Но факт остается фактом: демократическая Греция объята фундаментализмом и церковные призывы бороться за раздел о религиозной принадлежности упали на весьма благоприятную почву.
Мощная кампания фундаменталистов прокатилась по всей стране, причем наиболее мощные выступления произошли в Афинах (характерно, что во время кампании активно распространялись «тавхиоты» — особые, православные удостоверения личности). По заверению архиепископа Афинского и всей Эллады Христодула, сторонникам сохранения графы удалось набрать целых три миллиона подписей, что дает им основание требовать проведения референдума.
Однако правительство и не думает менять свою позицию по поводу гражданской документации. Официальный представитель греческого правительства Димитрис Реппас заявил, что вопрос об удостоверениях личности «закрыт», сославшись при этом на решение Госсовета. «Количество подписей для нас не имеет значения, — подчеркнул Реппас, — оно не может изменить политику правительства». По мнению ответственного чиновника, «права человека не зависят от большинства или от меньшинства». Свою, весьма любопытную трактовку демократии и ее принципов дал упоминавшийся уже композитор Микис Теодаракис, сказавший: «Те, кто ничего не сделал для демократической Греции, не вправе претендовать на роль цензоров и раскалывать нацию».
Сегодня трудно прогнозировать, чем закончатся споры вокруг злополучной графы. Ясно лишь, что дело здесь не только в разных подходах к свободе совести и религиозности вообще. В Греции наблюдается кризис демократических институтов, что делает крайне проблематичным ее успешную интеграцию в Европейское сообщество.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru