Каждую весну на улицах Владивостока появляются молодые люди в белых рубашках и с черными рюкзачками за спиной. Ведут они себя подчеркнуто вежливо — уступают места пожилым людям в общественном транспорте, обязательно здороваются с каждым встречным и даже пытаются благожелательно расспросить о самочувствии. Разговоры по большей части не клеятся, поскольку «белорубашечники» практически не знают русского языка. И слава Богу. Если проявить минимум терпения и пару раз обменяться с ними посланиями глухонемых, благодарный слушатель до подъезда собственного дома или офиса вам обеспечен. Служба у них такая, миссионерством называется… К миссионерам мы еще вернемся, а пока приведем выдержку из информационной записки для органов Управления образованием субъектов РФ, подписанной замминистра образования Евгением Чепурных. «Поступающие в правоохранительные органы РФ материалы свидетельствуют об активной деятельности на территории России нетрадиционных религиозных объединений, наносящих ущерб обществу и государству… Так, получены данные о возобновлении деятельности секты „АУМ Синрике“ (в настоящее время переименованной в „АЛЕФ“) на Дальнем Востоке России. По мнению японских экспертов, это связано с тем, что на территории Дальневосточного региона РФ сконцентрирована значительная часть принадлежащих секте денежных средств и расположено несколько замаскированных баз. По данным японских правоохранительных органов, именно на территории России скрываются находящиеся в розыске члены экстремистской организации, причастные к осуществлению газовой атаки в токийском метро…» Ну и так далее. Что касается непосредственно Владивостока, то он фигурирует в записке замминистра только по поводу деятельности религиозной организации «Ананда марг». Однако мы решили «проверить» Приморский край на религиозные пристрастия в целом. Одно время тема деструктивной деятельности всевозможных сект в России не сходила со страниц центральных и местных изданий. В прошлом году антисектантская кампания как-то поутихла. И напрасно… Именно в год политических преобразований под руководством нового президента страны Управлением ФСБ РФ по Приморскому краю была локализована деятельность группы экстремистов из числа активных членов приснопамятной организации «АУМ Синрике», намеревавшихся совершить террористические акты на территории сопредельного государства, то есть на японской территории. В ходе операции контрразведчиков во Владивостоке были арестованы три человека. Активный участник группы Алексей Юрчук успел скрыться и находится во всероссийском розыске. Цепь террористических актов группа экстремистов планировала приурочить к визиту президента Путина в Японию, с тем чтобы еще раз потребовать от японского правительства освобождения лидера «АУМ Синрике» Асахары, а заодно и «разжиться» 10 млн долл. Не получилось. Кстати, на первоначальном этапе численность группы достигала 10 человек, но большинство из них на «террористов» не потянули. Но когда на «явочных» квартирах стало появляться подготовленное для вывоза в Японию оружие, боеприпасы и взрывные устройства, часть «террористов» от греха подальше разбежалась. Оставшиеся, по признаниям контрразведчиков, первоначально больше напоминали больных — отказывались от пищи, часами повторяли про себя какие-то заклинания. От участия в секте и подготовки к терактам особо не открещивались, тем более что в ходе проведения оперативно-следственных мероприятий помимо оружия были изъяты морские карты побережья Японии, специальная литература и видеозаписи, доказывающие принадлежность группировки к секте «АУМ Синрике». Имен «террористов», кроме находящегося в розыске Юрчука (между прочим, уроженца Воркуты), ФСБ не афиширует, поскольку следствие еще продолжается. К тому же подозреваемые сегодня демонстрируют готовность к сотрудничеству с правоохранительными органами. Вообще-то ФСБ крайне неохотно делится информацией по религиозным организациям, мотивируя тем, что органам безопасности категорически запрещено вмешиваться в деятельность религиозных объединений. Там, где речь идет о доказанных правонарушениях, проблем не возникает, но дело в том, что, по признанию контрразведчиков, существующее российское законодательство не дает исчерпывающего определения деструктивной религиозной организации. Это не позволяет официально противодействовать их деятельности на стадии регистрации и, что более важно, проводить упреждающие мероприятия, в том числе и в средствах массовой информации. Как следствие, на территории Приморского края активно действует 241 религиозное объединение, представляющее 21 конфессиональное направление. Среди них и 19 организаций, мягко говоря, не вписывающихся в правовое поле. В частности, уже упомянутая организация «Ананда марг». На своей исторической родине — Индии — «марговцы» официально запрещены, поскольку также «засветились» в совершении террористических актов. В Приморье они впервые зарегистрировались в 1992 году. В 1994-м — регистрация секты была отменена: Арбитражный суд Хабаровска признал местную организацию «религиозной с фанатичным уклоном». Однако уже на следующий год организация вновь регистрируется под названием «АМУРТ — Владивосток» и до сих пор благополучно существует как в Приморье, так и в Хабаровском крае. Более того, «марговцы» ежегодно увеличивают количество своих последователей на Дальнем Востоке. В Приморье своей базой они избрали фермерское хозяйство «Красная поляна» в Анучинском районе, а в Хабаровске на российскую последовательницу «марговцев» зарегистрирован частный вегетарианский детский сад. Кстати, была попытка зарегистрировать аналогичный детский сад и во Владивостоке, но что-то в последний момент сорвалось. Вероятно, обычные бюрократические проволочки, поскольку с финансированием у «марговцев» особых проблем нет — иностранные миссионеры охотно выделяют средства на реализацию подобных проектов. Впрочем, там, где организационные мероприятия действительно становятся камнем преткновения, религиозные объединения весьма успешно пользуются прикрытием названий общественных организаций. С 1993 года в Приморском крае действует «Церковь Объединения» (Муна). Несмотря на то что в Министерстве юстиции РФ «Церковь» зарегистрирована как религиозное объединение, ее проповедники тщательно скрывают свою принадлежность к «Церкви», предпочитая представляться членами общественной организации «Федерация семьи за единство и мир во всем мире» или «Федерация женщин за мир во всем мире». Дело в том, что постановлением Госдумы РФ деятельность «муновцев» обозначена как деструктивная, и им удобней привлекать новых адептов вечно живыми идеями общественного согласия. Но однажды попав в поле зрения надзирающих органов, религиозные организации обречены на перманентную смену «общественного» статуса. Летом 2000 года Ленинский суд Владивостока своим решением приостановил на полгода деятельность «Федерации женщин» в связи с нарушением устава. Интересно, под каким соусом выплывут муновцы в очередной раз? Аналогичная судьба, по всей видимости, ожидает и «Последователей Илии». Пик активности этой организации пришелся на май 2000 года, когда адепты объединения прочно обосновались в Дальнереченском и Красноармейском районах. Под предлогом излечения различных болезней проповедники Илии предлагали своим последователям нормы питания и общественного поведения, представляющие угрозу для здоровья и жизни граждан. Зафиксировано даже несколько смертных случаев среди участников организации, а Дальнереченской прокуратурой возбуждено уголовное дело по факту смерти одной из последовательниц «оздоровительной веры». Уголовное дело заведено и на руководителя объединения, но он так же, как и «асахаровец» Юрчук, от органов следствия скрылся. Читателей наверняка интересует информация в отношении известных и экзотичных сект типа сатанистов или «белых братьев». Бывали в Приморье и «белые братья», но только проездом на Сахалин. Вели они себя достаточно скромно, публичных проповедей не устраивали и ничем «эдаким» в правоохранительных органах не отметились. По сатанистам сведений вообще нет. В отдельных религиозных справочниках сообщается, что во Владивостоке действует несколько сатанинских сект, но подтвержденный следственными органами случай человеческого жертвоприношения имел место в Хабаровске. Было это в 1993 году, когда в заболоченной местности за городом милиция обнаружила останки жертв адептов «Ордена дьявола». Все убийства взял на себя тогда сатанист Прохоров, в доме которого был оборудован настоящий сатанинский храм. Единственный косвенный признак «сатанинского» присутствия во Владивостоке можно связывать с признаниями оперативников, что в подвалах и на чердаках домов иногда можно обнаружить птиц с оторванными головами или распятых кошек с выпотрошенными внутренностями. Принято относить такие находки на шалости местных ребятишек. Однако в деятельности некоторых сатанинских сект обряды жертвоприношения животных занимают не последнее место. В частности, в справочнике «Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера» приводится описание обряда посвящения неофитки секты «Крысятницы»: «Перед началом церемонии крысятницы, одетые в длинные желтые балахоны, принимают какой-то наркотик. Начинается обряд с обращения к „Святой Лолит“ (руководительница секты) и Сатане. Затем кандидатка в крысятницы убивает предварительно собственноручно пойманную и специально принесенную кошку (враг крысы), разбивает той голову и под заклинания „старших сестер“ слегка отпивает мозга убитой кошки». Многие известные маньяки тоже начинали с домашних животных… По большому счету, предметом для беспокойства может быть любое отклонение от официальных мировых религий. Те же ваххабиты, оказывается, по информации правоохранительных органов, предпринимали попытки привить свои идеи и на приморской земле. С 1998 по 2000 год в поселке Славянка периодически появлялся исламский миссионер, гражданин Узбекистана. В своих проповедях он делал акцент на отделение мусульман от русскоязычного населения, отказ от соблюдения законов РФ, противодействие органам власти и управления на местах вплоть до физического воздействия на неверных. Только в 2000 году иностранец был выдворен с территории РФ, но не по религиозным мотивам, а как лицо, незаконно находящееся на территории России. За веру в Отечестве обидно. Конечно, ваххабиты — это крайнее проявление религиозного экстремизма. Но есть огромное количество организаций, официально не претендующих на мировое господство, однако всемерно пытающихся расширить сферу своего влияния. Дабы не оскорблять чувства верующих (скорее, заблудших), перечислять их названия не будем. Для руководства подобных организаций целью является в большинстве своем нажива. Что же касается людей отчаявшихся, то они становятся заложниками не только финансовых афер, но и маниакальных идей. Приморье — один самых благоприятных регионов для подобных религиозных инъекций. Геополитическое положение делает его привлекательным для миссионеров всевозможных раскрасок — от чопорных американо-европейцев до экзотичных азиатов, а период духовного безвременья фактически нейтрализует попытки официальных религиозных властей противостоять наплыву новомодных увлечений в области религиозной философии. Одно время так называемая Церковь Христа оповещала о своих собраниях по репродукторам владивостокских трамваев. Сайентологи регулярно устраивают семинары для желающих стать «более коммуникативными и овладеть знаниями для создания процветающего бизнеса». При этом анонсируется знакомство с «общительными симпатичными девушками». Кстати, «знания основ процветающего бизнеса» обойдется любопытствующим в пару сотен долларов. В несколько раз больше им придется заплатить, чтобы открыть обыкновенную палатку — к сожалению, в административных органах, как и на курсах сайентологов, в первую очередь ориентируются на шелест «зеленых», а потом уже на улыбку до ушей, символизирующую поступательный рост успехов в бизнесе. Ну и, наконец, те миссионеры, с которых мы начали наш обзор, при ближайшем рассмотрении оказались обыкновенными мормонами. Для молодых мормонов-американцев поездка в Россию — это что-то вроде альтернативы службе в армии. Их старшие товарищи более серьезны в популяризации мормонских идей. К примеру, один американец уже несколько лет преподает в старейшем учебном заведении Дальнего Востока — ДВГУ (Дальневосточный государственный университет). На кафедре телевидения и радио он с супругой иногда демонстрирует студентам учебные мормонские фильмы. В них нет ничего из приписываемой мормонам тяги к свальному греху. Добрые, в общем-то, фильмы, милые люди. Учат, как нужно любить ближнего своего, как воспитывать в ребенке светлые чувства, как плохо увлекаться наркотиками, пить, курить и прелюбодействовать. Задевает только то, что об этих простых истинах нам могли бы рассказывать отечественные муллы и православные священники. Сами-то мы не верующие — за державу обидно. Владивосток