Точку зрения церкви изложил по просьбе редакции священник Антоний Ильин, сотрудник Секретариата по взаимоотношениям церкви и общества ОВЦС МП (Отдел внешних церковных связей), кандидат богословия, специалист по проблемам биоэтики: — Русская православная церковь сформулировала свое отношение к проблеме клонирования в документе, принятом Юбилейным Архиерейским Собором в августе 2000 года. Клонирование человека представляется недопустимым как попытка человека играть роль Бога и является вызовом замыслу Божию о человеке, отвергая свободу и уникальность человеческой личности, созданной по образу Божию. В связи с этим недавняя законодательная инициатива правительства РФ о введении пятилетнего моратория получает со стороны церкви положительную, но в то же время сдержанную оценку, ибо не через пять, не через пятьдесят лет не может появиться этических аргументов в защиту клонирования человека. Исходя из этого, было бы разумнее как можно скорее для России присоединиться к Конвенции о правах человека и биомедицине и Дополнительному протоколу о запрете клонирования человеческих существ Совета Европы. Но так называемое «репродуктивное» клонирование — это лишь один пласт проблемы, тем более его окончательный запрет со стороны всего мирового сообщества является вопросом времени. На острие этической дискуссии в настоящий момент находится «терапевтическое» клонирование, и здесь, очевидно, не будет полного единомыслия в ближайшее время. О терапевтическом клонировании, то есть о создании эмбрионов человека с целью их использования для лечения различных заболеваний, заговорили в связи с прогрессом в исследовании эмбриональных стволовых клеток, способных дифференцироваться в различные типы клеток и тканей организма, что позволит лечить ранее неизлечимые заболевания. Эмбрион человека становится таким образом не более чем «сырьем» для получения этих стволовых клеток. Для Православной церкви, которая признает эмбрион с момента зачатия человеческим существом, обладающим священным даром жизни, неприемлемы любые манипуляции с эмбрионами, заведомо предполагающие их уничтожение. А что делать десяткам, сотням больных во всем мире, страдающих болезнью Паркинсона, Альцгеймера, сахарным диабетом? Неужели отнять у них надежду? Ни в коем случае. Церковь не выступает против прогресса науки, но не принимает идеологию «прогрессизма», то есть прогресса любой ценой. Необходимо искать альтернативные источники получения стволовых клеток, и это вполне реально, поскольку стволовые клетки есть не только у эмбриона, но и у взрослого человека: в нервной системе, костном мозге, молочной железе и т. д. Исследования в этом направление не столь далеко продвинулись как в случае с эмбриональными стволовыми клетками, однако и в последнем случае еще далеко до внедрения в клиническую практику. Не лучше ли тогда сделать выбор, исходя из нравственных принципов, исходя из благоговения перед самой жизнью?