«Угрожает ли нам война между христианами и мусульманами?»
Интервью митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла
— Уважаемый Владыко, иные ораторы от политики уже подают нам теракты в США как начало войны между христианским и мусульманским мирами. Какова на этот счет позиция Русской Православной Церкви? — Не хочется верить, что это будет так. Ведь на самом деле огромное большинство верующих желает мира. Ни одна традиционная религия не допускает навязывания веры силой, достижения религиозных целей через агрессию. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод нашей Церкви в Заявлении, сделанном в связи с терактами в Америке, сказали, что это преступление «навсегда останется грехом против Бога и людей, нарушением заповедей любой религии». Террористы, какими бы высокими словами они ни прикрывались, обычно преследуют сугубо низменные цели. Есть среди них и те, кто введены в заблуждение политиками и националистами, эксплуатирующими чувства верующих для собственной борьбы за власть. Именно силы, никак не связанные с религией, сегодня пытаются столкнуть христиан и мусульман, спровоцировать глобальное столкновение между ними. - Так кому и зачем нужна ныне бойня между цивилизациями и религиями? — Думаю, только тем, кто хотят ослабить каждую из сильных религиозных общин. Конечно, почва для напряженности есть — не столько между исламом и христианством, сколько между целостным религиозным миропониманием и миропониманием секулярным, которое ставит человека и его земную самореализацию выше Бога и веры. Современная западная цивилизация лишь условно может быть названа христианской. В ней доминирует власть денег, комфорта, обезбоженной «универсальной» идеологии. С такой властью не согласны многие верующие — православные, католики, значительная часть протестантов, многие мусульмане и иудеи. Мир не должен допустить того, чтобы абсолютное меньшинство его населения, имеющее власть, деньги и влияние, говорило и принимало решения от имени всего человечества. Но «конфликта цивилизаций» можно и нужно избежать. Для этого следует приложить все усилия, чтобы не допустить искусственного стравливания мусульман и христиан. А в конечном счете — начать созидать современное мироустройство по-новому, не на основе доминирования одной идеологии, одного блока экономических, политических, военных и информационных сил, а на основе равного распределения власти между всеми частями населения планеты, между носителями различных мировоззрений и культур. В этой системе должно найтись адекватное место и для западного либерализма, и для последовательного христианства, и для ислама, и для иных традиций, даже если они сейчас выносятся кем-то «за рамки мировой цивилизации». Только так мы сможем предотвратить новые столкновения и выбить почву из-под ног террористов. — Не хочется сейчас говорить о злорадствующих. В России таких, слава Богу, немного. Но вот иные верующие люди, искренне сочувствуя американцам, в то же время считают, что Америка заслужила кару сию за гордыню свою, за духовное растление, навязанное всему миру… — Не стоит никого осуждать, тем более народ, понесший столь страшные жертвы. Напомню, что через несколько часов после трагедии Святейший Патриарх Алексий II направил президенту США Джорджу Бушу телеграмму соболезнования, в которой говорилось: «С великой болью узнал о совершившихся чудовищных преступлениях, которые погубили жизнь и здоровье тысяч людей. Тому, кто виновен в этом, нет оправдания. Всем сердцем надеюсь, что столь ужасные беды и скорби более никогда не придут на американскую землю. В этот трагический час мы с вами — с Америкой и ее народом. И да пребудет на вас милость Божия». Господь видит грехи и добродетели каждого. Лишь Ему принадлежит право совершать высший суд, ведь Он Сам сказал: «Мне отмщение, Я воздам» (Рим. 12. 19). Никому не советую присваивать себе право такого суда, обвинять целый народ, а тем более радоваться его горю. Мы сами в ХХ веке прошли через целый ряд национальных катастроф, причем во многом по собственной вине. И Христос предупреждает каждого из нас: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5. 14). — Известно, что террористы-самоубийцы вершат свои злодеяния под знаменем ислама и якобы по воле Аллаха. Верят, что своими «подвигами» прокладывают себе дорогу в рай. Что вы скажете на это? — Для христианина самоубийство — смертный грех, лишающий надежды на вечную жизнь в Небесном Царстве. Греховно, с православной точки зрения, и любое агрессивное насилие, тем более убийство мирных людей. Даже если совершается несправедливость, лучше бороться с ней мирными средствами. Вообще применение силы в Православии считается возможным лишь для защиты своих ближних, своей семьи, своего народа. — США собираются нанести ответный удар по известным гнездам международных террористов, и, конечно же, снова прольется чья-то невинная кровь. Но если опираться на заповедь «не убий» и оставить зло безнаказанным, придется ждать новых трагедий в любой точке мира. Что делать? — В духе того, что я сказал, заповедь «не убий» отнюдь не означает отказа от защиты ближнего. Мир имеет полное право противодействовать терроризму. Тем более что эта проблема стала общей, она не может быть разрешена в рамках одной страны или одного региона. Атаки на Нью-Йорк и Вашингтон, взрывы в российских городах, похищения и убийства людей на Северном Кавказе, разрушение православных храмов в Косове и Македонии суть звенья одной цепи. На все эти преступления народы мира должны вместе дать решительный ответ. Осуществление злой воли необходимо пресечь, чтобы трагедии не повторялись. Впрочем, вместе с террористами не должны быть «наказаны» целые народы и религии. Тем более нельзя идти по пути конфронтации между последователями христианства и ислама. Еще раз повторю: люди, которые к ней призывают, даже если они говорят «от имени» этих религий, на самом деле грешат против них и не имеют ничего общего с их духовными основами. — Понятно, что пройдет какое-то время, и человек-бомба станет даже для поумневших потомков нынешних террористов посмешищем из прошлого вроде того Герострата, объектом для анекдотов. Но сегодня, увы, не до смеха. Не будучи психиатром, можно легко просчитать, что недавний успех маньяков порядком взбаламутил иные слабые умы, растревожил людей с нездоровой психикой, наркоманов, которым также «кайфово» сыграть в камикадзе. Что вы могли бы сказать одержимым, готовым слепо подчиниться воле злодеев? — Священное Писание и христианская традиция не разделяют чрезмерно оптимистического взгляда на историю. Всегда — до Второго пришествия Господа Иисуса — будут наличествовать грех и порок, безумие и вражда. Мало того, зло будет постепенно умножаться, доходя до крайней черты, после которой Сам Бог победит его в апокалиптической битве, и тогда завершится нынешняя земная история. Поэтому не стоит уповать, что люди сами собой станут лучше. Но в наших силах сдерживать зло, отодвигая время исполнения грозных библейских пророчеств. Для этого нужно хранить мир, уважать друг друга, противопоставлять ненависти — любовь, нигилизму — веру, порокам — нравственную жизнь. Тем же, кто по различным причинам готовы поднять руку на ближнего, могу сказать только одно: одумайтесь и остановитесь! Ведь вы погубите не только окружающих, но и себя, обрекая на муки свою бессмертную душу.