Русская линия
Профиль, журнал А. Никонов11.05.2002 

Перекресток

23−27 июня глава Римско-католической церкви папа Иоанн Павел II нанесет визит в Киев. И это несмотря на то, что иерархи Русской православной церкви настоятельно просили отложить визит до лучших времен, а сам папа только что прилюдно покаялся перед православными за жестокости крестоносцев.
Президент Леонид Кучма уже заявил, что визит папы римского нужен Украине (местные власти дважды любезно приглашали понтифика в гости) и пройдет на высоком уровне. Предприняты беспрецедентные меры безопасности: в Киеве проверены и опломбированы чердаки, подвалы и люки подземных коммуникаций. Во время проезда бронированного «папамобиля», на котором Иоанн Павел II передвигается после покушения в 1978 году, местным жителям запрещено выходить на балконы. К ногам папы и под колеса «папамобиля» не разрешается бросать цветы, не рекомендуется открывать дверь незнакомым людям, чтобы в квартиру не вошли террористы…
При этом ожидается приезд в Киев около миллиона паломников и трех тысяч журналистов. Любопытно, что папа должен совершить на Украине канонизацию униатского митрополита Андрея Шептицкого, заявившего, в частности, следующее: «Украинцы — лишь оружие Божественного промысла, призванные вырвать Христианский Восток из клещей ереси (православия.- „Профиль“), водворить его в лоно апостольского престола и европейского сообщества».
Стоит ли после этого удивляться, что главным противником визита папы стала православная церковь. И дело даже не в Андрее Шептицком.
Понтифик посетит Киев в один из самых сложных моментов в российско-украинских отношениях, когда развод государств, естественный в политике, привел к противоестественному расколу церкви, которая политику вообще-то должна игнорировать.

Сейчас на Украине действуют три православные церкви: Украинская православная церковь Московского патриархата, возглавляемая митрополитом Владимиром, УПЦ Киевского патриархата во главе с патриархом Филаретом и Украинская автокефальная православная церковь.
Московская церковь — самая представительная: она имеет 9049 церковных общин, в ее ведении находится главная святыня православной Украины — Киево-Печерская лавра.
УПЦ Киевского патриархата насчитывает 2781 общину, автокефальная церковь — 1015.

Из письма митрополита Киевского и Всея Украины Владимира Иоанну Павлу II: «Вызывает недоумение тот факт, что визит Вашего Святейшества в нашу страну начал планироваться и готовиться без официального уведомления нашей Церкви и какого-либо приглашения с ее стороны. Данная ситуация была недавно обсуждена иерархами Украинской православной церкви, которыми было единогласно принято решение обратиться к Вашему Святейшеству с просьбой отложить Ваш визит в Украину. Главной причиной этого решения является неурегулированность отношений между греко-католиками и православными в Западной Украине (греко-католики пошли на союз с Ватиканом в 1586 году: на территории бывшего польского государства православные подвергались преследованиям, часть из них признали верховенство папы, сохранив православные обряды.- „Профиль“).
Другой проблемой, представляющей особое препятствие для Вашего визита в Украину, является неясность в отношении Римско-католической церкви к расколам, существующим среди православных нашей страны».
Раскол связывают прежде всего с именем Филарета Денисенко, ныне главы Киевского патриархата. До начала 90-х годов владыка был постоянным членом Священного синода Русской православной церкви и митрополитом Киевским и Галицким.
После смерти патриарха Московского и Всея Руси Пимена тогдашний митрополит Филарет был избран местоблюстителем патриаршего престола в Москве. Должность открывала прямую дорогу в патриархи всея Руси. Однако на Поместном соборе РПЦ в июне 1990-го большинство голосов было отдано митрополиту Ленинградскому Алексию (Ридигеру).
Филарет вернулся в Киев, где с распадом СССР предпринял первые попытки вывести Украинскую православную церковь из-под юрисдикции Московского патриархата.
На Архиерейском соборе 1992 года был поднят вопрос о раскольнической деятельности Филарета: церковь, отделенная от государства, могла (а по канонам была обязана) не обращать внимания на политиков, в тот момент перекраивавших карту бывшего СССР.
Филарет дал клятву оставить украинскую церковь в лоне Московской патриархии. Но вернувшись в Киев, заявил, что обещание в Москве из него выбили силой, — деятельность, направленная на отделение украинской церкви, продолжилась. Скоро стало известно, что у Филарета есть семья, и Русская православная церковь предала бывшего киевского владыку анафеме как клятвопреступника и раскольника.
В ответ Филарет объявил о создании Киевского патриархата и был избран первым в истории патриархом Киевским и Всея Украины. Одновременно Московская патриархия назначила главой УПЦ (Московского патриархата) митрополита Владимира.
Последний говорит, что «раскол невозможно преодолеть никакими человеческими средствами, согласно каноническим нормам с Филаретом запрещено не только церковное, но и бытовое общение».
В ходе своего визита на Украину, папа, видимо, захочет встретиться с православными иерархами. Не получится ли так, что единственным из них будет Филарет?
Игорь Выжанов, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, ответственный за связи с Римско-католической церковью: «Представители Ватикана озвучивают идею равнозначности для Рима Украинской православной церкви Московского патриархата, так называемого Киевского патриархата, возглавляемого Филаретом, и Украинской автокефальной православной церкви. Ситуация представляется так, что поскольку на Украине слишком много православных „ответвлений“, то непонятно, чья это каноническая территория и у кого спрашивать официального приглашения для папы. Митрополит Владимир по этой схеме — один из нескольких православных предстоятелей Украины, и на его просьбу можно не обращать особого внимания».
Католический епископат не согласен с такой постановкой вопроса.
Викарный епископ Киевско-Житомирской епархии Римско-католической церкви, генеральный викарий, епископ Станислав Широкорадюк: «Его святейшество папа написал митрополиту Киевскому блаженнейшему Владимиру (Московский патриархат), что хочет встретиться с ним как с братом во Христе и испытывает уважение к православным Украины.
Сегодня мы не занимаемся никаким прозелитизмом. Когда в годы советской власти шло гонение на веру, католических храмов на Украине не было вообще. И многие нынешние католики крестились в православных церквах, признавая православную церковь как сестру.
Папа уже попросил прощения. Нам надо вместе признать свои грехи и ошибки. Не знаю, успеет ли это сделать наше поколение или это будет задачей молодых».
Глава Украинской греко-католической церкви кардинал Любомир Гузар настроен более решительно. В интервью «Независимой газете» он заявил: «Папа же не к вам приезжает, а к католикам. Никто не собирается гнать православных, атеистов, мусульман, протестантов обязательно слушать папу».

И каждый пошел своею дорогой

«Не знаю, как произошли соблазны и преткновения на божественном пути и отчего они не исправляются? Не могу надивиться, какой злой дух, враг истины и противник единодушия, отчуждает братскую любовь вашу от целого христианского стада, внушая, что мы не христиане. Но мы сначала всегда почитали вас христианами, хотя вы во многом от нас отличаетесь».
(Из письма Киевского митрополита Иоанна II папе Клименту III, XI век)

Сегодня мало кто из неспециалистов вспомнит — а с чего, собственно, начался раскол между католиками и православными. Верующие с трудом назовут пару различий между канонами двух церквей.
Между тем началось все еще в VII веке, когда византийский император попытался прекратить почитание икон, предлагая римскому епископу — папе — сделать то же самое. Папа Григорий ответил отказом, и византийский император направил в Рим свой флот. Понимая, что силы неравны, папа обратился с воззванием к франкскому королю Пипину от имени апостола Петра: «Я, Петр, апостол, призываю тебя спасти город, в котором я принял мученическую смерть». Пипин оказал папе военную, а затем и материальную помощь — передав во владения земли. Так возникло Папское государство, которое было ликвидировано только в XIX веке и восстановлено в 1929 году в символической форме: 44 гектара занимает нынешнее государство Ватикан.
…Конфликт длился очень долго и в 1054 году получил развязку. Папский представитель приехал в Византию и поссорился с патриархом Константинопольским Михаилом. Михаил плохо отзывался о Западе, папский легат — о Востоке. Дело кончилось тем, что патриарх вызвал папского легата в собор Cвятой Софии, но тот явился с документами, в которых объявлял византийского патриарха еретиком и нечестивцем, заявлял о разрыве всяких отношений. Патриарх тут же собрал синод и отлучил легата от церкви. С этого времени начался раскол единой апостольской церкви — на Восточную (православную) и Западную (католическую).
В 1964 году, почти тысячу лет спустя, папа римский встретился с Константинопольским патриархом, они сделали копии отлучительных документов 1054 года и сожгли их одновременно в Риме и Константинополе (Стамбуле). Но за истекшее время между католиками и православными накопилось столько различий в догматах, что приход к единству до сих пор кажется сверхзадачей.

Католики признают непогрешимость в вопросах веры и морали папы римского, являющегося, по их мнению, наместником (викарием) Иисуса Христа на земле и преемником апостола Петра. Православные исходят из того, что патриарх — живой человек, а потому может иметь грехи. Источником своего вероучения католики считают Библию и предание — церковную традицию, в которую они, в отличие от православных, включают не только решения соборов, но и суждения римских пап. Духовенство в католицизме поголовно дает обет безбрачия (в православии существует белое духовенство — те, кому позволено жениться, — и черное, монашествующее, неженатое).
Католики признают исхождение Духа Святого не только от Бога Отца, но и от Бога Сына (так называемое филиокве). Верят в существование чистилища, куда души попадают сразу после смерти, — в нем грешная душа очищается путем мытарств от грехов, за исключением самых тяжких — смертных (в православии существуют только понятия рая и ада).
У католиков григорианский календарь, у православных — юлианский. На григорианский календарь перешли греческая, румынская, болгарская православные церкви.
Архимандрит Тихон, наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря: «В канонах церковных есть такое правило: Пасха, то есть праздник Воскресения Христова, непременно должна отмечаться после Пасхи иудейской и не совпадать с ней. Почему именно так? Спаситель был распят и умер на Кресте накануне иудейской Пасхи и в третий день воскрес. Если мы пользуемся старым, юлианским календарем, то эта хронология сохраняется, а если переходим на григорианский, то Воскресение может совпасть с днем распятия, иудейской Пасхой или даже предшествовать этим дням. В таком случае изменчивое время, а не жизнь Богочеловека кладется в основу богослужебного времяисчисления и искажает его».
Кроме того, пропадает важный для православных Петров пост (при поздней Пасхе григорианский календарь оставляет для поста всего несколько дней, а так он длится около месяца).
Если у православных важнейшим праздником является Воскресение Господне, католики, признавая значимость Пасхи, все же главным считают Рождество Христово — сам факт прихода в мир Спасителя.
Таинство миропомазания у католиков проводится с семи-восьми лет, у православных — одновременно с крещением. До 60-х годов XX века у католиков телом и кровью Христовыми (хлебом и вином) причащали исключительно священников, мирян — только телом — хлебом. Сейчас все католики, как и православные, причащаются хлебом и вином. Таинство елеосвящения (соборования) у католиков проводится только для умирающих, у православных — для всех больных, желающих исцелиться и кающихся грешников.
В католичестве еще со средних веков существует понятие «индульгенция» (в переводе с латинского — «милость») — полное или частичное отпущение грехов и письменное свидетельство об этом после внесения денежных средств, которое может быть заменено паломничеством, усердными молитвами, помощью бедным и больным. Католическая церковь таким образом как бы гарантирует прощение грехов. В православии на грешников накладывается епитимья — также с усердными молитвами и постом, но прощение грехов не гарантируется — это, с точки зрения православных, прерогатива не церкви, а Бога, который один видит сердце человеческое.

Крестом и мечом

Интересно, что визит папы римского в Киев, вызвавший бурю эмоций в России и на части территории Украины, предварили покаянные речи понтифика в Греции. Иоанн Павел II сделал сенсационное заявление: он просил прощения у православных христиан за зло, причиненное им во время крестовых походов.
Случилось все около 800 лет назад, когда крестоносцы, благословленные папой римским, отправились освобождать Святую землю от мусульманского владычества, а оказались у стен Константинополя и разграбили Византийскую империю.
Рустам Шукуров, кандидат исторических наук, доцент МГУ: «В большинстве своем малообразованные, хоть и верующие люди, крестоносцы считали, что им все можно. Они не признавали частную собственность — все Божье, все их. На Балканах были кровавые стычки в деревнях, крестоносцы насиловали местных женщин, отбирали у крестьян хлеб, скот, имущество. Балканские земли были гораздо богаче французских и итальянских, такого изобилия люди у себя дома не видели.
Извинения папы касаются в основном четвертого крестового похода 1204 года, когда был осажден и взят Константинополь. Тогда были серьезно подорваны силы Византии. Если бы не крестовый поход 1204 года, не было бы и турецкого завоевания Византии».
Крестовые походы, как нетрудно догадаться, помимо всего прочего имели сугубо прагматические цели. По иронии судьбы самая первая кампания была спровоцирована именно византийскими политиками.
Рустам Шукуров: «Непосредственно призыву папы Урбана II начать первый крестовый поход в 1095 году предшествовали обращения византийского императора Алексея I к западноевропейским государям с просьбой об оказании военной помощи. В конце XI столетия Византия столкнулась с беспрецедентным натиском турок-сельджуков, которые начиная с 1071 года подчинили своей власти большую часть империи, а именно ее обширные малоазийские провинции. Таким образом, целью крестоносцев было не только освободить от власти мусульман святыни в Палестине, но и помочь византийцам устранить тюркскую угрозу. В то же время XI век — это период безусловного признания авторитета христианства и папского престола в западном мире. Поэтому призыв Урбана II можно считать одной из ранних акций прямого влияния церкви на политические процессы».
«Отметились» крестоносцы и на русской земле. В 1240 году зять шведского короля Биргер подвел войска рыцарей к русской границе. Князь Александр Ярославич с небольшой дружиной встретил шведов на берегу Невы и разбил их, получив с тех пор «фамилию» Невский.
В «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» описывается попытка папских послов склонить Русь к католичеству: «Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух умнейших — Агалдада и Гемонта, чтобы послушал ты речи их о Законе Божьем».
Александр Невский дал папским легатам резкую отповедь: «От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до начала Авраама, от Авраама до прохождения израильтян сквозь море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от Рождества Христова и до распятия его и Воскресения — обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не примем». Римские послы удалились ни с чем.
Невская битва князя Александра сохранила для России берега Финского залива и не позволила изолировать Русь от остальных европейских стран.
Впрочем, среди историков существуют разные мнения относительно того, можно ли считать походы рыцарей на Русь «крестовыми». Борис Флоря из Института славяноведения и балканистики РАН, например, пишет («Исторический вестник», N2, 2000):
«Известна булла (послание) папы римского Григория IX от 3 января 1230 года, в которой он призывал шведских рыцарей отправиться в поход против „жестоких язычников“, живущих в Карелии, Ижоре и Вотской земле. Хотя эти территории составляли важнейшую часть Новгородского государства, Русь и тут не была прямо названа, а посылка буллы не сопровождалась принятием каких-либо мер, направленных против Руси.
(…)Помощь, которую Новгород оказывал „язычникам“, вела к военным конфликтам и попыткам экономической блокады русских земель, но все же психологически главным врагом немецких и шведских крестоносцев, как и для римской курии, были язычники, а не Новгород. Крестовый поход против Руси не был объявлен, а официальной целью войны было очередное покорение язычников, а не обращение новгородцев в католическую веру».
Так что недавние покаянные речи Иоанна Павла II, скорее всего, к России не относятся. В XIII веке католики не боролись с русскими православными, а всего лишь заботились — в том числе при помощи оружия — о собственном влиянии на «сопредельных» территориях. Похоже, с тех пор мало что изменилось.

Земные перегородки

Митрополит Московский Платон говорил, что «вероисповедные перегородки между православными и католиками до неба не доходят». Земное — это политика, история, культура. Небесное — Святое Евангелие, христианское учение, исповедуемое обеими церквями.
В «Краткой повести об Антихристе» (произведение художественное, а не богословское) русского философа и публициста Владимира Соловьева момент единения церквей происходит в самом конце человеческой истории — после пришествия Антихриста. Ему отказались поклониться как православный патриарх Иоанн, так и римский папа Петр. Оба были убиты Антихристом, но воскресли: «Пришедшие за телами нашли, что они совсем не тронуты тлением и даже не закоченели и не отяжелели. Подняв их на носилки и закрыв принесенными плащами, они теми же обходными дорогами вернулись к своим, но лишь только они опустили носилки на землю, дух жизни вошел в умерших. Они зашевелились, стараясь сбросить с себя окутывавшие их плащи. Все с радостными криками стали им помогать, и скоро оба оживших встали на ноги целыми и невредимыми. И заговорил оживший старец Иоанн: «Ну вот, детушки, мы и не расстались. И вот что я скажу вам теперь: пора исполнить последнюю молитву Христову об учениках Его, чтобы они были едино, как Он Сам с Отцом — едино. Так для этого единства Христова почтим, детушки, возлюбленного брата нашего Петра. Пускай напоследях пасет овец Христовых».
Похоже, раскол между деятельным Западом и созерцательным Востоком, от которого пострадали и те и другие, — действительно надолго.
А раз так — у церквей нет иного выхода, как пытаться поддерживать пусть худой, но мир. Тем более что «невольник — не богомольник», история не помнит примеров успешного силового «крещения» народов. Многие, конечно, вешали на шею кресты, например, для сохранении собственной жизни, оставаясь при этом такими же далекими от Христа, как предводители «крестоносцев» — от христианства. Самые сознательные «крестители» потом каялись.
Но история повторяется до бесконечности.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика