День (Киев) | Клара Гудзик | 12.05.2002 |
Архиерейский собор УПЦ МП, который на этой неделе состоялся в Киево-Печерской лавре, обнародовал? Заявление епископата Украинской православной церкви относительно диалога с раскольниками из УАПЦ и УПЦ КП?.
В заявлении отмечено, что? Епископат УПЦ, неизменно заботясь о спасении своих чад, выражает свое сожаление по поводу раскола в Украине. Мы все стремимся к единству. А далее владыки подтвердили ту жесткую позицию своей церкви, совпадающую с позицией Московского патриархата, которая была сформулирована в первые годы раскола православия в Украине. А именно: в расколе виновата только одна сторона (отделившиеся от Московского патриархата церкви), раскольники приравниваются к еретикам и, соответственно, переговоры? на равных? с ними невозможны. Единственный путь решения проблемы схизмы состоит в раскаянии и возвращении? заблудших овец? (без своих пастырей) в лоно канонической церкви — УПЦ, подчиненной Московскому патриархату. Ни Московская патриархия, ни УПЦ МП не признают какой бы то ни было другой путь — никаких компромиссов, консенсусов или хотя бы христианского прощения и великодушия. Исключается также посредничество других канонических автокефальных церквей Вселенского православия, в частности, Константинопольского патриархата, ?первого по чести в православном мире. По этому поводу в Заявлении сказано: ?При всем уважении к Святейшему Константинопольскому Патриарху Варфоломею, мы вынуждены констатировать, что какое бы то ни было одностороннее вмешательство Константинопольской Церкви в церковную жизнь в Украине может только обострить ситуацию, но никак не разрешить ее?.
Исходя из вышесказанного, все попытки двух украинских церквей узаконить свой статус презрительно именуются? всплеском активности раскольников, называющих свои образования автокефальными церквами, в поиске их канонического признания со стороны Вселенского Православия?. (Почему, собственно, ?поиски канонического признания? являются преступлением?)
Позволим себе проанализировать еще некоторые положения Заявления Архиерейского собора, учитывая несомненную важность этого документа.
Заявление напоминает всем нам, ?что в Украине существует единая каноническая Украинская Православная Церковь, признанная Вселенским Православием? объединяющая преобладающее большинство верующих Украины… которые пребывают в единстве и согласии под омофором Киевского Митрополита. В связи этим хотелось бы напомнить, что в соответствии с последними социологическими опросами, где счет идет на? души?, а не на приходы, большинство православных Украины не считают себя членами той церкви, которая подчинена Московскому патриархату. А что касается? единства и согласия?, то положительное отношение православных Украины к визиту Римского Папы продемонстрировало заметную спорность единства паствы и духовенства УПЦ МП.
Определенные сомнения вызывает также следующее утверждение: ?УПЦ является важнейшим фактором стабильности в Украине, гарантом ее внутреннего единства… Она никогда не вмешивалась во внутриполитическую и государственную жизнь страны, не поддерживала никакие политические структуры, не агитировала на выборах…?. К сожалению, можно привести многочисленные примеры обратного. А именно: участие в выборах духовенства УПЦ МП, протестующие против постановлений власти крестные ходы, энергичная агитация, направленная на дестабилизацию налоговой системы страны, нежелание большинства епархиальных владык переходить на украинский богослужебный язык, распространение в Украине русских шовинистических (антиукраинских) изданий и пр. и пр. Очень часто происходит то, в чем Заявление обвиняет УПЦ КП и УАПЦ, — связывание? богословской стороны вопроса с политической и создание дополнительных проблем в деле достижения единства среди православных?.
Не удержался Архиерейский собор и от угроз. (Мы, впрочем, к ним привыкли — визит Папы, например, должен был привести? К непредсказуемым катастрофическим последствиям?.) Сейчас речь идет о том, что? Создание параллельных существующим (т.е. УПЦ МП) новых канонических структур в Украине (т.е. канонической независимой церкви) угрожает разрушительными последствиями для религиозной и общественной жизни государства…. УПЦ является одной из крупнейших церквей мирового Православия, и дестабилизация ее внутреннего строя неизбежно приведет к многочисленным конфликтам и даже к конфессиональному и межэтническому противостоянию в Украине?. (Между кем и кем?)
В заключение приведем принятое на Соборе действительно конструктивное постановление: ?Раскол в Украине может быть преодолен изнутри… Поэтому мы предлагаем ввести в переговорный процесс между Московским и Константинопольским Патриархатами представителей Украинской Православной церкви, поскольку проблема взаимоотношений касается ее непосредственно. Мы готовы продолжать переговорный процесс с раскольническими группами. (?Но без участия анафематствованного Денисенко?)….В любом случае, возможность решения проблемы разделения православных в Украине УПЦ видит исключительно на канонической основе…?.