«Армянская церковь традиционно дорожит связями с русским православием»
Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
Закончился визит в Армению патриарха Московского и всея Руси Алексия II, приуроченный к празднованию 1700-летия принятия Арменией христианства как государственной религии. В Ереване Алексий II согласился ответить на вопросы Ъ. — Ваше святейшество, какое значение для Русской православной церкви имеет празднование Армянской апостольской церковью 1700-летия принятия христианства в качестве государственной религии? — Исторически сложилось так, что Армения стала первым государством, где христианство утвердилось в качестве государственной религии. Это случилось еще до того, как святой равноапостольный Константин Великий издал так называемый Миланский эдикт (313 год), по которому христианство получило право на легальное существование на всем пространстве огромной Римской империи. Вера во Христа стала важнейшим фактором, определившим пути формирования армянской государственности и культуры. Напомню, что сама письменность возникает в Армении в конце IV — начале V века в связи с необходимостью сделать доступными тексты Священного Писания, а автор армянского алфавита Месроп Маштоц канонизирован Армянской Апостольской Церковью. Общение с Церковью, обладающей столь давней и богатой христианской традицией, имеет для нас большое духовное значение. Мы верим, что уважительные, построенные на взаимном доверии и любви отношения с армянскими христианами способствуют полноте свидетельства о Христе в современном секулярном мире. С этими чувствами мы подходим к знаменательной дате 1700-летия принятия Арменией христианства, дате духовного рождения армянского народа. — Какие отношения складываются сегодня между Русской Православной и Армянской Апостольской Церквами? — Эти отношения можно охарактеризовать как тесные и братские. Русская Православная и Армянская Апостольская Церкви всегда с вниманием относились к вопросам двусторонних контактов, причем их теплый характер оставался неизменным на протяжении всей истории наших связей. В период Католикоса Вазгена I традиция дружеских отношений была неоспоримым достоянием наших церквей. Та же линия была продолжена при Католикосе Гарегине I и получила новый импульс после избрания на престол Святого Эчмиадзина нынешнего главы Армянской Апостольской Церкви, Святейшего Католикоса-Патриарха всех армян Гарегина II. Свой первый зарубежный визит после избрания на Первосвятительский престол Армянской Церкви Католикос Гарегин совершил в Москву, и это было не случайностью, а осознанным выбором Церкви, традиционно дорожащей связями с русским православием, знаком дружбы и уважения. Подобные встречи предстоятелей двух Церквей происходили неоднократно и свидетельствуют об их особом личном внимании к вопросам межцерковных отношений. В связи с празднованием 1700-летия принятия христианства Арменией я совершил визит во главе делегации Русской Православной Церкви. Визит прошел в период с 22 по 23 сентября этого года в торжественной и теплой обстановке. Постоянные связи поддерживаются и на уровне соответствующих церковных учреждений. Так, Московский Патриархат находится в рабочем контакте с Ново-Нахичеванской епархией, объединяющей верующих Армянской Апостольской Церкви на территории России, и главой этой епархии архимандритом Езрасом. — Имеются ли у церквей общие святые и с чем это связано? — К числу общих святых относится весь сонм угодников Божиих, прославленных церковью до Халкидонского собора 451 года (IV Вселенского для православных), после которого произошло трагическое разделение наших Церквей, имевшее далеко идущие последствия: оно прервало полноту общения в Евхаристии и Таинствах. Одним из святых, наиболее почитаемых в Армении и включенных в святцы Русской Православной Церкви, является Григорий Просветитель. Благовествуя слово Божие, он претерпел от правившего в начале IV века царя Трдата жестокие преследования: более тринадцати лет томился святой Григорий в застенке, где его единственным собеседником был ангел, а сама тюрьма представляла собой яму, полную ядовитых насекомых. Правда Христова взяла верх, и Трдат обратился к вере, став первым армянским царем-христианином. Сейчас на месте узилища святого Григория находится монастырь Хор Вирап, и паломники имеют возможность посетить его и поклониться месту, где совершался апостольский подвиг просветителя Армении. Тот факт, что в Русской Православной Церкви благоговейно почитают труды Григория Просветителя и явленную им святость, становится еще одним подтверждением неразрывной близости и подлинно христианской любви, существующей между Русской Православной и Армянской Апостольской Церквами. — Армянская Апостольская Церковь широко представлена в России. За последние годы во многих российских городах были открыты новые приходы Армянской Апостольской Церкви. Как представлена Русская Православная Церковь в Армении и планируется ли в ближайшем будущем расширить это присутствие? — На территории Армении Русская Православная Церковь представлена пятью приходами (главный из них — Свято-Покровский храм в Ереване), в которых служат два священника и один диакон. Большинство прихожан данных храмов составляет русскоязычное население Армении. Все храмы канонически входят в состав Майкопской епархии. Поскольку эти приходы расположены на территории независимого государства, изучается вопрос о придании им такого статуса, который вполне соответствовал бы уровню добрососедских отношений между Россией и Арменией. Армянская Апостольская Церковь представлена в России отдельной Ново-Нахичеванской епархией.