Русская линия
Труд Иван Конев19.06.2002 

Государь простил. А мы?

С неподдельным интересом прочитал в «Труде-7» (28.06.2001 г.) интервью писателя Эдварда Радзинского «Люди не меняются, они лишь меняют одежды». Меня всегда впечатляли писательские и публицистические труды Радзинского, не обманул он моих ожиданий и в этом интервью. Особенно привлекла та часть, где он говорит о своем открытии «истинного смысла» истории гибели императора Николая II и его семьи. Писатель считает, что в его книге «Николай II» главное — не повествование об истории бессудного убийства, жестокого злодейства, а выявившаяся сила духа, которая помогла царю и его ближним «у преддверия могилы… молиться кротко за врагов».
При этом Эдвард Радзинский недвусмысленно провел, по-моему, рискованную параллель между Иисусом Христом и Николаем II, использовав для этого Евангелие, где приводятся слова распятого Христа: «Прости им, Господи… не ведают, что творят… «и строки из письма дочери Николая: «Государь просил не мстить за него… он всех простил». Эти слова, таким образом, свидетельствуют: помазанник Божий неукоснительно следовал евангельским заветам, сердце его было преисполнено любви ко всем людям и всепрощением. А именно этого, убежден Радзинский, и тут я с ним солидарен, так не хватает в нашей жизни. И повинны в этом правители России, чередовавшиеся все 80 с лишком лет после падения царской династии Романовых.
В то же время известно из всех канонических Евангелий, что Иисус из Назарета за годы своей жизни не обидел ни единого живого существа. Наоборот, каждый миг он посвящал духовному и телесному врачеванию людей. Увы, предшествовавшая заточению жизнь царя далека от этого идеала.
Безусловно, править страной в любые времена невозможно без применения насилия, подавления инакомыслия, репрессий по отношению к бунтовщикам, криминалитету. Но у каждого правителя есть возможность выбора методов достижения государственных целей. Жестокость далеко не всегда единственный из них. Жестокости вообще редко можно найти оправдание. А лично Николай — и тому есть тьма свидетельств — повинен в страданиях своих подданных. Вспомним хотя бы Кровавое воскресенье, Ленский расстрел…
Да, жестокими и трусливыми убийцами царской семьи руководили низменные чувства и стремление удержать захваченную власть. Но разве не вся предыдущая атмосфера царской России — притеснения власти, бездарные войны, казни крестьянских бунтовщиков и еврейские погромы, уничижительные акции усмирения — сформировала их такими?
Орел


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru