Общая газета | Борис Колымагин | 11.05.2002 |
На днях в Московской городской думе состоялся круглый стол? Деструктивные культы в Москве. Конфессиональная анонимность?, в котором участвовали представители Русской православной церкви, депутаты и сотрудники Мосгордумы, чиновники городской прокуратуры. Обсуждали проблему конфессиональной анонимности, то есть конспиративных методов миссионерской работы некоторых религиозных объединений.
Проблема возникла не на пустом месте. Многие годы православные фундаменталисты насаждали в общественном сознании образ? тоталитарной секты?, стремясь доказать мафиозную и криминальную природу всех новых религиозных образований. В результате гонимые во многих случаях перешли на конспиративные методы работы. Неоиндуисты действовали под видом групп здоровья и клубов изучения восточных единоборств, неохристиане делали вид, что заняты внедрением новых образовательных программ… К похожим методам прибегали и те, кого действительно можно считать людьми социально опасными, — сатанисты и неоязычники. Так что вопрос, затронутый на встрече, не из разряда академических. Как участники? круглого стола? думают его решать? Наиболее концептуально выступила депутат Мосгордумы Людмила Стебенкова. По ее мнению, проблема? конфессиональной анонимности? связана с отсутствием информации о деятельности различных религиозных групп. Следовательно, нужно создать экспертные советы при районных управах, которые могли бы активно сотрудничать с городской системой образования разных уровней, правоохранительными органами и общественными движениями, и давать такую информацию. К ее голосу присоединились некоторые участники? круглого стола?, заявившие, что в экспертные советы должны войти представители традиционных религий.
Разумеется, в этой идее нет ничего дурного. Дурно, если отделением овнов от козлищ в предлагаемых советах займутся православные сектоборцы, которым претит сама мысль о возможности дружеского общения с верующими других конфессий. Главная их мечта — устранить конкурентов с помощью репрессивной машины государства. Вспомним антисектантскую встречу священнослужителей в городе Жуковском, где было заявлено о необходимости еще более тесных контактов РПЦ с правоохранительными органами. Или недавнюю конференцию? Тоталитарные секты — угроза XXI века? в Нижнем Новгороде. Выявляя? опасные секты?, спецы из центра св. Иринея Лионского и братства св. Александра Невского составили длинный список врагов, подрывающих устои и губящих здоровье граждан. В этот реестр вошли практически все новые религиозные движения. В итоговом документе конференции утверждается, что миссионеры не имеют права вступать в общение с сектантами. Известный священник Олег Стеняев прокомментировал это так: миссионерам предложили странную роль врача без пациентов. Может, и не стоило отцу Олегу столь откровенно высказываться на публике. Наказание со стороны православных фундаменталистов обычно следует незамедлительно. Маститый идеолог охоты за ведьмами Александр Дворкин подверг деятельность Стеняева, не называя, правда, его по имени, жесткой критике и даже намекнул на ее? неправославный характер?.
Занимаясь шельмованием нетрадиционных религий, сектоборцы создают Русской православной церкви имидж милиционера в рясе. Вот почему? круглый стол? в Мосгордуме (на котором, заметим, не было ни религиоведов, ни правозащитников, ни представителей новых религиозных движений) оставил двойственное впечатление. С одной стороны — проблема конечно же налицо. С другой — православные фундаменталисты в роли экспертов только породят новую волну нетерпимости в обществе.