Русская линия
Завтра17.06.2002 

Хазрат Иса
Мир ему и благословение Аллаха в традиции Пророка Мухаммада

Во имя Бога, Милостивого, Милосердного!
Личность Иисуса Христа (Иса ибн Марьям), которого мусульмане называют Мессией, является с точки зрения исламской традиции завершающей для всей человеческой истории, «новым Адамом», согласно Корану: «Воистину, Иса для Аллаха таков же, как и Адам» (3:59) Для Пророка Ислама Мессия был самым близким и самым любимым в цепи авраамических пророков. Есть рассказ о том, что после победы мусульман и занятия ими Мекки, когда уничтожались все идолы и культовые образы, в том числе и внутри Каабы, единственное, которое Пророк не позволил уничтожить, было изображение Марии с младенцем Иисусом на руках. Связь между Исламом и подлинным ранним христианством бесспорна: ведь предки огромного большинства современных мусульман в таких странах, как Сирия и Ливан, Палестина, Иордания, Ирак, Египет, Ливия, Судан и т. д., — были христианами! Христианской же была примерно половина населения Ирана, значительная часть населения Кавказа, тюрки-кочевники Евразии. Взаимодействие между христианской и мусульманской традициями не прерывалось даже в эпохи наибольшего противостояния (например, крестовых походов). Это взаимодействие мистически осуществлялось через общую для обеих традиций фигуру Иисуса — Исы. Мы приводим здесь лишь крошечную часть хадисов (высказываний Пророка) об Иисусе, существующих в Сунне (исламском предании).

О Божественном могуществе:
Иблис пришел к Иисусу (А.С) и сказал: Разве ты не утверждаешь, что можешь воскрешать мертвых? Иисус сказал: Да. Иблис продолжил: Тогда прыгни с вершины стены. Тогда Иисус сказал: Поистине, раб не испытывает своего Господа. Иблис сказал: О Иисус, может твой Бог поместить землю в яйцо, не изменив при этом его формы? Иисус ответил: Поистине, немощь не является одним из божественных атрибутов, то, что ты сказал, просто невозможно. (Бихар аль-анвар, т.14, стр.329).

О человеческой нищете:
Иисуса, сына Марии, однажды спросили: Как ты проснулся сегодня, о Рухулла? Он ответил: Я проснулся в присутствии моего Господа свыше, и адским пламенем впереди меня и смертью, поджидающей меня. Я не обладаю, тем, о чем надеюсь, и не могу избежать того, что ненавижу, так кто же более нищ, чем я? (Бихар аль-анвар, т.26, стр.17).

О ближнем мире и следующем:
Иисус однажды обратился к собранию своих учеников: Я оставил ближнюю жизнь (ад-дунья) на ваших глазах, не приближайтесь к ней, так как одно из зол этого мира заключается в том, что в нем нет повиновения Аллаху, но вознаграждение следующей жизни не заслужить, не отказавшись от зла этого мира. Так пройдите по жизни и не задерживайтесь, знайте, что корень любого зла есть любовь к ближней жизни. В большинстве случаев пустое желание оставляет лишь вечную тоску. (Бихар аль-анвар, т.14, стр.327).
Иса, сын Марьям, да пребудет мир с ним, сказал: «Трудно получить что-то либо от этого мира, либо от следующего. Что касается хороших вещей этого мира, их трудно получить, потому что, как только ты протягиваешь руку, он (этот мир, здесь речь идёт о зависимости от преходящих вещей, чрезмерной любви к ближней жизни) схватывает тебя быстрее, в то время как все хорошее следующего мира (ахира) трудно заполучить, потому, что ты не найдёшь никого, кто бы помог тебе в этом. (Аль-Кафи, т.8, стр.144).
Когда Иисус (да пребудет мир с ним) проходил мимо дома, чьи жильцы умерли, и другие заняли их дом, он сказал: «Горе тем владельцам, которые унаследовали тебя! Они ничему не научились у своих братьев». (Бихар аль-анвар, т. 14, стр.329).
Иисус (да пребудет мир с ним) сказал своим сподвижникам: «Этот мир и следующий соперники. Когда вы угождаете одному из них, вы вызываете неудовольствие у другого». (Бихар Аль-анвар, т.23, стр.122).
Мессия, да пребудет мир с ним, сказал своим сподвижникам: «Поистине, этот мир есть только мост, так пройдите его, но не делайте из него постоянного жилища. (Бихар Аль-анвар, т.14, стр.319).
Мессия, Иса сын Марьям, да пребудет мир с ним, сказал своим сподвижникам: «Поистине, ест ячменный хлеб и пьёт полевую воду сегодня в этом мире тот, кто завтра станет обитателем Рая». (Адаб Аль-нафс, т.2, стр.225).
Иисус (да пребудет мир с ним) сказал: Кто построит дом на волнах моря? Этот мир есть такой дом, вы не должны воспринимать его как место своего проживания.

О болезни сердца:
Иса, сын Марьям, сказал: Нет более страшной болезни для сердца, чем отсутствие милосердия, и та душа по-настоящему несчастна, которая ко всему безразлична, это есть две причины для отчуждения (от Божественного милосердия) и забвения.

Гнев и его источник:
Ученики сказали Исе, сыну Марьям: О, наш добрый учитель! Что такое самое страшное из всех вещей? Он ответил: Самое страшное это гнев Аллаха. Они спросили: А что может предотвратить его? Иса сказал: Это отсутствие гнева у вас. Они снова спросили: А что является источником гнева? Он ответил: Гордость, высокомерие, и презрение к людям. (Бихар аль-анвар, т.16, стр.28).

Пять зол:
Мессия, Иса, сын Марьям обычно любил повторять: Тот, у кого есть много забот, часто болеет, тот, кто обладает дурным характером, сам причиняет себе мучения, тот, кто много говорит, часто ошибается, тот, кто много лжёт, теряет самодостоинство, тот, кто ссорится с людьми, теряет своё мужество. (Бихар аль-анвар, т.14, стр.318).

О самопознании:
Иса, сын Марии (да пребудет мир с ним), проводил много времени со своими учениками, и наставляя их, обычно повторял: «Тот, кто не познал себя, не может познать меня, а тот, кто не познал свою душу между двумя своими сторонами, не может познать мою душу между двумя моими сторонами. А тот, кто знает свою душу между двумя своими сторонами, познает меня. Тот, кто познает меня, познает и Пославшего меня. (Адаб аль-нафс, т.2, стр.213).

Высокомерие ханжей:
Иса (да пребудет мир с ним) сказал: «О, мои сподвижники! Как много светильников загасил ветер, а скольких богобоязненных извратило высокомерие». (Бихар аль-анвар, т.22,стр. 322).

Благословенные и несчастные:
Иса, сын Марьям, да пребудет мир с ним, сказал: «Блажен тот, для кого молчание есть размышление, чей взгляд есть предостережение, чей дом в достатке, кто сожалеет и плачет о своих ошибках, и от чьей руки и языка люди в безопасности». (Бихар аль-анвар, т.14, стр. 319).
Иисус, да пребудет мир с ним, сказал своим ученикам: «Поистине, вы не достигните того, чего ищете, если не оставите то, что вы желаете, терпеливо вынося то, что вы ненавидите. И контролируйте свои глаза, так как взгляд — причина сердечной похоти и вожделения, и этого достаточно для искушения человека. Счастливы те, которые смотрят на то, что приятно их глазам, и не совершают греха в своих сердцах.
Как далеко от нас прошлое, и как близко к нам грядущее. Горе тем, которые были обмануты, когда-то, что они ненавидят, настигает их, а то, что они любят, покидает их, и приходит то, что им было обещано (здесь скорее всего имеется в виду Судный день). Это и есть причина творения всех дней и ночей…
Не говорите много о пустых вещах ближней жизни. Становятся твёрдыми как камень сердца тех, кто забывает помянуть Имя Бога, но они не чувствуют этого. Не смотрите на недостатки других так, как будто вы шпионите за ними, но старайтесь освободить себя от рабства, так как вы рабы. Сколько течёт вода по склону горы, при этом не смягчая его, и сколько мудрости вами усвоено, но ваши сердца не смягчились! Вы плохие рабы, не благочестивые рабы, не из тех, кто благороден и свободен. В действительности, вы подобны олеандру (растение): все бывают изумлены, увидев его цветы, но съев плоды они умирают. Да пребудет мир с вами!» (Бихар аль-анвар, т. 14, стр.324).

О неисправимом глупце:
Поистине, Иса, сын Марьям, да пребудет мир с ним, сказал: «Я ухаживал за больными, потом с позволения Аллаха излечивал их. Излечивал тех, кто родился слепым, и прокажённых с позволения Аллаха, я воскрешал мёртвых с позволения Аллаха, но я не смог исправить глупца». У Иисуса, да пребудет мир с ним, спросили: «О, Рухулла! Каков этот глупец?» Он ответил: «Он тот, кто кажется себе замечательным, кто думает, что все живут только для него, и тот, кто считает все права принадлежащими только ему, и не находит в себе ни единого недостатка. Такого глупца невозможно исправить». (Бихар аль-анвар, т. 14, стр. 323).


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru