Время MN | Александр Адамский | 22.06.2002 |
События вокруг предстоящего 29 августа заседания Государственного света, посвященного реформе образования, продолжают привлекать внимание общественности.
Как очень важное событие преподнесли информационные агентства передачу 19 августа материалов рабочей группы из рук ее руководителя — главы Карелии Сергея Катанандова — в руки президента России. Очевидно, что во время путешествия по Карелии президент услышал от руководителя республики много того, что не вошло в текст доклада рабочей группы, но может самым решительным образом повлиять на будущие решения главы государства. И в отношении образовательной политики, и в отношении кадровых назначений в этой отрасли.
Но перед актом сдачи главному заказчику результатов своей работы С. Катанандов, судя по всему, пережил несколько месяцев драматических сражений за свою линию в области образования.
Как отмечает один из участников рабочей группы Госсовета по реформированию образования академик Эдуард Днепров, министерство образования с самого начала обсуждений противопоставило себя остальным участникам, членам этого коллектива.
Противостояние ведомства и остальных участников (ученых, депутатов, ректоров, профсоюзов и даже губернаторов), отмечает Э. Днепров, сохранялось на протяжении всей работы. Аналитические данные поставлялись чиновниками медленно, и их качество было низким. А поскольку главным девизом для работы своей группы С. Катанандов объявил «достижение консенсуса», то продвижение вперед достигалось большим трудом. А итоговый документ оказался набором иногда противоречащих друг другу положений. Например, одновременно с требованием модернизации содержания образования указывается, что необходимо сохранить высокий уровень знаний, умений и навыков, а особо — традиционно сильную физико-математическую подготовку школьников. То есть главный порочный принцип, от которого страдает здоровье школьников, — учить всех всему и на высоком уровне — остается незыблемым. А это значит — перегрузка учеников и элементарная нехватка времени для раскрытия индивидуальных способностей каждого ребенка. И таких жертв компромисса в итоговом документе предостаточно. В чем причина мощного противодействия ведомства?
В том, что на время начала работы группы С. Катанандова правительство уже приняло или одобрило целый ряд документов по образованию. И стратегию модернизации, и национальную доктрину, и Федеральную программу развития образования.
Однако задача образовательного ведомства состояла в том, чтобы показать, что ничего лучше и ничего нового рабочая группа Госсовета, собранная к тому же администрацией президента без согласования с министерством, создать не сможет. Поэтому в начале июля ведомство собрало в Подмосковье представителей регионов, и они голосованием решали, применять ли в тексте доклада слово «реформа» или писать: «модернизация». Решили, что слово «реформа» писать не следует. А ведь рабочая группа Госсовета назвалась и называется «по реформированию образования». Ну, а раз нет реформирования, нет предмета обсуждения и на группе.
В тексте итогового доклада действительно нет слова «реформа», но с другой стороны — ни разу не упоминается словосочетание «двенадцатилетка», за которую так же единодушно голосовали 5000 представителей регионов в январе 2000 года на ведомственном совещании в Кремле.
В итоговом документе осуществлена попытка широкого государственного видения образования, ставится вопрос о совершенно новой цене, которую государство может платить за качественное обучение граждан.
В середине июля в кабинете заместителя премьера правительства России Валентины Матвиенко состоялся серьезный разговор с Сергеем Катанандовым (в присутствии министра образования) о том, чтобы решения рабочей группы Госсовета не сильно расходились с прежними документами правительства.
1 августа итоговый документ был сдан в администрацию президента России. А 7 августа на приеме у В. Путина оказался министр образования, и темой беседы была подготовка к новому учебному году и проведению заседания Госсовета 29 августа.
Образовательному ведомству, казалось бы, удалось экспроприировать работу группы Госсовета и выдать ее плоды за собственные достижения. Ход не новый и всегда выигрышный. Хотя, по утверждению того же Э. Днепрова, в тексте доклада нет ни одного абзаца, принадлежащего ведомству. Кстати, самого бывшего министра образования России академика Днепрова, одного из основных авторов и редакторов текста доклада рабочей группы, министерство всеми силами старалось в начале работы удалить из списка, и только настойчивость администрации президента помогла этого не допустить.
До заседания Государственного совета остаются считанные дни. Количество губернаторов, записавшихся для выступления на этом заседании, превышает все допустимые рамки. Интерес огромный. Правда, в отличие от обсуждения электроэнергетики или транспорта, очень трудно сформулировать одно-два эффективных решения. Образовательная политика по природе своей не терпит линейных решений. Образование нельзя отдать только государству или только муниципалитетам, здесь нужен очень тонкий вариант действий, и уж, конечно, не ведомственный, а общественно-политический.