Общая газета | Татьяна Вольтская | 11.05.2002 |
В Петербурге возникла новая общественная организация под? скромным? названием — ?Собор православной интеллигенции?. Учредительное собрание — соответственно названию — состоялось в актовом зале Санкт-Петербургской Духовной Академии. Цель, определенная уставом, — ?восстановление исторической роли Православия в формировании духовно-нравственных основ жизни российского общества?, ?объединение интеллигенции на основе православных ценностей жизни и культуры и утверждение этих ценностей в реальных общественных отношениях?.
Интересно, что все-таки имеется в виду — одним махом сделать всю интеллигенцию православной? Или для начала отделить овец от козлищ, коих придется то ли отлучить, то ли перевоспитать? За разъяснениями обратилась к директору Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований профессору Валентину Евгеньевичу Семенову, стоящему у истоков? Собора?.
— Кроме меня, — сказал Валентин Евгеньевич, — у истоков находятся кандидат философских наук, директор межвузовского центра? Наука и религия? Алексей Николаевич Швечиков, академик Российской академии образования Александр Аркадьевич Корольков, философ Александр Леонидович Казин и художник Тимур Новиков. Мы вовсе не клерикалы, но состояние духа в нашей стране нас всех сильно не устраивает.
Западное общество, по Максу Веберу, это общество протестантской морали, а мы, — считает профессор, — ногою твердой станем на православную платформу.
— Но не будет ли обидно, — спросила я, — некоторым, как бы это поаккуратнее выразиться, не вполне православным интеллигентам, которых не примут в? Собор?
Мне сразу же было разъяснено, что русских у нас в стране 82 процента, а есть еще украинцы и белорусы, что православная конфессия является самой массовой, а потому для удержания человека? от аномии? (а — отрицание, номос — закон, то есть отрицание законов и норм) никаких других механизмов, кроме православия, не существует.
Есть у профессора Семенова и своя теория об особенностях? российской полиментальности?, согласно которой в России существует не один, а целых пять менталитетов. Первый и главный, конечно, православно-российский — это? ценности Бога, Духа (именно так, отдельно, что, по-моему, явно попахивает ересью. — Т.В.), заповедей Христовых, святости, совести, соборности?. Второй — коллективно-социалистический, имеющий корни в крестьянской общине и сформировавшийся за последние 70 лет. Третий — индивидуально-капиталистический, чьи корни таятся в западной культуре, а ценности суть? индивидуализм, рационализм, личный успех, прагматизм, деньги как абсолютная универсалия?. Четвертый менталитет — криминально-мафиозный, пятый — мозаично-эклектичный, который есть, по выражению Валентина Евгеньевича, полная энтропия. Существуют еще всякие исламские, иудейские и прочие вкрапления, но на них, как я поняла, останавливаться не стоит, раз православных все равно большинство.
Зато трудно не остановиться на том, как профессор социологии (и глава одного из подразделений Петербургского университета) объясняет имеющиеся менталитеты. Капиталистический менталитет, сетует профессор, ?широко пропагандируется по телевидению и радио, в книгах и журналах, в кинорепертуаре, в концертной и выставочной деятельности. Даже в Русском музее выставки западных живописцев и скульпторов уже конкурируют с выставками отечественных художников?. От исконно? наших? профессор отделяет не вполне? наших?: ?Среди самобытных русскоязычных представителей данной ментальности можно назвать Набокова, Бродского, Неизвестного, Шемякина, Барышникова?.
В этом ряду, помимо мастеров пластики Неизвестного и Шемякина, особо замечателен Барышников: оказывается, и танец может быть русскоязычным.
Логика, избранная профессором, позволяет и статистикой оперировать с ловкостью необыкновенной. Спрашивают, например, у людей, какой они хотят видеть Россию, — на трех первых местах оказывается соответственно Россия демократическая, духовная и православная. Комментарий объясняет, что эта триада напоминает уваровскую формулу? Православие, самодержавие, народность?, вот только самодержавие заменено духовностью, а демократия — и есть власть народа, то есть народность.
Почетным председателем? Собора православной интеллигенции? единогласно избран ректор Санкт-Петербургской Духовной академии, епископ Тихвинский Константин, успевший в прошлом году прославиться скандальными гонениями на студентов, не пожелавших примириться с рукоположением человека, известного им как безбожник, циник и шантажист. Епископ и будущий пастырь всей православной интеллигенции в речи, посвященной рождению? Собора?, в частности говорил, что с точки зрения Церкви недопустимо у солдат, идущих на Чеченскую войну, брать семя на анализ ДНК — для последующего опознания трупов. Пастыря несказанно возмутило не то, что людей убивают, а именно этот? деликатный? момент.
На осень? Собор? намечает собрать конференцию? Духовные и социальные проблемы России?. Которые, осмелюсь предположить, легко решатся путем внедрения лозунга? Православные всея Руси, объединяйтесь!?. Ну, а кто не пожелает быть православным, надо полагать, автоматически станет русскоязычным. А там уж, как известно, — ?кто не спрятался — я не виноват?. Мир, показавшийся было некоторым недальновидным личностям единым, снова разделится на внутренний рай, на сей раз исключительно православный, и тьму внешнюю, западную, где, как известно, только и есть что плач и скрежет зубовный.