Согласно научным теориям, мы живем в эпоху так называемого постиндустриального общества. Сегодня западный мир больше занимается информацией, электроникой, реформацией образования, наукой, чем сырьем, металлом, энергией, локомотивами и подобным (эти последние проблемы считаются решенными). Между тем рядом с постиндустриальным миром в стране, которая находится в географическом центре Европы, хранятся безнадежно архаические модели экономики, давно пройденные западными странами. Речь идет о нас, об Украине, где немало граждан все еще живут? за счет охоты, рыбалки и сбора грибов, диких ягод и тому подобное, как это делали наши далекие предки во времена Первой технологической эпохи человечества. Одновременно у нас представлена и Вторая технологическая эпоха — царство ручного труда, которым сегодня занимаются десятки миллионов наших соотечественников. Экономику Третьей индустриальной эпохи, направленную на производство промышленной продукции, в Украине все еще принято считать приоритетной, ее тщательно контролирует власть. А вот сектор самой современной — Четвертой технологической эпохи, связан с созданием и использованием новых научных знаний (информации), в Украине только рождается. Хотя эксперты ХХ в. доказали, что? Информация и знание — это настоящее термоядерное оружие в конкурентной борьбе нашего времени?. Приведенные выше положения цитируются из новой книги Евгения Марчука? Укра§ на: нова парадигма поступу?. В книге анализируются возможные пути дальнейшего развития украинского общества, предлагаются современные модели экономики, которые могут сравнительно быстро и эффективно вывести страну из кризиса. Речь идет, главным образом, о создании в стране центров опережающего развития, которые бы работали по моделям Четвертой технологической эпохи, ?делали? бы деньги не на сырье, а? на мозгах?. ?Так как именно интеллект народа выступает сегодня главной производительной силой общества?. Упомянутые выше центры опережающего развития проверены современным опытом Индии, Болгарии и других, еще недавно слаборазвитых, стран. Индия, например, быстрыми темпами превращается в очередного? экономического тигра?, — за счет новейших информационных технологий, таких как разработка на экспорт программного обеспечения для компьютеров. Подобный путь открыт и для Украины — при условиях соответствующей инициативы и поддержки государства. Еще в ХIХ веке Михаил Драгоманов писал: ?Вся практическая мудрость человеческая может быть в том, чтобы усмотреть направление движения мирового, его меру и закон и воспользоваться тем движением. Иначе это движение пойдет против нас, раздавит нас?. (Цитаты приведены из книги господина Марчука). Судя, однако, по статистике, шансов у нас немного. Автор новой книги напоминает читателю сегодня 85 — 90% наукоемкой продукции приходится на 7 (?Большая семерка?) из 150 стран мира, которые имеют рыночную экономику. Вероятно, мы еще долго будем принадлежать к большинству. Каждый человек ищет в книгах свое. Пусть экономисты размышляют над аналитическими исследованиями Евгения Марчука, над предложенными им макромоделями дальнейшего развития. Для меня же наиболее интересным было то, что среди приведенных господином Марчуком обязательных условий успешного экономического развития Украины не последнее место занимают такие, якобы далекие от экономики, факторы, как духовность человека и общества и нравственность бизнеса. Автор пишет, что финансовые? интересы на международной арене часто отстаиваются без учета таких понятий, как гуманизм, естественные человеческие права, милосердие. Следствием чего бывает как крах экономики, так и обездоливание людей. Человеческая цивилизация до сих пор напоминает ужасное растение, которое не растет и не расцветает, пока его не польют слезами и кровью?. Мы, украинцы, к сожалению, не являемся исключением, тем более, что советские люди десятилетиями исповедовали? заповедь?: ?Сознание определяется бытием?! Закрывая глаза на то, что существует и обратная связь — сознание влияет на бытие. Раздел ?Духовность? господин Марчук начинает словами Григория Сковороды: ?Дерево без души — дрова, трава — сено, а человек — труп?. По мнению автора, ?кризис духовный — глубочайший и самый страшный. И нет более ужасного оружия, чем не одухотворенная мысль?. Это касается всех видов человеческой деятельности, в том числе и политики. В преодолении кризиса духовности значительную роль должна играть религия, церковь — ?мощный механизм развития духовности общества?. Полезно, однако, помнить слова Георга Лихтенберга: ?Страна, где церкви прекрасные, а дома в руинах, так же погибнет, как и та, где церкви в руинах, а дома стали дворцами?. Это весьма актуальное для сегодняшней Украины замечание, хотя и сделанное писателем ХVIII века.