Русская линия
Независимая газета Александр Солдатов24.06.2002 

Кому помешала «суздальская церковь»?
Ее иерархи считают обвинения в адрес своего предстоятеля провокацией

Идиллическую картину «духовного возрождения нашего отечества» нарушают не только разные «заезжие миссионеры» и «католический прозелитизм». Мелким, но постоянным источником беспокойства как для церковных иерархов, так и для некоторых чиновников «в центре и на местах» является еще и «альтернативное» православие — православные общины, не признающие над собой юрисдикции Московского Патриархата (МП). Эти общины уже давно не устраивают сколько-нибудь заметных кампаний по «переманиванию» добропорядочных священников МП, да и бои местного значения с использованием ОМОНа при штурме «ушедших в раскол» храмов становятся экзотикой.
С конца 1980-х гг. основным конкурентом МП считалась Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ), имеющая свои канонические структуры в России еще с 1975 г., но лишь в 1990-м решившаяся начать прием в свою юрисдикцию храмов из МП. Сейчас РПЦЗ, зарубежное священноначалие которой всегда немного «стеснялось» вызова, брошенного «матери-Церкви» в лице «параллельных» епархий в России, решила понемногу «сворачивать» свою деятельность в нашей стране и в конечном итоге объединяться с МП.
Это обстоятельство, официально зафиксированное в документах Архиерейского Собора РПЦЗ 2000 года, превратило в важнейший центр «альтернативного» православия на российской земле древний город Суздаль, в котором расположена резиденция главы Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ) митрополита Валентина (Русанцова). Исторически РПАЦ происходит от РПЦЗ, от которой она получила свою иерархию. Но ее современный облик во многом сформирован десятками «катакомбных» общин, влившихся в ее состав после долгих поисков «истинно-православной иерархии». Не без влияния этих общин митрополит Валентин еще в 1995 году осудил курс РПЦЗ на сближение с МП и констатировал неспособность нью-йоркского Синода проводить сколько-нибудь последовательную «российскую политику».
Кампания по дискредитации митрополита Валентина началась в июне нынешнего года. Ее главным исполнителем стала владимирская областная газета «Призыв», которая в рамках своего «журналистского расследования» опубликовала несколько анонимных «жалоб» и «обличений» суздальского владыки, обвинив его, в частности, в распродаже святынь Суздаля иностранцам, воровстве икон и мощей, развращении малолетних и подкупе их родителей гуманитарной помощью. Газета утверждает, что располагает материалами (однако упорно не публикует их), из которых она знает всю «подноготную» творящихся в Суздале беззаконий. Все публикации газеты против митрополита Валентина подписаны не конкретным именем, а неким «бюро журналистских расследований». По владимирским меркам, кампания оказалась довольно эффективной: в редакцию «Призыва» посыпались возмущенные отклики читателей, которые потребовали посадить, а то и расстрелять «преступника-Валентина».
РПАЦ нечасто оказывается в «информационном поле» столичной прессы. Пожалуй, пресс-конференция «Кто и за что хочет арестовать митрополита Суздальского Валентина (Русанцова)?», устроенная ее представителями 3 сентября в Доме журналиста, была первой попыткой провести «презентацию» этой Церкви для столичных журналистов. О нынешнем положении РПАЦ и о кампании против ее предстоятеля рассказали управляющий делами РПАЦ архиепископ Борисовский и Санинский Феодор (Гинеевский), секретарь Архиерейского синода протоиерей Аркадий Маковецкий и иеромонах Григорий (Лурье), настоятель РПАЦ в Санкт-Петербурге. На встречу с журналистами приехали родители, чьих детей, по утверждению газеты «Призыв», «развращал» митрополит Валентин, и сами дети.
Организаторы пресс-конференции признали, что она проводится в критических для их Церкви условиях, когда возникла реальная угроза «обезглавливания» РПАЦ. Кстати, о том, что эти опасения далеко не беспочвенны, свидетельствуют события, развернувшиеся во Владимирской областной прокуратуре уже 5 сентября, спустя два дня после пресс-конференции. С санкции прокурора области митрополиту Валентину, вызванному в прокуратуру, предъявлены обвинения по ряду статей Уголовного кодекса, причем к первоиерарху применили первую меру пресечения — с него взяли подписку о невыезде. Насколько можно припомнить, это первый за последние 20 лет прецедент применения столь суровой меры к столь высокопоставленному религиозному деятелю.
Представители Архиерейского синода РПАЦ, которые лишь смутно догадываются о возможных инициаторах кампании против их Церкви в Москве и Владимире, связывают ее начало с действиями бывшего протоиерея Андрея Осетрова, который был уволен митрополитом Валентином с должности секретаря Синода. Обидевшись на владыку, о. Андрей пообещал его «свалить». Он снял видеофильм, на котором записаны свидетельства прихожан, якобы рассказывающих об «аморальном поведении» предстоятеля РПАЦ. Правда, никто из участников пресс-конференции этого произведения кинодокументалистики не видел — бывший протоиерей отправил его копии в ФСБ, прокуратуру, областную и районную администрации и «заинтересованным» лицам в МП. Дети, «показания» которых Осетров записал на видеопленку, рассказали на пресс-конференции, в чем эти «показания» состояли. По их словам, Осетров задавал им невинные вопросы типа «любит ли вас владыка?», «бываете ли вы у него дома?» или просто просил несколько раз повторить «да, да», «нет, нет».
Уже после того как злополучная кассета была запущена в оборот, «осетровцы» продолжали делать мелкие пакости в Суздале: избили на улице иподиаконов митрополита Валентина, облили нечистотами архимандрита — секретаря епархиального управления, исписали неприличными надписями два суздальских храма РПАЦ, вырубили деревья и вырвали цветы, растущие вокруг храмов, и т. д. А тем временем местная милиция вызывала на допросы 11-летних детей, естественно, без ведома родителей и подробно разъясняла им, что такое «сексуальные домогательства», требуя подтвердить, что именно «это» и делал с ними пожилой митрополит. Несколько детей после таких допросов до сих пор пребывают в состоянии шока.
Иеромонах Григорий (Лурье), пользующийся репутацией одного из самых образованных клириков РПАЦ (он — известный ученый-востоковед), объяснил нынешний всплеск гонений на свою Церковь так: «Наша Церковь заявила о себе как единственная Церковь в России, которая связана с традициями Катакомбной Церкви. РПАЦ переросла границы Суздаля, что уже позволяет нам заявлять о себе как о Поместной Церкви».
В пресс-релизе, распространенном на пресс-конференции, определенная доля вины за творящийся «беспредел» возлагается на губернатора Владимирской области коммуниста Николая Виноградова. «В губернаторе Владимирской области Виноградове, — отмечают организаторы пресс-конференции, — проснулось его коммунистическое начало, и он решил, что идеологической идиллии в его области мешает ни от кого не зависимая «Суздальская Церковь».
Можно предположить, что «на уровне центра» нет единого мнения по вопросу о том, как быть с «Суздальской Церковью». В связи с ситуацией вокруг митрополита Валентина часто цитируют фразу кремлевского политтехнолога Глеба Павловского, который, как считается, слов на ветер не бросает. В своем июльском интервью интернет-изданию «Страна. Ру» он назвал «антисуздальскую» кампанию «исключительно эффективным способом сеять вражду и вести к расколу такие информационно-консервативные (в хорошем смысле слова) структуры, как православие в России».
Между прочим, участники пресс-конференции в Домжуре старались всячески подчеркнуть, что они очень не хотят идти на конфронтацию с МП. Иеромонах Григорий сообщил, что владимирский архиепископ МП Евлогий отказался иметь дело с Осетровым, заметив, что «такими методами» он бороться с Валентином не будет. Кстати, во Владимирской епархии МП прекрасно понимают, что публикации «Призыва» наносят удар по репутации Православной Церкви как таковой.
На фоне МП нынешняя РПАЦ смотрится карликом. Она имеет приблизительно 60 зарегистрированных приходов и более ста «катакомбных». Их окормляют 9 епископов и около 50 священников. Приходы РПАЦ есть не только в России, но и на Украине, в Латвии, Белоруссии, Абхазии, Великобритании и США. В Москве РПАЦ располагает храмом, под который переоборудован бывший ритуальный зал на Головинском кладбище. Там служит известный литератор-мемуарист протоиерей Михаил Ардов.
В отличие от других «ветвей» «альтернативного» православия РПАЦ характеризуется достаточно «мягким» психологическим микроклиматом, терпимостью к другим юрисдикциям. Она отнюдь не считает себя эксклюзивной преемницей тысячелетней Русской Церкви, допуская, что каноническая иерархия могла сохраниться как в «катакомбах», так и в РПЦЗ. Иначе говоря, РПАЦ идеально подходит для отработки новой российской модели церковно-государственных отношений, которая позволяет избежать извечного русского спора: «священство выше царства», неизбежного в условиях монополии одной «самой традиционной» конфессии.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru