Русская линия
Известия11.05.2002 

Теолог любви

Начинающийся сегодня визит папы римского Иоанна Павла II на Украину — то ли его 94-й зарубежный вояж, то ли 96-й. Украина — пятая республика экс-СССР, куда ступит его нога (после Литвы, Латвии, Эстонии и Грузии). В России в православных кругах визит воспринимается болезненно. Еще бы — христианство на Руси пошло из Киева. Правда, до раскола в 1054 году на католичество и православие. 1000-летняя война между церквями продолжается поныне, после окончания холодной войны между Востоком и Западом. Папа римский сделал немало для окончания второй. Церковная вражда — случай много сложнее. Престарелому понтифику уже не видать в ней ни мира, ни победы. И уж тем более — поражения.
Приезд папы предварили 3 тысячи православных протестантов, заклеймивших Иоанна Павла II как посланца антихриста. Но ему не привыкать. К тому же посмотреть и послушать его придут, говорят, до 2 миллионов. А антихриста часто поминают всуе, когда речь идет о делах не небесных, но земных. Конфликт вокруг католицизма на Украине имеет историю посвежее, нежели 1054 год: в 1946 году, обидевшись на поведение в годы войны католиков (западноукраинских), товарищ Сталин «местное отделение» католической церкви (греко-католическую) запретил, а собственность передал отказавшимся от помыслов неприятия коммунизма-атеизма иерархам РПЦ. Греко-католики (их на Украине 5 млн., еще 1 млн. принадлежат к римско-католической церкви) о собственности вспомнили в 1991 году, когда разрешение переосмыслить историю поступило от КПСС. К тому времени «жилищный вопроc» испортил отношения уже и меж православных. В итоге сегодня Киевский патриархат Украинской православной церкви во главе с митрополитом Филаретом, претендующим на паству в 2,5 млн. (из 10 млн. украинских православных), Российская церковь во главе с патриархом Алексием II «легитимным» не считает. Филарет приезд папы приветствовал в той же мере, в какой Алексий его осудил как проявление прозелитизма, то есть распространение католицизма на православные земли. Как в эпоху колониализма: есть сферы влияния британские, французские, а кто нарушит — война. Сегодня церковная война (в отличие от крестовых походов и войн холодных) проходит без сочувствия паствы. По данным ВЦИОМа, 35% россиян приветствуют визит папы на Украину (50% это безразлично). 48% приветствовали бы его визит и в Россию (41% не имеет мнения).
…Понтифику 81 год. Он немощен, и его ватиканские соратнички пускают слухи о надобности уйти на покой. Но Кароль Войтыла, избранный синклитом в 1978 году, не из тех, кто сдается…
Он родился 5 мая 1920 года в польской глубинке — в Вадовице, в семье отставного унтер-офицера. В девять лет потерял мать, потом брат умер от скарлатины. Семья жила небогато, но и не бедствовала. Пенсии отца, ветерана Первой мировой, хватало. В гимназические годы Войтыла увлекся самодеятельностью, играя в вадовицком балаганчике. Публика валила валом. Как и сейчас на его воскресные проповеди на площади святого Петра, во время которых он показывает, как совместить религию с хэппенингом. К тому же папа разговаривает с площадью на понятном ей (во всех смыслах) языке, а приезжающие на мессы делегации со всех концов света старается приветствовать на их родном наречии.
Окончив в 1938 году Вадовицкую мужскую гимназию, Войтыла занялся полонистикой в Ягеллонском университете в Кракове. Как истинный поляк, он был все же во вторую очередь полонистом, а в первую — католиком. Когда 1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу, он как раз был на исповеди у духовника. В годы войны люди выбирали разные пути. Кто ушел в подполье. Кто вступил в прокоммунистическую Армию Людову, кто — в подчинявшуюся лондонскому эмигрантскому правительству Армию Крайову, кто воевал в просоветском Войске Польском. А кто-то просто надеялся, что избавление придет по воле Божьей. К последним относился и Кароль. Чтобы заработать на жизнь, пошел в рабочие — на карьер, затем на фабрику, стараясь попасть в ночную смену, чтобы оставить больше времени для чтения. Благо, оккупанты стихи Норвида и христианских философов не запрещали.
Польский костел стал одним из оплотов сопротивления, принимавшего разные формы — от вооруженного до кулаков в кармане. Краковские священники создали для воспитания молодежи «Группу живых четок». К ней и примкнул Войтыла. На еженедельных встречах в условиях комендантского часа и расстрелов заложников там говорили о самопознании личности и христианской этике. Трудно назвать это сопротивлением. «Четки» к тому же отказывались сотрудничать с подпольем. Тем не менее даже такая деятельность грозила Освенцимом.
Решив стать ксендзом, Кароль поступил в Краковскую духовную семинарию. Тоже подпольную: немцы запретили набор новых священников. После войны, в 1946 году, решив написать диссертацию на тему «Теологическая нравственность учения св. Иоанна Крестителя», направился в Рим. Поступил в Международный папский колледж Angelicum. В 1947 году сдал выпускной экзамен по теологии. Кардинал Сапега выделил ему некую сумму денег, чтобы «объехать Европу». Они были потрачены по назначению. В Польшу он вернулся летом 1948 года викарием бедного прихода в Неговицах. Заигрывания новой польской власти с церковью тогда уже закончились, хотя примас Вышинский делал все для сохранения компромисса с режимом. В 1953 году Войтыла стал преподавателем Краковской семинарии. В печати появляются его стихи, подписанные псевдонимом Анджей Явен. Как деликатно отмечают современники, вирши «сложны для понимания».
28 сентября 1958 года в Вавельском соборе Кракова Войтылу посвящают в епископы. Они тогда были в дефиците, и государство, стремясь «приручить», но и не упустить из-под контроля костел, вызвалось само отбирать кандидатов. Утверждая Войтылу епископом Краковской епархии («кардинальской» столицы Польши), власти были не прочь сделать ставку на возможные трения между Войтылой и Вышинским. Ожиданий этих Войтыла не оправдал: сохранив отношение к примасу как к духовному отцу, он потом преклонил перед ним колени, став папой. Случай в истории Ватикана небывалый.
Теологические изыскания послевоенного периода Войтыла посвящает любви, о которой не без присущей ему раскрепощенности написал ряд трактатов. «Господь привносит в любовные отношения между мужчиной и женщиной высшие призвание и смысл», а потому любовь как взаимное половое влечение неразрывно связана с любовью духовной, и «достойно сердца человеческого то, что „эротично“, если оно „этично“, то есть соответствует новозаветной этике», — писал он.
Отношения Польской объединенной рабочей партии с костелом, хотя и не были отмечены любовью, и близко не напоминали жизнь в СССР Русской православной церкви. В трудные времена, например, в 1956 и 1980 годах, государство даже обращалось к костелу за поддержкой, идя при этом на отдельные уступки.
Кардинал Войтыла, казалось, на политику внимания не обращал. В обыденной жизни был непритязателен. Собственности у него почти не было, он не собирал ни картин, ни даже книг, а его водитель поражался прохудившимся ботинкам и поношенной сутане кардинала. Лишь высокое папское положение в конце концов приучило Войтылу к соблюдению внешней аккуратности в одежде…
С самых первых недель пребывания на папском престоле он активно ездит по миру. На сегодня осталось лишь две неосуществленные мечты — посетить Россию и Китай. Иоанн Павел II снискал известность миротворческими усилиями: так, он участвовал в урегулировании кризиса вокруг Фолклендских островов. Хотя его призывы к миру в бывшей Югославии не возымели действия. Как и на Ближнем Востоке. Курс на укрепление позиций католицизма он всегда понимал так: для выполнения этой миссии церковь не должна отстать от времени, в политическом, культурном, этическом и философском смысле она не может позволить себе быть архаикой. Именно поэтому по его инициативе были реабилитированы Галилей и Джордано Бруно. Поэтому он едет на Ближний Восток, входит в 1300-летнюю мечеть Умайяда, где похоронена голова Иоанна Крестителя, а затем на совместном с мусульманами то ли митинге, то ли проповеди взывает к миру с евреями. Осталось не так уж много современных тем, по которым папа не высказался. Одним из самых неожиданных стал его недавний призыв отвергнуть западный образ жизни, грозящий «духовным и моральным обнищанием». Иоанн Павел II боится, что «в эпоху новейших технологий наша жизнь подвержена риску стать все более безликой… в результате чего человек уже неспособен возрадоваться красоте, созданной Творцом». Впрочем, в этом папа по-своему ортодоксален: у католиков не принято называть паству «рабами». Даже Божьми.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика