Огонёк, журнал | А. Никонов | 11.05.2002 |
Слегка озабоченное патриотическим воспитанием наше правительство решило отмечать 8 сентября — день Куликовской битвы — как начало освобождения Руси от монголо-татарского ига. Дата, правда, совсем не круглая (621 год), но, когда людям обещают лишний праздник, это всегда приятно, даже если дело происходит в казенных рамках патриот-воспитательного процесса. И что же вы думаете? Это смешно, но татары выступили против! Несколько генералов и три профессора? татарской национальности? написали Путину письма с просьбой отменить столь оскорбительный для татар праздник и… пересмотреть итоги Куликовской битвы.
Ну генералы ладно, они люди военные, им, допустим, думать особо некогда, но что заставило писать подобные письма ученых мужей?.. Чего зря гадать — нужно пойти и просто спросить! Таковы уж наши огоньковские традиции — давать читателю информацию из первых рук. У меня на выбор были три профессора-подписанта, один другого краше: Бурганов Агдас Хусаинович из РГГУ, Ахтамзян Абдулхак Абдурахманович из МГИМО, Мухамедьяров Шамиль Фаттыхович из Исламского колледжа. Я выбрал Бурганова, потому что он историк, значит, ориентируется в предмете… Далее практически полностью приведена расшифровка нашей беседы. Выводы каждый волен сделать сам.
— Агдас Хусаинович, сразу возьму быка за рога и спрошу конкретно: почему не нужно нам праздновать день Куликовской битвы? Почему татары против?
— Понимаете, вся беда российской социально-исторической науки в том, что нет у нас россиеведения. Не случайно в нашем университете создан Институт русской истории. Нам надо изучать Россию как таковую, исходя из ее опыта — без привнесения чужих концепций. У России своя история, которая не может быть отождествлена с Западом или Востоком. Я против евразийской концепции. Наши люди, которые живут в Сибири, они же отсюда уехали, они европейцы! А Азия — отсталая часть света, и не надо нам Азию приписывать, это уничижительно для России.
— Угу.
— Нельзя считать, что мы настолько захвачены коллективистской идеологией, что отрицаем частно-собственнические отношения и себя как личность. Нет, мы личности! Мы привержены частной собственности!..
— Так… Давайте еще раз попробуем… Почему татары против празднования Куликовской битвы?
— Дело в том, что российская история должна освещаться по новой концепции. Не по такой концепции, в соответствии с которой с одной стороны — русские, с другой — их враги. А по другой, мы все друзья! Войны Средневекового времени нельзя считать межнациональными! Возьмем период покорения Казанского ханства. Это не была война между русским и татарским государствами. На русской стороне участвовали и армяне, астраханские и касимские татары — десятки тысяч отборных воинов!
Иван Грозный рассматривал себя как достойного наследника Золотой Орды. Он хотел захватить все золотоордынское ханство, все улусы. Причем у Ивана Грозного были для этого генетические данные. У него же мать родная — дочь Мамая!.. Поэтому применять к тем временам понятие межэтнических войн неправильно.
При этом нужно иметь в виду, сколько великих людей России были выходцами из татар — Суворов, Кутузов, Достоевский, Тургенев, Аксаков, Чаадаев, Бердяев, Карамзин, Пушкин…
— Пушкин, вы сказали?
— Пушкин! И к чему в этом свете радоваться победе над татарами? Нужно другое выпячивать — единство между народами! Два народа — русские и татары — создали Российское государство. Российское государство создано по образу и подобию Золотоордынского государства.
— Я понял, понял… Татары — великая нация, положившая начало? нашему всему?. Но при чем тут Куликовская битва? Ведь напавшие на Русь кочевники были монголами. Чингисхан был монголом, а не татарином. И Батый был монголом. Просто на Руси всех этих непонятных кочевников с востока звали татарами. Какое отношение имеют нынешние татары к тем? татарам? и монгольскому нашествию?
— А мы их внуки и правнуки. Монголы пришли и растворились в великом татарском народе! Вообще мы, татары, когда говорим о своей истории, монголов даже не вспоминаем!
— Ага. Получается, что это было не монголо-татарское, а чисто-татарское иго?
— Чисто татарское!.. Если это вообще можно считать игом.
— А чем это еще считать? Трехсотлетним праздником?
— Ну-у… Иго не иго, но оно было официально признано Византией.
— Международной общественностью… Когда-то международная общественность отдала Чехословакию Гитлеру.
— Александр Невский был усыновлен Батыем!
— То есть русский народ зря придумал слово? иго?
— Я думаю, это от православия идет, от политики противопоставления народов. Но сегодня-то зачем нам противопоставление? Сегодня мы должны стремиться к консолидации.
— Согласен. Ну, а праздник-то почему мы не вправе попраздновать? Была же Куликовская битва в конце концов!
— Между прочим, в Куликовской битве татары участвовали на обеих сторонах. И у Донского в войске были татары, чтоб вы знали!
— Ага-а! Так значит, вам обижаться-то нечего! Мы вместе с вами победили Мамая! Это теперь наш общий праздник. Праздник победы хороших татар над плохими! Почему же вы против праздника?
— Потому что не надо воспитывать патриотизм на убийствах. Я вообще против милитаристских праздников!
— Значит, День Победы 9 мая тоже нужно отменить?
— День Победы можно оставить, потому что эта война была не так давно. А Куликовская битва… Какая же это победа, если еще сто лет после нее Русь платила дань татарам.
— Так вы должны радоваться тогда!
— А вам тогда чему радоваться?
— А мы радуемся, что Мамаю шею свернули.
— А Мамай-то не Золотая Орда! Это узурпатор! Это мерзавец, который сам хотел сесть на татарский престол! Враг татарского народа!
— Ох, как все закручено… Это мы вам только помогли, выходит? Тогда это скорее ваш праздник! Убили врага татарского народа, потом еще сами же дань платили… Чего ж вы недовольны?
— Да вообще Куликовская битва выдуманная! То историческое место между Непрядвой и Доном в Тульской области — пустое. Археологические раскопки показывают, что не было там никакой битвы. Ни наконечника от стрелы, ни косточки не найдено. Так не бывает! Это выдумка! Это все какой-то монах выдумал и написал. И русский академик Фоменко то же самое пишет. Хотя я с ним не согласен.
— Угу… Значит, это? пустой? праздник, получается. Праздник несуществующей битвы. Можно только посмеяться над глупыми русскими, отчего же вы так протестуете, я никак не пойму?
— Не время, не время сейчас праздновать. Не нужно ссорить наши народы. Татары смотрят на этот праздник как на оскорбление! И потом, у русских и так очень много праздников — в некоторых регионах по сто двадцать — сто сорок дней в году уходят на праздники. Каждый чих — праздник. Лишь бы напиться! Это большой недостаток русского народа. Надо бы поменьше праздновать — больше работать. Вот у татар, например, намно-о-ого меньше праздников!
Вы думаете, почему татары отмечают как национальный день траура день взятия Казани Грозным? Ежегодно в октябре на площади Свободы в Казани, у кремля собираются татары и глубоко скорбят. И это реакция на поведение российской власти! А вот если вы отмените свой праздник, то и мы свой день скорби отменим тоже.