Православные вступают в короткий, но строгий Успенский пост
Сегодня у благочестивых православных людей начинается Успенский пост, служащий приготовлением к отмечаемому 28 августа (15-го по ст.ст.) празднику Успения Пресвятой Богородицы. Всего две недели длится Успенский пост, но он строгий. В этот период запрещается вкушать все продукты животного происхождения, в том числе и рыбу (в отношении последней есть только одно исключение — рыба может быть на трапезе лишь в праздник Преображения Господня, 19 августа). По средам и пятницам нельзя пользоваться и растительным маслом. В связи с очередным духовным и физическим испытанием для верующих хочется поделиться своими размышлениями о том, как связаны между собой обычай постничества со здоровьем человека. «Приимите пост, больные, — это матерь здоровья», — говорит святитель Василий Великий, и еще: «Приимите пост, здоровые, — это охрана вашей телесной крепости». Пост и здоровье, пост и телесная крепость действительно связаны. Но в расхожем мнении или, скорее, в малоцерковной среде, то есть у людей, не имеющих опыта поста, связь эта видится иною, чем она есть на самом деле. Достаточно часто на вопрос о посте можно услышать: не пощусь по состоянию здоровья. Причем тон такого сообщения очень напоминает заявление о законных льготах, хотя редко кто может объяснить, где и кем им были предоставлены льготы на несоблюдение поста. Обычно священник просит поконкретнее определить это «состояние здоровья», то есть назвать причину, мешающую православному человеку поститься. А потом пытается объяснить, что артрит, или «ноги не ходят», гипертония, холецистит, ревматизм, «голова кружится», атеросклероз, стенокардия, «поясницу ломит», панкреатит, диабет, а также подавляющее большинство остальных известных недугов никак не могут препятствовать посту. Скорее напротив, при большинстве болезней пост, как говорят, показан. И оказывается, что значительная часть людей не постится не потому, что «здоровье не дозволяет», а просто оправдывает свое отношение к посту нездоровьем. А это грех лукавства. Святые отцы советуют: «Если ты постишься, то не отказывайся от поста под предлогом болезни; ибо и непостящиеся часто подвергались таким же болезням» («Древний патерик»). В XIX веке упадок благочестия, особенно среди высших слоев российского общества, выразился и в пренебрежении к постам. В сердцах наших соотечественников нашли отклик западные, якобы научные, теории о вреде постной пищи. У Л.Н. Толстого есть пьеса «Плоды просвещения». Там мужик на слова кухарки о том, что господа не постятся и совсем забыли, какой такой пост бывает, замечает: «Дело господское, по книгам дошли, потому умственность». Эта «умственность», подсчитав все необходимые для жизни человека элементы, не позволяет ему разлучаться с животной пищей даже на короткий срок, однако она же не позволяет обойтись и без диеты. Однажды два опытных и, кажется, даже остепененных педиатра втолковывали родителям маленькой девочки, что ребенок не может расти без каких-то аминокислот и потому пост для него невозможен. Впрочем, то же самое они относили и к взрослому организму. В процессе беседы выяснилось, что девочка слаба, что у нее плохой аппетит. Тогда те же доктора посоветовали исключить на время из меню ребенка животную пищу, то есть те же животные белки, которые только что защищали от «православных фанатиков». По врачебной науке следовало, что ребенка, особенно слабого ребенка, необходимо периодически, на срок от двух недель до месяца, а то и более, держать на растительной, фактически на той же постной, пище. Стоило ли ученым людям так долго и с таким рвением нападать на пост? Русский помещик и ученый Александр Николаевич Энгельгардт, наблюдая трудовую жизнь народа, заметил, что «все время самых трудных работ проходит без мяса. Петровки, когда производятся земляные работы — а это самое лучшее время для таких работ: сухо и день велик, — пост, да и пост-то самый неудобный, потому что даже огородина не поспела…. Потом опять пост — спасовки, время уборки хлеба. Да еще постоянно середа и пятница, середа да пятница». Он обратил внимание и на то, что и при постной пище работники не становятся слабее. «Что мясо для полного производства работы не составляет крайней необходимости, что растительных и азотистых веществ ржаной муки и гречневой крупы совершенно достаточно, это видно из того, что при достаточном количестве жира (имеется в виду растительное масло. — С.Н.) и на постной пище можно выработать то же, что на скоромной… Люди привычные и на трудных земляных работах едят очень часто, даже в скоромные дни, кашу с постным маслом» (А.Н. Энгельгардт «Из деревни»). Постящийся поистине «имеет силу двух человек». Моя прапрабабушка Ольга, по рассказам близких, каждое утро, затопив печь и управившись со скотиной и стряпней, шла на службу в село, а отстояв обедню, бежала домой, поспевая как раз к завтраку семьи. И так каждый день. Она неукоснительно придерживалась церковного Устава, соблюдала все посты и была при этом очень здоровой и сильной. Последнюю, младшую, дочку она родила, когда ей было уже за 50. «И все же, существует же какое-то послабление поста для больного?» — спросит кто-то. Конечно. Но общую рекомендацию тут дать трудно. Можно привести слова из письма преподобного Оптинского старца Анатолия (Зерцалова), написанного к немощной женщине: «Св. Василий Великий учит, что мы не должны быть плотоубийцами, а страстоубийцами, а сему помогает более смирение и сознание своей немощи. Кушай себе чаек и булочки во славу Божию! И не смущайся! Только смиряйся. Впрочем, это другим не объявляй, потому что каждому свое приличествует. Как бывает у лекарей; приходят двое: одному прописывается слабительное, а другому — совсем противное. Вообще не объявляй никому, что тебе дается от старца». Каждому человеку, в зависимости от его устроения, от его болезни может быть дан свой, особый совет относительно поста, но этот совет духовника не универсален. Он вряд ли подойдет другому человеку, а скорее всего он послужит соблазном, и поэтому свои «нарушения по благословению» лучше не объявлять другим людям. Ведь кто-то может применить чужое лекарство к себе, кто-то искусится и осудит нас, кто-то может осудить давшего нам совет. Именно совет. Потому что даже священник не может дать разрешение не поститься. Он может только принять покаяние нарушающего пост.