В городке Лесок, находящемся на территории, где идут бои полиции с албанскими боевиками, взорван православный монастырь св. Афанасия. На таком тревожном фоне в рамках операции «Основной урожай» продолжается размещение в Македонии передового отряда специального контингента сил НАТО. Путь к его развертыванию открыло соглашение по выходу из политического кризиса и решению проблем безопасности, подписанное 13 августа при посредничестве США и Евросоюза представителями основных политических партий и сил Македонии в курортном городке Охрид. Несмотря на то, что охридское соглашение подтверждает суверенитет и унитарный характер македонского государства и подчеркивает, что «у этнических проблем нет территориального решения», оно лишний раз свидетельствует об эффективности тактики, избранной албанскими экстремистами, хорошо усвоившими косовский опыт. Главный урок Косово для македонских албанцев состоит в том, что насилие со стороны экстремистски настроенного меньшинства является эффективным инструментом достижения политических целей и хорошей стартовой позицией для переговоров с Западом. На переговорах в Охриде албанской стороне удалось добиться значительных политических уступок, предусматривающих внесение ряда изменений в конституцию страны, а также принятие специальных законодательных и других мер. Они включают дальнейшую децентрализацию системы управления, проведение переписи населения (которая позволит официально зафиксировать демографическую ситуацию, быстро изменяющуюся в пользу албанской стороны, а также последствия массового наплыва албанских беженцев из Косово в Македонию в 1999 г.); предоставление албанскому языку официального статуса в районах, где доля албанского населения составляет не менее 20 процентов, а также увеличение доли немакедонского, прежде всего албанского, населения страны в государственных органах, в особенности в местных полицейских структурах. В течение ближайших двух лет предполагается добиться пропорционального представительства национальных и этнических меньшинств в полицейских структурах. Вероятность реализации положений охридского соглашения, особенно на фоне продолжающихся столкновений между правительственными силами и боевиками, невелика. Не удивительно, что НАТО не взяло на себя функцию контроля за его выполнением, ограничившись задачей сбора оружия у албанских экстремистов. Для последних прямая выгода от развертывания на северо-западе и севере страны подразделений НАТО состоит в том, что македонская армия и полиция вынуждены будут прекратить или сильно ослабить действия против боевиков в этом районе, что даст им возможность закрепиться на уже контролируемых ими территориях. Безопасность сил НАТО в Косово, а теперь и в Македонии полностью зависит от неконфронтационного подхода к албанским экстремистам. В этом смысле предполагаемая «добровольная» сдача ими легкого оружия лишена какого-либо смысла, хотя и предполагает ряд показных мероприятий по сбору вооружения, «инсценировка» которых — в интересах самих же боевиков. В недавнем прошлом эффективность подобной операции по «разоружению» Освободительной армии Косово оказалась крайне низкой. Однако, несмотря на очевидную малоперспективность операции НАТО, а также на то, что она, мягко говоря, не пользуется единодушной поддержкой македонского большинства населения страны, руководство Македонии все же вынуждено пойти на этот шаг. Во-первых, оно не в состоянии самостоятельно справиться с албанскими экстремистами. Во-вторых, многолетнее беспрекословное следование в фарватере западной политики на Балканах и далекие от идеальных отношения с соседями не оставили ему пространства для внешнеполитического маневрирования.