День (Киев) | 12.05.2002 |
Лет двадцать назад визит Папы Римского в одну из республик Советского Союза сочли бы утопией. Сегодня — это реальность. Реальностью стало и то, что украинцы, независимо от национальности или вероисповедания, встретили Папу гостеприимно, с подъемом и воодушевлением. В Киеве и во Львове на богослужениях были не только католики западного и восточного обрядов, но также православные и даже те, кто сами себя называют «воспитанными атеистами». Знаменательно то, что в своих проповедях Иоанн Павел II подчеркивал значение Украины как центра всего восточного христианства. Те, кто слышал его обращения, прекрасно понимали, что для него тоже визит в Украину имел невероятную эмоциональную насыщенность. А в последний день пребывания во Львове пресс-секретарь Ватикана сказал, что Иоанн Павел II как будто помолодел на десять лет.
После окончания украинского визита Римского Папы на радио «Свобода» состоялась дискуссия (которая приводится ниже с сокращениями), в которой приняли участие журналисты и политики. Все они фактически отвечали на один вопрос: «Как Вы оцениваете значение, влияние, успех этого знаменательного визита?»
Елена Бондаренко, депутат Верховной Рады:
Я считаю, что это — событие, которое должно подвигнуть каждого верующего человека на осознание своих ошибок, на поиск выхода из лабиринта ошибок. Я считаю, что это своего рода катарсис, который поможет каждому человеку, этой частице общества, которое сегодня строит новую Украину. Если каждый пройдет этот катарсис — я убеждена, что такой катарсис пройдет и в целом Украина.
Лариса Ившина, главный редактор газеты «День»:
— Украина осуществляет не просто реформы или трансформацию — она возвращается в цивилизацию. И на этом пути, может быть, самое значимое событие — это тот невиданный подъем духовных сил, который испытали миллионы граждан Украины в те 5 дней пребывания Понтифика в Киеве и во Львове. Собственно, истощение духовного, нравственного запаса было, может быть, главным тормозом преодоления наших всяческих препятствий. Сегодня украинцы одновременно решают как бы две парадоксальные задачи. С одной стороны — они включены как бы в процесс глобализации, а с другой, одновременно, — должны подтвердить собственную идентичность. Визит Понтифика — величайшая награда за терпение людей, визит человека, который является лучшим проводником между этими новейшими Сциллой и Харибдой. В своей проповеди во Львове он удивительно точно сказал именно то, что нужно слышать сейчас украинцам. До сих пор, наверное, никто не нашел столь важных и теплых слов, которые прозвучали одновременно с призывами к ответственности. Он сказал о том, что свобода, не только внешняя свобода, нуждается во внутреннем подкреплении работой каждого человека внутри себя. И что будущее Украины зависит от того, какую ответственность мы сможем взять на себя. Каждый. Это очень зрелые слова, их политический смысл чрезвычайно велик. И все те, кто их воспринял, подтвердили свою готовность строить Украину лучшую, современную, отвечающую высоким человеческим стандартам. А на суховатом языке, в переложении на язык прагматической политики, можно сказать, что власти сделали, безусловно, очень — как это ни странно — мудрый поступок. Тем более, что визит Папы планировался достаточно давно, и разговоры об этом начались несколько лет назад. Это ресурс не кратковременного действия — речь идет о том, что выбирать, что выбрать. Москву? Для многих это означает также выбор Лукашенко и влияния церкви, которая, как сказал пресс-секретарь Ватикана, отстает от поезда истории. Или мы выбираем непростую работу над собой, занимаемся выработкой стандартов, приемлемых для нормальной цивилизованной жизни. Конечно, это очень непростой выбор, но тем не менее я уверена, что все проповеди, все литургии были встречены небывало открытыми душами, пробудили в людях это желание работать над собой. Это говорит о том, что в украинском народе накоплены колоссальные духовные силы. Они только ждут адекватного проявления — и в политике, в том числе. Вызвать все это на поверхность, было также колоссальным поступком.
Виталий Портников, журналист, Москва:
— Я наблюдал за этим визитом из двух столиц, которые отнюдь не были к нему безучастны — из Варшавы и из Москвы. Любопытно, что отношение было совершенно противоположное. Прежде всего, не только потому, что Польша католическая страна и Папа поляк, а Россия страна православная и православная церковь, как известно, выступала против визита Папы на Украину. Думаю, дело несколько в ином: в Польше, памятуя о визитах Папы в эту страну еще в годы социализма, прекрасно понимают, что значение визитов Понтифика имеет «пролонгированное» действие. И для поляков, для мыслящей части общества приезд Папы означал не сиюминутные дивиденды для украинских политиков, а те изменения в украинском обществе, которые так или иначе могут происходить из-за целого ряда знаковых вещей, связанных с этим визитом. Например, Папа, который молился в Быковне, или Папа, который молился у Бабьего Яра. Моменты весьма важные для восприятия любого украинского гражданина.
Елена Коломийченко, редактор русской службы радио «Свобода»:
— Виталий, вы помните, что в своей последней прощальной речи Папа Римский сказал о том, что он благодарит Президента Украины за отважное решение — в чем была его отвага?
Виталий Портников:
— Это уже вторая часть того, что я видел, — это уже реакция России, потому что в России я столкнулся не с подачей новостей о визите Папы Римского в Украину, а с откровенной пропагандой, которая была связана с тем, что российская политическая элита, большая часть журналистов, большая часть общественности, близкой к Московскому патриархату, воспринимала этот визит исключительно как политическое событие, как-то, что Ватикан теперь рассматривает Украину как некую свою сферу влияния, а Ватикан является, в свою очередь, представителем западной цивилизации. Пристегнем сюда США и Североатлантический союз, пристегнем сюда мнимое противостояние России и НАТО, расширение НАТО, все это взобьем хорошенько, и получится такой обыкновенный пропагандистский коктейль, который сейчас выливают на головы несчастных российских телезрителей по поводу любого знакового события, будь- то приезд Папы или выдача югославского экс-диктатора Гаагскому трибуналу. Было убеждение, что это поездка с далеко идущими последствиями, что это нельзя рассматривать сиюминутно.
Елена Коломийченко:
— Но в то же время многие в России говорят о том, что Россия и россияне, в общем, и сами не возражали бы против того, чтобы Папа Римский Иоанн Павел II посетил и их страну.
Виталий Портников:
— Появлялись действительно такие публикации в российской прессе, в газете «Московские Новости» приводилась цифра «2 процента», говорилось о том, что настроения официальной власти несколько иные, чем настроения Патриархата, я сам об этом писал, писал как об искушении для Владимира Путина, которое представляет этот визит. Искушении — потому что Владимир Путин уже видел, как это все выглядит, насколько выгодно выглядит президент страны, принимающий Папу. И сейчас, после визита Папы в Украину, в официальных кругах действительно думают о приезде Папы в Россию. Более 60% россиян, по социологическим опросам, не против визита Папы в Украину, но 48 процентов из опрошенных считают, что власть должна учитывать мнение РПЦ.
Андрей Шарый, журналист- международник, редактор программы «Liberty Live» — «Свобода»:
— Елена, не каждая поездка Папы сопровождается таким всплеском политических и религиозных дискуссий. Мне в разное время приходилось быть свидетелем визитов Иоанна Павла II в несколько стран. Помню его поездку в Хорватию осенью 1994-го года, которая была очень успешно использована тогдашними хорватскими властями для пропаганды своих политических идей… Как вы считаете, — были ли какие-то специальные цели у нынешнего украинского руководства в связи с этой поездкой Папы?
Елена Коломийченко:
— Скорее всего, были. Разумеется, визит Папы играет колоссальную политическую роль для сегодняшней Украины. Давайте вспомним, что зимой Украина находилась в кризисном или предкризисном состоянии. Но визит Папы послужил для Украины своего рода духовным обновлением, и тот подъем, в котором страна жила все эти дни, — он, несомненно, сослужил службу и политикам Украины. В особенности, если учесть, что Папа поблагодарил Президента за отважное приглашение и добавил, что он будет молиться за то, чтобы он помог Украине стать по настоящему европейской, цивилизованной страной.
Андрей Шарый:
— Но Папа все-таки не простил грехи участникам скандала по делу Гонгадзе, например… Папа выразил надежду, что его визит станет основой, началом, для некоего духовного обновления украинского общества. Как вы считаете, такие поездки способствуют этим целям?
Елена Коломийченко:
— Мы слышали о том, сколько людей, независимо от их конфессиональной принадлежности, выступили за визит Папы — 95 процентов населения. В среду на мессу во Львове пришло около полутора миллионов человек. Цифры говорят сами за себя. Были не только верующие католического обряда, были православные. Между прочим, был во время торжественной литургии и один православный священник, принадлежащий к УПЦ МП. Все это, конечно, способствует умиротворению, успокоению. Если учесть, что рядом в Белaруси в это время находился Алексий, который гневно клеймил Запад и западную религию за экспансию, говорил о том, что православие — единственная этическая религия. Папа же ничего подобного во время своих проповедей не говорил. Наоборот, он все время призывал к диалогу, тем самым способствуя диалогу, толерантности и взаимопониманию между людьми.