Русская линия
Независимая газета В. Александров24.06.2002 

Война и церковь

Отношение к войне — одна из трудных проблем для христиан. С одной стороны, Церковь считает войну злом, возникающим (как и всякое зло) в результате кощунственного употребления богоданной свободы. С другой стороны, Церковь признает, что участие в войне нередко бывает вынужденным, продиктованным необходимостью защитить ближних от несправедливых посягательств и насилия. Участие в войне может быть и разбоем, узаконенным государственной властью, и подвигом самопожертвования и любви. В официальных документах Русской Православной Церкви говорится, что о праведности или неправедности воюющих надо судить по методам ведения войны и по отношению к пленным и мирному населению противника. Указывается, что наиболее правильную оценку войны как подвига либо разбоя можно сделать, лишь исходя из нравственного состояния воюющих. Подчеркивается, что даже при защите от нападения есть опасность творить зло и в силу этого оказаться духовно и морально не выше захватчика. Отмечается, что понятие нравственной правды в вопросах войны должно учитывать и любовь к ближним, и понимание нужд других народов, и убеждение в том, что благу своего народа нельзя служить безнравственными средствами.
С темой войны православные России уже много веков связывают Усекновение Главы Иоанна Предтечи, отмечаемое Русской Православной Церковью 11 сентября. В народном сознании этот день стал напоминанием о павших воинах.
Иоанн Предтеча, очень почитаемый христианами и мусульманами, — последний и величайший из древнеизраильских пророков. Считают, что он рано лишился родителей и в юности примкнул к сектантам-ессеям. Сектанты напряженно ожидали прихода мессии-Христа, но мнили себя единственными достойными общения с Христом людьми. Всех остальных ессеи считали «сынами тьмы», обреченными на гибель. Иоанн согласиться с гибелью «сынов тьмы» не захотел и, оставив ессеев, начал призывать людей ко всеобщему покаянию, готовя их ко встрече с Христом. Внешним знаком покаяния пророк избрал ритуальное омовение (крещение покаяния) и потому стал известен как Иоанн Креститель. Если ессеи стремились к монашескому уходу от мира, то Иоанн (как и Христос) такого ухода не требовал. Пророк призывал людей по-доброму вести обычную «мирскую» жизнь и тем служить Богу. Пророк не был воином в буквальном смысле слова. Но он был воином духа, разившим пророческим словом и религиозное самодовольство «простых» верующих, и беззакония царя и царицы. Царь заключил Иоанна в темницу, а царица добилась казни Иоанна. «И усекли ему главу мечом…» — пишет старинный автор. В этот день верующие соблюдают строгий пост.
Российские католики и те зарубежные православные, которые используют современный календарь, отмечают 8 сентября Рождество Пресвятой Богородицы.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru