Русская линия
День (Киев) Клара Гудзик12.05.2002 

Московский духовный десант в Киеве
«Автокефалию — только из рук Москвы!»

В Киеве проходит трехдневная международная научно-практическая конференция «Православие и общественная жизнь: воссоздание традиций социального служения церкви». Как заявлено в программе, целью конференции является «обсуждение различных вопросов, которые касаются жизни христиан, церковно- общественных отношений в Украине и России, определенных в „Основах социальной концепции Русской православной церкви“.

„Международная“ конференция является, собственно, российско-украинской, а если еще точнее — российской; это, так сказать, — выездное заседание. Ибо главные докладчики и активные участники — это духовные и светские лица из России. Особенно отметим присутствие в Киеве таких выдающихся деятелей РПЦ, как Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, постоянный член Священного Синода РПЦ, Председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС); Протоиерей Всеволод Чаплин, Секретарь ОВЦС; Кирилл Фролов, пресс-секретарь Союза православных граждан России и много других известных нам через СМИ людей. Митрополит Кирилл — общепризнанный российский Златоуст — сделал блестящий доклад на тему Социальной доктрины РПЦ. Доклад, который, по словам присутствующих, заставил побледнеть все дальнейшие выступления.

Журналистов заинтересовало несколько фактов. Во-первых, в конференции не принимал участия первоиерарх УПЦ (Московский патриархат) митрополит Владимир — в программе не обозначена даже его приветственная речь. От УПЦ выступил на конференции только один представитель духовенства — митрофорный протоиерей, ректор Киевской духовной академии-семинарии Николай Забуга. Среди светских выступающих со стороны Украины видим, главным образом, членов Союза православных граждан Украины, известных своей пророссийской ориентацией, и членов Международной общественной организации „Союз границ“, которая объединяет отставных военных. Возглавляет „Союз границ“ „бывший пограничник“ (так сказано в программе) г-н Варфоломеев, один из наиболее активных участников конференции; именно г-н Варфоломеев открывал конференцию и приветствовал гостей. Среди других докладчиков видим, например, депутата ВР Украины Юрия Кармазина с темой „Пути взаимодействия правоохранительных учреждений и Русской православной церкви“.

Блистали своим отсутствием, как говорили когда-то французы, украинские ученые, политологи-аналитики, известные общественные деятели и публицисты, такие, например, как Евгений Сверстюк или Виктор Еленский. Напрасно искать в программе выступлений ученых Украинского центра политических и экономических исследований или Института философии НАН, где в Отделении религиеведения работает немало настоящих знатоков религиозной ситуации в Украине. Зато на конференцию были приглашены многочисленные представители Православных братств (из Донецка, Одессы), которых, собственно, мало интересовала Социальная доктрина РПЦ — они были заняты исключительно торжеством в Украине „Православия, Самодержавия и Народности (русской)“.

После заседаний первого дня работы конференции состоялась пресс-конференция митрополита Кирилла. Ниже представлено содержание ответов Его Высокопреосвященства на вопросы журналистов.

— Визит Московского патриарха в Украину. Митрополит Кирилл рассказал присутствующим, что Члены московской делегации узнали о том, что планируется визит в Киев Московского патриарха Алексия II, только прибыв в столицу Украины. Московская патриархия до сих пор никаких приглашений не получала, а, значит, и не рассматривала. Ответ митрополита Кирилла можно толковать по-разному — он, собственно, не отрицал возможности такого визита при наличии приглашения.

— Переговоры в Цюрихе. Председатель ОВЦС значительное внимание уделил только что законченным переговорам в Цюрихе, где рассматривались проблемы неканонических церквей Украины. Он сделал особый акцент на том, что это были официальные двусторонние переговоры между представителями Константинопольского и Московского патриархатов. На переговорах также присутствовали представители двух неканонических образований (УПЦ КП и УАПЦ — К.Г.), приглашенные как свидетели, а не как участники. Хотя в любом случае, их присутствие — важный факт для дальнейшего развития событий, для процесса выхода из кризисной ситуации. Но это не было признанием их епископского сана. Ни прямо, ни косвенно.

Официальные участники переговоров хотели проверить искренность представителей неканонических „церквей“ и выслушать их понимание ситуации. Удостовериться в том, что с их стороны действительно присутствовало желание единства, а не желание утвердиться лично любой ценой. Там, в Цюрихе, показалось, что представители неканонических объединений были искренны и состоялся нормальный разговор. Украинская пресса, однако, представила совсем другую картину. Создалось искаженное впечатление, что важным был сам факт этой встречи. Это дешевый прием, по мнению митрополита.

Тем более, что на той же встрече представители Константинопольского патриархата официально заявили — это зафиксировано в протоколе, — что они признают на Украине только одну, каноническую, церковь — МПЦ. И не признают ни одной из неканонических церквей. Это заявление Константинопольских участников является одним из результатов переговоров в Цюрихе.

Как дальше будет развиваться процесс? Митрополит уверен, что нужно думать о будущих мероприятиях, разрабатывать стратегию, но только при условии настоящего желания всех сторон преодолеть раскол. Особый акцент выступающий сделал на том, что неканонических решений в этом вопросе быть не может. Напомнив о нежелании неканонических „церквей“ принять автономию или автокефалию из рук Москвы, митрополит Кирилл заявил: „А из каких еще рук вы можете ее получить“!»

Митрополит Кирилл опроверг мнение, что предоставление каноническим путем автокефалии УПЦ (Московского патриархата) могло бы решить все проблемы украинского православия, включительно с расколом. Согласно информации, имеющейся в распоряжении митрополита, предоставление УПЦ полной и канонической автокефалии может вызвать только ухудшение ситуации, привести к новым расколам. Ибо в Украине, по его данным, есть немало людей, которые принципиально против отделения от Московской церкви. Надо спокойно искать соответствующую — каноническую — модель объединения.

— Отвечая на вопрос о состоянии православно-католических переговоров, митрополит Кирилл напомнил, что этот процесс продолжается уже 12 лет. На уровне разговоров, на уровне общения между членами делегаций всегда достигаются определенные успехи. В жизни, однако, эти успехи не реализуются. Почему? Потому что католики этого не хотят или потому, что не могут? «Иногда, — говорит митрополит Кирилл, — можно услышать искренний ответ: „Не можем“. А если так, зачем этот диалог? Чтобы вызывать недоверие, иллюзии или ожидания паствы? Поэтому сейчас вопрос относительно продолжения православно-католического диалога находится в состоянии изучения, хотя кроме переговоров, собственно, и нет другого пути к взаимопониманию. Что нам необходимо, какие требования мы ставим на переговорах? Во-первых, должны быть обеспечены полные права православных в Западной Украине. В других регионах Римско-католическая церковь должна отказаться от политики прозелитизма. Мы против лицемерной дипломатии — думать одно, говорить — другое, а делать — что-то третье».

— О смертной казни. Отвечая на вопрос об отношении к отмене смертной казни, наш гость рассказал: «Кто-то в Государственной Думе РФ сказал так: „Путин — против смертной казни, а митрополит Кирилл — за!“ Я бы хотел объяснить свою точку зрения. Начну с того, что Старый Завет нигде не осуждает смертной казни. Заповедь „Не убий!“ только относительно можно применить к смертной казни. Не делает этого даже Иисус Христос в Новом Завете. Он остановил руки, которые побивали камнями грешницу, но не осудил самой казни. Напомню, что в России ХIХ века смертная казнь существовала, а казнили тогда всего 5 человек. (Нам известно по крайней мере 15 казненных в ХIХ веке — 5 декабристов и 10 народовольцев, включительно с Александром Ульяновым, родным братом Ленина. — К.Г.) Почему так получилось? Из-за того, что церковь всегда „печаловалась“ об осужденных, просила их помилования — в надежде, что живой человек сможет отмолить свой грех. Я уверен, что отмене смертной казни должно отвечать надлежащее состояние развития общества. И сегодня наша Церковь не выступает ни „за“, ни „против“ смертной казни. Однако практически, независимо от законов, она всегда будет просить помилования осужденным на смерть».


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru